Три столпа реформ украинской энергетики

6 июня, 2014, 19:25 Распечатать Выпуск №20, 6 июня-13 июня

Глубокая реформа энергетического сектора должна стать одним из приоритетов политики нового президента. Основными приоритетами реформ в энергетике должно стать достижение трех целей. 

Говоря в прошлый вторник на заседании Верховной Рады о механизмах усиления энергетической безопасности страны, премьер-министр Арсений Яценюк получил сдержанно-положительную оценку со стороны политиков и экспертов. Прежде всего потому, что через двадцать лет "проедания" ресурсов, вымывания средств из отрасли, социальных популистских игр и отсутствия четкого видения развития энергетики сложно поверить, что наконец-то можно развернуть систему в направлении прозрачного управления и конкуренции на рынках энергетики, усиления эффективности потребления ресурсов. Если новое руководство страны действительно начнет глубокие реформы энергетической отрасли, оно получит немало союзников среди журналистов и экспертов, так как видение, куда двигаться, совпадает у многих. Остается сделать одно — начать это движение не на словах, а на деле.

Глубокая реформа энергетического сектора должна стать одним из приоритетов политики нового президента. Выстраивание нового формата "газовых" отношений с Россией, интеграция украинского рынка в рынки ЕС, развитие национальных проектов для усиления энергетической независимости — инициативы, которые должны быть реализованы не только при поддержке, но и при участии президента как гаранта безопасности страны. Если эти инициативы будут реализованы в течение ближайших пяти лет, в Украине можно будет говорить не только о справедливых ценах на энергоносители, но и о лучшем инвестиционном климате, использовании современных технологий в энергетике, конкурентоспособной украинской продукции.

На протяжении всех лет независимости, управляя отраслью, правительства пытались консервировать ситуацию с ценами и удовлетворять возрастающий спрос на энергетические ресурсы (часто за счет стратегически важных проектов), вместо того, чтобы искать возможности улучшать эффективность их потребления, повышать безопасность и экологичность. В результате в ситуации резкого повышения цен на импортные ресурсы страна оказалась не готова сохранить свои экономические и социальные позиции. Теперь перед страной стоит задача в течение короткого времени перестроить как приоритеты, так и систему управления отраслью. Задача сложная, но в свое время с ней смогли успешно справиться страны Центрально-Восточной Европы.

Основными приоритетами реформ в энергетике должно стать достижение трех целей. Это, во-первых, усиление энергоэффективности и уменьшение объемов потребления газа. Во-вторых, диверсификация поставок энергоносителей и одновременно наращивание собственной добычи энергетических ресурсов. В-третьих, приведение правил игры на рынках в соответствие с европейскими правилами и законами, с усилением роли регулятора. Эти направления должны быть приоритетными для внедрения реформ, ведь в случае успешности они повлекут за собой изменения в сопредельных секторах, в поведении обычных потребителей энергоресурсов и игроков энергетических рынков и могут дать старт другим необратимым, положительным изменениям.

Энергоэффективность: перенимаем опыт стран — соседей в ЕС

Следует помнить, что Украина сегодня является самой энергоемкой страной в Европе. По оценке секретариата Энергетического Сообщества, она потребляет почти в десять раз больше конечной энергии на единицу ВВП, чем в среднем по ЕС. Это связано прежде всего с плохим состоянием энергетической инфраструктуры и большими потерями при распределении энергии. Здесь у будущего руководства государства есть большой объем работы, а у страны — широкие возможности для экономии и развития. Должны быть разработаны программы, которые позволили бы прежде всего промышленности не на словах, а на деле как можно быстрее внедрять энергоэффективные технологии, переходить на альтернативные виды топлива, но при этом без угрозы для экологии и жизни населения окружающих территорий.

Разработка подобных программ должна одновременно сопровождаться изменениями в законодательство, которые дали бы возможность более эффективно инвестировать в модернизацию и строительство новых сетей, чтобы обеспечивать более эффективные и быстрые перетоки энергии (в ЕС такими элементами законодательства являются кодексы сетей). Невозможно усиливать энергоэффективность без установления нормальной системы учета потребления энергоресурсов — сегодня при отсутствии счетчиков можно "нагнать" большие объемы виртуального потребления газа или электроэнергии. В ближайшей перспективе также необходимо принять национальные планы действий по энергоэффективности и развитию возобновляемых источников энергии — документы, которых от Украины давно ждет Энергетическое Сообщество и которые разработаны, но до сих пор не приняты Кабинетом министров.

Работая над сокращением потребления энергетических ресурсов обычными домохозяйствами, следует использовать опыт, уже внедренный в отдельных городах программами и международными проектами (например, Соглашением мэров). Работа в системе горисполкомов так называемых энергоменеджеров может помочь городу уже за короткий период значительно сократить использование энергоресурсов, стимулировать местных жителей утеплять собственные дома и переориентировать средства на развитие вместо "проедания". Это особенно актуально сейчас, когда правительство повысило тарифы на газ и электроэнергию и в скором времени будет поднимать тарифы на тепло. Ведь система компенсаций и субсидий для наиболее уязвимых слоев населения есть, а система "спасения средств" для остальных граждан в виде программ кредитования или займов для утепления домов, закупки энергоэффективных технологий, которые помогли бы в краткосрочной перспективе снизить объемы потребления энергоресурсов, до сих пор не предложена. А в европейских странах это была существенная помощь тем, кто пережил ценовой шок на газ и электроэнергию.

Кроме того, целесообразно наконец реализовать программу, на которую в течение нескольких лет Кабинет министров выделял средства, а именно — установление счетчиков. Известно, что Меморандум Украины с МВФ предусматривает установку в 45% жилых домов счетчиков тепла до конца 2014 г., но даже в случае успешного достижения этой цели более половины потребителей будут потреблять тепло в условиях, когда легко манипулировать цифрами и средствами и сложно экономить. Второй шаг, которого ждет от Украины в том числе Энергетическое Сообщество, — принятие закона об энергоэффективности зданий, что позволит на законодательном уровне зафиксировать строительные нормы, паспорта зданий и механизм контроля над учетом и ведением таких паспортов.

Диверсификация — внедрение и соблюдение законов ЕС в Украине
и странах ЕС

Реализуя политику диверсификации и безопасности поставок, важно среди приоритетов поставить во главу угла уменьшение зависимости от российских энергетических ресурсов. Речь идет не только о газе, где от России Украина зависима почти на 90% импорта, но и о других сферах. В атомной сфере почти 100% поставок обогащенного урана осуществляются из России, в нефтяной сфере из России поставляется около 35% импорта нефтепродуктов (кроме Беларуси и Литвы). Также Украина в значительной степени зависима от России в вопросе утилизации отработанного ядерного топлива. И если "газовый" конфликт выстрелил весной, то "атомная" проблема в виде новых условий поставок ядерного топлива, по оценке экспертов, может ожидать Украину осенью, когда надо будет договариваться об очередной партии поставок. И руководство страны должно быть готово к подобному сценарию.

Хотя Украина уже сегодня наращивает импорт газа из стран ЕС, в частности из Польши и Венгрии, о масштабной диверсификации и независимости от российского влияния можно будет говорить после запуска реверса из Словакии, и в объеме не 8 млрд, а 30 млрд кубометров, что позволяет делать и европейское право, и технические условия, но блокируют российские политические интересы. Добиться от стран ЕС реализации законов ЕС на территории ЕС — непростая задача для Украины, но в случае успеха это будет не только символом реальной интеграции Украины в европейское энергетическое пространство, но и победой европейского "единого голоса" над российскими деньгами и влиянием на европейской территории.

Также, как страна — член Энергетического Сообщества, Украина обязана, с одной стороны, внедрить европейское законодательство на своей территории, а с другой — настаивать, что все игроки европейского рынка должны воспринимать единый энергетический рынок до восточных границ ЕС. Для газовых компаний ЕС "Газпром" не может транспортировать газ через территорию Украины, будучи одновременно и поставщиком газа, — это запрещено Третьим энергетическим пакетом. Для того чтобы начать требовать развития такого сценария, украинский парламент должен принять Третий пакет в украинское законодательство, внеся изменения в существующее законодательство или приняв новый проект закона о рынке газа, который был разработан для Украины совместно с секретариатом Энергетического Сообщества.

В ядерной отрасли важно провести аудит тех проектов, которые начаты в сотрудничестве с Россией, в частности проекта по строительству завода по производству ядерного топлива. Кроме того, возможно, есть смысл пересмотреть договор о достройке третьего и четвертого блоков ХАЭС и объявить повторный конкурс. Учитывая существующую зависимость Украины от российского топлива; повышение стоимости строительства по сравнению с заявленной на конкурсе; а также использование для этих целей российского кредита, следует еще раз оценить целесообразность продолжения сотрудничества Украины с "Росатомом" в этой отрасли.

Наращивание собственной добычи энергетических ресурсов является еще одним приоритетом в программе реформ энергетического сектора. На фоне низких темпов наращивания добычи традиционного газа многие политики и эксперты возлагают надежды на разработку залежей нетрадиционных углеводородов. Но все компании, работающие сегодня в этой сфере, акцентируют внимание на общих задачах улучшения условий добычи, которые стоят перед правительством. Речь идет, в частности, о принятии нового Кодекса о недрах, Правил разработки месторождений, а также о внесении изменений в земельное законодательство. Также для усиления прозрачности добывающей деятельности надо принять изменения в законодательство, которые разрешат открывать лицензионный реестр, а еще не только конечных собственников лицензий, но и бенефициаров (так называемое бенефициарное право). Важно также более активно внедрять стандарты публичной отчетности, взятые Украиной как обязательство при присоединении к Инициативе прозрачности добывающих отраслей.

Реформа рынков —
прозрачность
и мониторинг деятельности всех игроков

Третьим направлением реформ в энергетике должно стать реальное, а не только на бумаге введение европейских правил игры на рынках электроэнергии и газа. Это не только способ преодолеть коррупцию или увеличить прозрачность финансовых потоков, это также необходимое условие для прихода в Украину инвесторов мирового уровня. Следует постепенно отказаться от перекрестного субсидирования как между разными видами генераций, так и между различными видами потребителей, усилить роль НКРЭ как регулятора рынков (для этого должен быть принят закон о государственном регулировании в энергетике) и повысить прозрачность всех игроков рынка — речь идет о публикации отчетов, инвестиционных программ, отчетов по их выполнению, чтобы можно было мониторить использование средств на модернизацию сетей, результаты тендеров и т.п. Отдельно должен решаться вопрос демонополизации рынков и восстановления честной и прозрачной конкуренции. И здесь свое слово должно сказать Антимонопольный комитет Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
Выпуск №1283, 22 февраля-28 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно