Это было красиво: танкер-стотысячник Minerva Cоncert, принадлежащий одноименному концерну, готовился к первой перевалке первой каспийской нефти в морском нефтетерминале «Південний». Это было событие, которого в Украине ждали, по меньшей мере, лет семь. И теперь даже самый упрямый скептик, как отечественный, так и зарубежный, убедился в том, что Украина по праву претендует на роль серьезного транзитора нефти.
Никаких фанфар и пламенных речей — не до этого. Танкер дедвейтом 96,82 тысячи тонн (а это махина длиной почти 242 метра и шириной 42 метра) вошел в порт «Южный» вечером в воскресенье. Время захода танкера в порт и непосредственно к морскому нефтеперевалочному комплексу «Південний» совпало со штормом. Порывы ветра доходили до 21 метра в секунду. Да плюс еще дождь. Другими словами, тестирование приема первого танкера проходило, что называется, по полной программе. Как выразился специальный уполномоченный Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора и глава «Укртранснафти» Александр Тодийчук, нефтетранспортники о таком даже не мечтали — была возможность отработать нештатную ситуацию всем службам, причастным к перевалке нефти. Тем не менее капитан танкера Теодорос Кристофилопулос и вся его греческая команда (несмотря на панамскую «прописку» судна) были приятно удивлены слаженной работой украинских специалистов, заводивших танкер в порт и швартовавших его к морскому терминалу. К слову, в этой операции участвовали и буксиры, которые недавно приобрела «Укртранснафта» и о чем «ЗН» сообщало буквально в предыдущем выпуске. Во время причаливания танкера к терминалу была задействована электронная система причаливания, о которой капитан танкера выразился в том смысле, что далеко не во всех даже современных портах есть такое оборудование.
Условия приема первого танкера предусматривали, что непосредственно перевалка нефти должна проходить в светлое время суток. На всякий случай. Так что в понедельник мы смогли стать свидетелями этой операции. Хотелось, конечно, увидеть все это поближе, но ничего не поделаешь — журналистам там явно было не место. Так что снимали и фотографировали танкер с берега, и с главой «Укртранснафти» также разговаривали за проходной терминала. И несмотря на естественную для такой ситуации взволнованность и занятость, Александр Сергеевич был сосредоточен и по-деловому краток. Господин Тодийчук рассказал, что танкер привез 30 тысяч тонн нефти марки Tengiz. Нефть закуплена «Укртранснафтою» у компании Tengizchevroil за собственные средства, которые специально аккумулировались для заполнения нефтетранспортной системы Одесса—Броды и терминала «Південний» технической нефтью. Танкер принял нефть из трубопроводной системы «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК). И вполне вероятно, что в КТК после пробной партии воспримут наконец-то украинский участок ЕАНТК и в частности украинскую нефтетранспортную инфраструктуру как вполне реальный путь доставки нефти в Европу.
По мнению председателя правления ОАО «Укртранснафта» А.Тодийчука, условия, на которых закуплена и доставлена в порт «Южный» каспийская нефть, достаточно выгодны как для «Укртранснафти», так и для Tengizchvroil. Хотя обеим сторонам пришлось идти на уступки. Определенные льготы были предоставлены и портом. По суди идет процесс взаимного ознакомления. И капитану танкера явно будет что рассказать о работе нефтетранспортного терминала «Південний». А.Тодийчук надеется, что в четвертом кватале этого года будут заключены и другие контракты на поставку нефти. А пока что нефтетранспортники будут отрабатывать практику работы всей инфраструктуры и в реверсном режиме. Этот опыт также может пригодиться. Говоря о перспективах украинского участка ЕАНТК А.Тодийчук выразил надежду, что в том числе и за счет сбалансированной тарифной политики этот вариант доставки нефти в Европу будет коммерчески привлекательным. А пока что терминал «размачивают» каспийской нефтью.