События последних недель, связанные с судьбой нефтепровода Одесса—Броды, вполне определенно готовили общественное мнение к тому, что о европейском направлении использования этого нефтепровода, похоже, придется забыть. Прямо, разумеется, об этом никто не говорит. Неловко, видимо. Но опосредованно…
Президент Л.Кучма неоднократно высказывал сомнения в том, что есть реальная возможность наполнить нефтепровод каспийской нефтью для прокачки ее в Европу. Мол, и продавцы нефти в очереди не стоят, да и покупатели в каспийском сырье не очень-то нуждаются. К тому же польская сторона не торопится со строительством нефтепровода от Брод до Плоцка с последующим соединением нефтетранспортной системы для доставки нефти в Гданьск. Об этом в частности говорил премьер В.Янукович.
Далее эстафету подхватили депутаты из парламентского комитета по вопросам промполитики и предпринимательства. 23 июня они направили письмо премьеру В.Януковичу, в котором просят срочно принять конкретное решение по использованию нефтепровода Одесса—Броды. По их мнению, при нестабильности отечественного топливного рынка проволочки с конкретным решением участи нефтепровода только усугубляют ситуацию. «Идея «энергетического мостика» для транспортировки каспийской нефти в Европу и одновременного уменьшения зависимости от российских поставок — реальна, но возникает целый ряд вопросов», — подчеркивают депутаты. И, разумеется, задаются вопросами: какой нефтью будет заполнен нефтепровод, достаточно ли ее для заполнения нефтесистемы и возможно ли со всех точек зрения реверсное использование нефтепровода, первая очередь которого сдана в эксплуатацию (?) еще в мае 2002 года и способна перекачать минимум 9 млн. тонн нефти? В принципе, большинство этих вопросов — почти риторические. Без четкого ответа остается принципиальный вопрос: будет ли Одесса—Броды транспортировать каспийскую нефть в направлении на Броды и далее в Европу или же российскую нефть в направлении Одессы?
Правда, 25 июня на 7-м экономическом форуме «Украина —Польша» Л.Кучма заявил, что завершение польской стороной подготовительных работ к созданию СП для достройки нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка является чрезвычайно важным шагом на пути реализации транзитного потенциала двух стран и выразил уверенность, что все необходимые документы для создания СП при участии «Укртранснафти» и компании «Пшиязнь» буду быстро согласованы и украинской стороной: «Важно, чтобы в ближайшее время упомянутое предприятие не только начало свою полноценную деятельность, но и пополнилось реальными инвестициями и новыми участниками».
В свою очередь президент Польши А.Квасьневский выразил надежду, что в 2008 году первая нефть пойдет по нефтепроводу Одесса — Броды в Европу. Это несколько разочаровало сподвижников европейского направления нефтетранспортного проекта. Но польский президент остался верен себе, подчеркнув необходимость того, чтобы этот проект был рентабелен и построен на рыночных принципах. Он выразил надежду, что поддержку в строительстве нефтепровода окажет ЕБРР.
Европейский банк реконструкции и развития не заставил себя ждать. Уже 25 июня после встречи министра топлива и энергетики Сергея Тулуба с представителями ЕБРР — главным банкиром Полом Шапирой и директором представительства ЕБРР в Киеве Камен Захариевым стало известно, что ЕБРР изъявил готовность предоставить кредит для наполнения магистрального нефтепровода Одесса — Броды легкой технологической нефтью при условии наличия у оператора нефтепровода контракта на ее транспортировку. Посол США в Украине Джон Хербст также подтвердил готовность американской стороны и далее содействовать реализации проекта Одесса — Броды.
Как сообщает «Интерфакс-Украина», стороны отметили степень активности и заинтересованности компаний, желающих принять участие в реализации проекта Одесса — Броды, подчеркнув важность внесения в контракты на поставку нефти условия «транспортируй или плати».
По информации Минтопэнерго, к настоящему времени поступило несколько коммерческих предложений от компаний — потенциальных транспортировщиков нефти, которые детально анализируются.
И вот пока все это происходило, кто-то тихо и спокойно, как говорится, в рабочем порядке заручился согласием членов правительства и подготовил к подписи постановление Кабмина «О внесении изменений в пункт 1 постановления Кабмина Украины от 4 февраля 2004 года № 114».
Речь идет об одном маленьком, но очень даже существенном изменении постановления «О мерах по повышению эффективности использования системы магистральных нефтепроводов». Если помните, именно в этом документе было зафиксировано, что нефтепровод Одесса—Броды используется «в направлении из Одессы на Броды».Что и было впоследствии названо европейским вариантом использования этой нефтемагистрали.
Так вот, в рабочем порядке подготовленная поправка как раз и предлагает исключить из февральского постановления одну лишь фразу: «в направлении из Одессы на Броды». Тем самым будет ликвидирован даже намек на то, что еще в начале текущего года правительство Украины официально заявляло о намерении использовать нефтепровод Одесса—Броды для транспортировки нефти из терминала «Південний» в направлении Брод и далее в Европу. А, как говорится, на «нет» и суда нет. Нет упоминания — значит, не собирались?.. И руки у правительства развязаны. Дальше — смотри, кто первый в очереди…
P.S. Пока общественность гадала, подписал ли премьер постановление, открывающее реверсный путь для экспорта российской нефти через нефтеперевалочный терминал «Південний», в ходе пресс-конференции 1 июля посол Республики Польша в Украине Марек Зюлковски заявил, что польская сторона готова не только парафировать соглашение о создании СП при участии «Укртранснафти» и компании «Пшиязнь» для достройки магистрального нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка, но и подписать его. В четверг дипломат сообщил, что «два дня назад» эта тема обсуждалась на встрече замминистра госимущества Польши с послом Украины в Польше Александром Харченко.
Отвечая на вопрос, почему соглашение не было готово к заседанию 7-го экономического форума «Украина—Польша» (24 июня, Ялта), как это планировалось, посол высказал мнение, что причиной тому стали «технические» вопросы. «Мы предложили украинской стороне проект договоренностей в начале прошлой недели, поэтому было не так много времени, чтобы завершить все процедуры. Я ежедневно был на связи с Министерством экономики, и это было не так просто», — подчеркнул он.