Добыча госкомпаниями газа в Украине и его дальнейшая реализация населению - это запутанная, сложно организованная, порой необъяснимая деятельность, которая плохо сочетается с экономикой и слабо напоминает бизнес. По большому счету, НАК "Нафтогаз Украины" и ее "дочки" "Укргаздобыча", "Укрнафта", и до недавнего времени - "Черноморнефтегаз", являются атавизмом советской административной экономики, который без существенных
изменений дожил до наших дней. Запас прочности и устойчивость государственных нефтегазовых компаний позволили им худо-бедно существовать до последнего времени. Но, как известно, ничего вечного не бывает, и кажущаяся стабильность госкомпаний плавно переросла в стагнацию, и впереди забрезжил вполне реальный и осязаемый, а главное, скорый конец. Особенно актуальна подобная перспектива для "Укргаздобычи", о которой свидетельствуют итоги работы в первом полугодии, о чем будет детально сказано ниже.
Проблемы "Укргаздобычи" могут стать головной болью для всей страны. Уже осенью с началом отопительного сезона это может на себе почувствовать рядовой потребитель, поскольку именно население потребляет "дешевый" газ "Укргаздобычи". Если в срочном порядке не взяться за решение проблем газодобывающей отрасли, Украина может потерять собственную добычу.
Чтобы понять важность "Укргаздобычи" для страны, обратимся к цифрам. Годовой объем производства "Укргаздобычи" превышает 15 млрд кубометров газа, что составляет 75% всей собственной добычи и 25–30% потребления в стране. Наряду с "Газпромом" (25,8 млрд кубометров - импорт в 2013 г.) "Укргаздобыча" является крупнейшим поставщиком газа на внутреннем рынке. Но отличие в том, что "Газпром" зарабатывает в Украине, а "Укргаздобыча" несет убытки. Выживает госкомпания пока за счет непрофильной деятельности - производства нефтепродуктов и сжиженного газа. Но с начала года объемы производства резко упали: нефтепродуктов - на 10%, сжиженного газа - на 25%. Понятно, что госкомпания не сможет долго добывать газ за счет продажи нефтепродуктов. Шебелинский газоперерабатывающий завод, где производится топливо, требует модернизации стоимостью
800 млн долл. для того, чтобы выпускаемые бензины и дизтопливо соответствовали действующим нормам Евро-4. Разговоры о модернизации ведутся десять лет, но средств для ее проведения нет. Если вопрос не решится, компания рискует потерять не только переработку, но и добычу.
Сложности ценообразования
Ценообразованием на газ занимается Национальная комиссия по госрегулированию в сфере энергетики (НКРЭ). Подход для разных групп производителей и потребителей у этого национального регулятора разный. Так, цена газа "Укргаздобычи" составляет 419 грн (с НДС) и уже несколько лет подряд не меняется. Та же НКРЭ, исходя из цен импортного газа, определяет цену для промышленных предприятий в 5668,8 грн (с НДС) за тысячу кубометров. По такой цене частные компании и трейдеры могут продавать газ конечным потребителям.
Почему существует такой перекос, логично объяснить нельзя. Возникает вопрос: как так получилось, что за импортный газ и частникам промпотребители платят в 13,5 раза больше, чем государственной "Укргаздобыче"? Раньше низкую цену для госкомпании объясняли необходимостью держать низкую цену газа для населения, но с 1 мая цены для населения значительно выросли и составляют от 1182 до 4011 грн за тысячу кубометров. Логично было бы поднять и цену газа для "Укргаздобычи". Госкомпания просит повысить ее до 890 грн (с НДС), что позволило бы покрыть себестоимость и обеспечить инвестиции в добычу. Но в НКРЭ ее пока не услышали.
При цене в 419 грн добывать газ становится бессмысленно. Тем более что НАК "Нафтогаз Украины" умудрилась задолжать "Укргаздобыче" за "дешевый" газ почти 3 млрд грн. У "Нафтогаза" долгов намного больше, дефицит компании в текущем году оценивается в 80 млрд грн. Так что неудивительно, что часть своих проблем НАК пытается переложить на "Укргаздобычу".
Надо признать, что "Укргаздобыча" находится в тупиковой ситуации, весь добываемый газ компания продает по цене ниже себестоимости, а получает деньги с отсрочкой в полгода. С другой стороны, у компании есть задолженность перед банками. "Наши долги перед банками соответствуют задолженности НАК "Нафтогаз Украины" перед компанией, это примерно 2,9 млрд грн. Но нам обслуживание кредитов обходится почти в 50 млн грн ежемесячно", - заявил на пресс-конференции 8 июля руководитель "Укргаздобычи" Сергей Костюк.
Как следствие, появились серьезные проблемы с финансированием производственной программы, а это бурение и строительство новых скважин, ремонт действующих. Отсутствие инвестиций сказывается на результатах работы компании. По итогам первых шести месяцев 2014 г. добыча газа снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 100 млн кубометров (1,2%), а нефти и конденсата - на 60 тыс. т (21%).
Перспективы роста
Справедливости ради отметим, что такая проблемная ситуация сложилась не сегодня, но именно сейчас, когда труба из России перекрыта, а переговоры с "Газпромом" зашли в тупик, пришло время обратить внимание на положение дел в отечественной добывающей отрасли.
Собственная добыча газа в Украине по европейским меркам довольно значительная - почти 20 млрд кубометров в год. По этому показателю Украина уступает только Норвегии, Нидерландам и Великобритании. В условиях резкого падения потребления газа Украина сможет обеспечить себя в текущем году на 40–45%.
Кроме этого, Украина при определенных условиях может рассчитывать на существенный рост добычи. По оптимистическим прогнозам, к 2020 г. можно увеличить добычу до 30–
35 млрд кубометров, но для этого необходимо выполнить несколько условий. Потенциал украинской добычи хорошо виден на примере частных компаний. Высокие цены газа для частников открыли двери для инвестиций и технологий, и результат не заставил себя ждать. В 2013 г. независимые газодобывающие компании увеличили добычу на 18%, а в первом полугодии 2014-го - на 32%. Сегодня частная добыча газа - один из самых динамично растущих сегментов экономики Украины. Хотя и здесь существует масса проблем, связанных с разрешительной деятельностью.
Государственные компании "Укргаздобыча" и "Укрнафта", несмотря на стагнацию и истощение основных месторождений, тоже имеют значительный потенциал для увеличения добычи нефти и газа. По словам руководства "Укргаздобычи", только за счет повышения закупочных цен на газ до 890 грн (с НДС) за тысячу кубометров компания сможет дополнительно инвестировать в добычу 3 млрд грн ежегодно, что позволит к 2016 г. увеличить добычу на 10% - до
16,5 млрд кубометров.
По словам председателя правления ПАО "Укргаздобыча" Сергея Костюка, впервые в истории компании разработана инвестиционная программа, которая уже защищена в "Нафтогазе" и находится на утверждении в Министерстве энергетики и угольной промышленности.
Собственная добыча является мощным фактором в сегодняшнем газовом противостоянии с "Газпромом", но правительство не предпринимает никаких шагов для улучшения ситуации. Скорее, наоборот, низкие цены и проблемы с расчетами за газ грозят дестабилизировать работу госкомпаний, да и частные компании оказались под ударом. Правительство выступило инициатором законопроекта №4117а "Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе", одним из главных и наиболее спорных пунктов которого дает право Кабинету министров в условиях ограничения или прекращения импортных поставок газа заставить частные компании продавать свой газ "Нафтогазу". При этом цена газа не определена, также неясным остается механизм расчета, поговаривают о возможности отсрочки платежей на 60 дней. Эффект от этого для правительства будет небольшой, "Нафтогаз" дополнительно получит чуть более 200 млн кубометров газа в месяц. К тому же весь газ и так продается на внутреннем рынке. Зато последствия для частных компаний могут стать катастрофическими. Если частников заставят продавать газ с отсрочкой по непонятной цене, следующим шагом может стать полная консервация добычи газа. В таком случае в проигрыше окажутся все - и правительство, и добывающие компании.
Сегодняшняя ситуация с "Укргаздобычей" не уникальна, с похожими проблемами сталкивались и другие восточноевропейские страны в период трансформации экономики. Выходом стала приватизация. В украинском правительстве и "Нафтогазе" впервые активно заговорили о возможной приватизации "Укргаздобычи". В частности, главный советник главы правления НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко на прошлой неделе заявил о возможном выходе "Укргаздобычи" в 2015 г. на IPO, где планируется разместить 15% акций компании. По словам советника, госкомпания оценивается в
12 млрд долл. и в принципе имеет хорошие шансы для привлечения инвесторов через механизм IPO.
"Укргаздобыча" всегда вызывала большой интерес на рынке. Поскольку раньше не могло быть и речи о приватизации, то предпринимались разного рода попытки организовать совместные деятельности. Самой известной стала совместная деятельность с компанией Shell, предполагалось, что на шести месторождениях "Укргаздобычи" будет проведена доразведка глубоких залежей газа за счет этой компании. Но, пробурив две скважины, работы остановили, и будущее совместной деятельности оказалось под вопросом.
Более жизнеспособной оказалась модель совместной деятельности с привлечением частных инвесторов. Идея состояла в том, что на месторождениях "Укргаздобычи" за счет инвестора проводились ремонты скважин, строились дожимные компрессорные станции, а вся дополнительная добыча газа реализовывалась по рыночным ценам. Таким образом, удавалось обходить требование продавать газ "Нафтогазу" по низкой цене. По такой схеме работают восемь совместных проектов с общим объемом добычи около 1 млрд кубометров в год.
Сегодня на фоне существующих проблем нефтегазовой отрасли идеи приватизации "Укргаздобычи" выглядят фантастическими. К сожалению, правительству придется воплощать непопулярные реформы либерализации рынка, то есть поднимать цены на газ для населения, избавлять рынок от монополии "Нафтогаза" и многое другое. Но, с другой стороны, даже частичная приватизация крупнейшей газодобывающей компании открывает широкие возможности для прихода инвестиций и технологий, что в корне может изменить расстановку сил на украинском энергетическом рынке в пользу отечественных газодобытчиков.
Надо признать, что в сегодняшней ситуации ни НАК "Нафтогаз Украины", ни Минэнергоугольпром не в состоянии существенно повлиять на улучшение состояния отрасли. Развитие собственной нефтегазодобычи (читай - достижение энергетической независимости) должно стать идеей фикс правительства, желательно под неусыпным контролем как со стороны уполномоченных госорганов, так и со стороны общества.