Пристегните ремни!

16 августа, 2013, 17:50 Распечатать

Августовский дефицит нефтепродуктов ликвидировать полностью и "сегодня на вчера" не получится — уж больно неожиданным стал белорусский сюрприз.

В августе и сентябре 2013 г. рынку нефтепродуктов предстоит пережить весьма сложный период, которого не было уже больше двух лет. Как это обычно бывает, в самый неподходящий момент в одной точке сошлось несколько факторов, сделавших задачу ресурсного наполнения страны топливом весьма хлопотной. Во-первых, сентябрь — пиковый месяц по потреблению нефтепродуктов (большинство сограждан вернулись из отпусков, детей надо возить в школы). Во-вторых, крупнейший поставщик топлив в лице Мозырского НПЗ (Беларусь) уходит на двухмесячный плановый ремонт, соответственно, поставки оттуда сократятся до минимума. В-третьих, вопреки предупреждениям, появились признаки украинских рукотворных проблем с нефтересурсами. Но главная сложность в том, что ожидаемая в сентябре нехватка поставок нефтепродуктов на рынок началась уже в августе…

Российский переполох

Свое начало нарастающий дискомфорт на топливном рынке Украины берет в России. Крупнейшего в мире нефтедобытчика продолжают сотрясать большие и малые кризисы на рынке нефтепродуктов. Так, с середины июня по август биржевая цена бензина "Регуляр-92" взлетела на 31% (до 36600 рублей за тонну). Причина — ажиотажный спрос на нефтепродукты. Как сообщают "Известия" со ссылкой на доклад Санкт-Петербургской биржи, с 1 по 7 августа 2013 г. на бирже спрос на бензин "Регуляр-92" превышал предложение на 96–212%, на "Премиум-95" — на 125–210%.

Поскольку искать причину в себе в России не принято, виновной, не долго думая, объявили соседнюю Беларусь. 

Мол, не выполняют сябры положений "нефтяного" соглашения, по которому в обмен на
поставки нефти обратно в Россию за год должно возвращаться 2,1 млн тонн бензина и дизельного топлива.

Между тем, по данным "Известий", с начала года и до конца июля из Беларуси на российский рынок было поставлено около 700 тыс. тонн бензина: то есть в среднем всего по 100 тыс. тонн в месяц. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, который считает ситуацию на российском рынке критической, в письме к правительству призвал добиться от Минска поставок в объеме не менее 

150 тыс. тонн в месяц. Казалось бы, все понятно. Но не все так просто.

Дело в том, что, в отличие от объемов, в этом очень странном по многим моментам соглашении между Минском и Москвой не прописаны цены реализации белорусского топлива на российском рынке. 

Белорусы показательно выставляют на российской бирже избыточные объемы, но по ценам, рассчитанным исходя из своего экспортного паритета, а не ориентируясь на внутренние российские цены, которые на 20% ниже экспортных. Этим и объяснятся тот факт, что за первые семь месяцев 2013 г. белорусы выставили на питерской бирже 3,2 млн тонн нефтепродуктов, а продали вчетверо меньше.

Обвинения со стороны Москвы в адрес Минска выглядят смехотворными еще и по той причине, что объем этих поставок минимален на фоне гигантского рынка Российской Федерации. По оценкам российских же аналитиков, белорусский бензин занимает около 3% рынка нефтепродуктов РФ. Соответственно, более обстоятельными выглядят сообщения источников о том, что цены на бензин были взвинчены искусственно путем раздувания ажиотажного спроса на биржах, а накопленных резервов топлива вполне хватило бы для удовлетворения планового спроса на бензин. В частности, взоры общественности начинают обращаться на "Роснефть" и "Газпромнефть" — верные опоры Кремля, фактически контролирующие рынок.

"Я прийшов, тебе нема…"

Как бы там ни было, а российские нефтяные гиганты были вынуждены реагировать на ситуацию. В частности, "Газпромнефть" перенесла с 1 на 25 сентября плановый ремонт Московского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), обеспечивающего около 30% стратегического столичного рынка нефтепродуктов.

Переходя же к рассмотрению обстановки в Украине, важно отметить другие шаги российских нефтяных компаний. "Лимитов на август по белорусским НПЗ для Украины нет, "Роснефть" и "Газпромнефть" забирают весь продукт на Россию", — говорит крупный трейдер, добавляя, что, возможно, что-то может найти "Лукойл".

Сложностей по Беларуси ждали, но в сентябре, на который намечен плановый ремонт Мозырского НПЗ — крупнейшего поставщика бензина и дизельного топлива в Украину. На долю белорусов по итогам января—июля 2013 г. пришлось 35% рынка бензинов и почти 38% — дизтоплива. В целом не будет большим преувеличением сказать, что весь этот объем идет с приграничного Мозыря (в Беларуси есть еще НПЗ "Нафтан", расположенный на севере республики).

Массовым вывозом белорусских нефтепродуктов в Россию проблемы не исчерпались. В начале августа госэкспортер "Белорусская нефтяная компания" (БНК) сообщил, что снизит поставки нефтепродуктов в связи с поломкой установки каталитического крекинга.

Вот это стало для украинских компаний настоящим сюрпризом, так как именно на БНК приходится весомая доля продаж в Украину. "Мы получили официальные уведомления, что по бензину А-92 вообще ничего не получим, по А-95 августовский объем снижен в десять раз", — сообщил один из крупных контрагентов БНК. Другие крупные покупатели подтвердили факт получения писем аналогичного содержания.

С другой стороны, как говорят участники рынка, неполадки в Мозыре удалось оперативно ликвидировать, и предприятие вышло на обычный темп производства. Но будет ли восстановлен прежний план отгрузок? Большинство опрошенных трейдеров отмечают, что на изначальный объем однозначно рассчитывать не стоит. Одни считают, что белорусские НПЗ начали создание запаса на период остановки Мозыря, другие — что топливо может уйти на другие направления. "Российский рынок сегодня дает премию на 50–60 долл. больше на тонне по сравнению с украинским. Это большие деньги", — размышляет о логике белорусов участник рынка.

Самым удивительным здесь является тот факт, что за многие годы работы на стратегически важном направлении поставок так и не был выработан четкий механизм обязательств по поставкам. И если для Украины летом это оборачивается нехваткой светлых нефтепродуктов, то для белорусов — затовариванием в зимние месяцы пониженного спроса. В то же время рынок имеет перед глазами живой пример долгосрочных договоров с концерном "Орлен", где прописаны жесткие санкции в случае срыва графика поставок или проплат. И сюрпризов здесь не бывает. Но как белорусы могут гарантировать выполнение таких жестких условий на год вперед, если "старший брат" (РФ) в текущем году согласовывает график поставок нефти ежеквартально, держа "партнера" на поводке?

На чем поедем и почем?

Ближайшие пару месяцев обещают стать самыми сложными для рынка нефтепродуктов Украины с июня 2011 г. Тогда Мозырский НПЗ планово ушел на ремонт, а ТНК-ВР неожиданно отправила практически весь бензин, произведенный на Лисичанском НПЗ, для погашения кризиса в России. Оголилось почти 50% баланса, но благодаря диверсификации рынка ни дефицита, ни роста цен не случилось. Хотя некоторого дискомфорта избежать не удалось. Будет он и в августе-сентябре 2013 г.

Прежде всего, необходимо отметить, что речь идет о сложностях исключительно с бензином. В свою очередь, по дизельному топливу серьезных опасений не возникает. Залогом повышенной устойчивости рынка в этом сегменте является разветвленная система поставок, в частности по нефтепродуктопроводу из России и через морские порты Украины.

Исходя из динамики объемов потребления и баланса бензина в летне-осенний период, дефицит предложения в августе составляет около 25% рынка (до 100 тыс. тонн) и примерно 20% в сентябре (85 тыс. тонн). Это тот немалый объем, который предстоит перекрыть поставщикам. Как решить эту задачу?

Августовский дефицит нефтепродуктов ликвидировать полностью и "сегодня на вчера" не получится — уж больно неожиданным стал белорусский сюрприз. Эта нехватка на украинском нефтепродуктовом рынке будет покрыта за счет использования запасов, а по другим импортным поставкам основные надежды рынок связывает с Феодосийской нефтебазой. "Бензин на море есть у всех ключевых трейдеров, проблем не ожидаем", — говорит оператор с большим опытом международного трейдинга. Правда, для этого необходимо будет нарастить привычную загрузку терминала вдвое — до почти 100 тыс. тонн.

В то же время на мощнейшую Одесскую перевалку и контролирующую ее группу "Приват" особых надежд нет. Крупнейший оператор не раз давал понять, что любит "подсушенный" рынок, когда конкурентам не приходит в голову мысль о снижении цен. Единственное, чего можно ожидать от Игоря Коломойского, так это небольшого роста переработки на Кременчугском НПЗ, как это было прошлой осенью.

Серьезно изучает вопрос увеличения поставок бензина в сентябре концерн "Орлен", владеющий нефтеперерабатывающими заводами в Польше и Литве. На
момент написания материала определенности по этому направлению не было, но, как показывает практика, этот источник поставок обычно срабатывает (см. рис.).

Уже известно, что повышенные объемы законтрактованы на август-сентябрь в Венгрии. Но самым невероятным является то, что некоторые трейдеры не исключают поставок… из России. "Компании "Роснефть" и "Газпромнефть" не решатся экспортировать по политическим мотивам, но другие производители готовы рассматривать предложения о поставке бензина, если будет хорошая цена", — говорит один из трейдеров, соглашаясь с версией о том, что российский ажиотаж не имеет под собой достаточных оснований.

Ожидает рынок и запуска Одесского НПЗ. Но, вероятно, случиться это может ближе к октябрю, когда нехватка предложения нефтепродуктов уже не будет ощущаться так остро.

Может помочь отечественному рынку нефтепродуктов и государство. Речь о бензине Шебелинского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), принадлежащего "Нафтогазу Украины". Путь на рынок продуктам этого производителя перекрыли, отказав в продлении действия стандартов качества 2011 г. При этом, по имеющимся у автора данным, это стало не столько следствием государственной политики, сколько элементом новой фазы схватки за контроль над НАКом и "Укргаздобычей" в частности. Например, поговаривают о вспыхнувшем конфликте между вице-премьером Бойко и главой "Укргаздобычи" Борисовым. Говорят, расчет был на то, что запрет на использование шебелинского бензина остановит ГПЗ. Наверное, это единственный прибыльный актив "Укргаздобычи". Но "тертый" трейдинговый менеджмент "дочки" нашел выход в экспорте топлива в балтийские порты. Это, конечно, намного менее рентабельно, чем продажа на внутреннем рынке, но не смертельно. Однако шебелинские 30 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц в августе и сентябре 2013-го очень бы не помешали. Почему было не пройти напряженный для рынка период с этим "штыком" в строю? Ведь по дизтопливу понимание проблем в правительстве присутствовало, о чем говорит продление "старого" стандарта на ДТ еще на три месяца. Если Кабмин хочет внести свой вклад в преодоление непростой ситуации на рынке, старый стандарт на бензин нужно срочно продлевать, хотя бы до окончания сезона активного потребления.

Еще один момент, касающийся позиции властей. Это таможня. Сейчас, когда решается судьба самой активной фазы потребления, не должно быть ни шороха, который мог бы насторожить поставщиков. Никаких "проверок качества", как это было 7 августа, когда в Коростене таможня остановила состав белорусского бензина, и никаких других "зависаний программного обеспечения".

Какие существуют риски? Несколько настораживает позиция отдельных трейдеров: кто-то якобы решит за всех их проблемы и привезет то, что обещает. Но так уж устроен рынок, что все будут ждать до последнего, пока не поймут — ожидаемых поставок не будет. Вот тогда не исключен "российский" сценарий с молниеносным ростом цены. Трейдеры боятся и того, что перед лицом общей опасности все привезут очень много нефтепродуктов, в результате чего цена, наоборот, рухнет. (Надо сказать, что подобные опасения небеспочвенны, раз в год такая ситуация случается.)

Несмотря на серьезные риски в ресурсном наполнении, мало кто верит, что на АЗС возможны перебои с топливом. В последние годы этот рынок существенно укрупнился, а это значит, что все вынуждены держать большие запасы. В то же время риск повышения цен есть. Как минимум, он будет обусловлен временным изменением привычной системы снабжения рынка с переходом на более затратные поставки из альтернативных источников (например, морские). Однако в данном случае речь идет максимум о 20–30 коп. на литре. Это при условии, что еще один сюрприз не преподнесет мировой рынок, который в начале осени нередко начинает расти. Как говорится, пристегните ремни!

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно