ТЕРМИНАЛ «ПІВДЕННИЙ» ОТГРУЗИЛ ПЕРВУЮ КОММЕРЧЕСКУЮ НЕФТЬ

Поделиться
Минувшая неделя для Украины ознаменовалась массой событий, значительная часть которых будет оценена впоследствии, но уже сегодня имеет непосредственное отношение к топливно-энергетическому комплексу Украины...
Это был первый танкер на нефтеперевалочном комплексе «Південний»
Председатель правления ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук
Танкер «STAR2» — это уже не пробный, а коммерческий...

Минувшая неделя для Украины ознаменовалась массой событий, значительная часть которых будет оценена впоследствии, но уже сегодня имеет непосредственное отношение к топливно-энергетическому комплексу Украины. Так 28 января 2003 года из нефтеперевалочного комплекса «Південний» (Одесская область) отгружен первый танкер с коммерческой нефтью. Поставщиком нефти стала Тюменская нефтяная компания (ТНК). Для перевозки покупателем зафрахтован танкер «STAR2», который ходит под мальтийским флагом. Нефть, закачиваемая в танкер, была транспортирована к терминалу «Південний» по маршруту из российского Мичуринска через украинский Кременчуг и Снегиревку. При этом часть 674 км нефтепровода Одесса—Броды, а именно 52 км отрезка этого нефтепути использовалось в реверсивном режиме. Как сообщают в компании ОАО «Укртранснафта», в 2003 году по вышеуказанному маршруту предполагается дополнительно к традиционным объемам транспортировать 4 млн. тонн нефти. Перекачки этой нефти достаточно, чтобы безубыточно эксплуатировать терминал «Південний», то есть покрывать все расходы на его содержание. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что на нефтетранспортной карте мира появился новый действующий терминал — «Південний», который отвечает по своим техническим характеристикам всем мировым стандартам.

Стоит отметить, что до этого момента скептики однозначно утверждали, что украинский участок нефтепровода останется «сухим». Теперь же некоторые из них уверяют, что, используя часть нефтепровода Одесса—Броды в реверсивном режиме, Украина тем самым идет на уступки России. А вернее, российским нефтяным компаниям, которые еще полтора года назад предлагали Украине заполнить нефтепровод Одесса—Броды исключительно российской нефтью. Напомним также, что мощность первой очереди нефтепровода Одесса—Броды по перекачке нефти составляет 9—14,5 млн. тонн нефти в год с перспективой увеличения перевалочной мощности украинской нефтетранспортной инфраструктуры до 45 млн. тонн нефти в год. До последнего времени через действующую одесскую нефтегавань, как правило, транспортировалось до 12 млн. тонн нефти, из которых на украинские нефтеперерабатывающие заводы поступало 2 млн. тонн нефти в год. На фоне вышесказанного примечательно замечание председателя правления ОАО «Укртранснафта» Александра Тодийчука о том, что использование отрезка нефтепровода Одесса—Броды в реверсивном режиме не означает, что Украина будет транспортировать по этому маршруту исключительно российскую нефть в порт Южный. Прежде всего, этот нефтепровод и терминал строился для прокачки легких сортов нефти, в частности азербайджанской и казахской, в Европу, а реверсивная работа 52-километрового участка нефтетранспортной системы Одесса—Броды является неотъемлемым элементом реализации бизнес-плана Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора в краткосрочной перспективе. На целесообразности использования данного участка трубопровода акцентировалось внимание в исследованиях компаний Halliburton Kellog Brown & Root и Cambridge Energy Research Assosiation (CERA), которые были выполнены в 2002 году за счет гранта американского агентства торговли и развития (TDA). Такого же мнения придерживается и Project Developer проекта компания PriceWaterhouse Coopers.

В принципе, хотя и поставку первой коммерческой нефти считают началом промышленной эксплуатации нефтеперевалочного терминала «Південний», на самом деле через этот терминал первые 30 тыс. тонн легкой каспийской нефти марки Tengiz были поставлены еще в начале августа 2002 года, о чем «Зеркало недели» своевременно сообщало своим читателям. Тогда танкер Minerva Concert фактически проверил работоспособность и готовность украинских нефтетранспортников принимать танкеры дедвейтом 100 тыс. тонн.

Интересно, что в день принятия очередного танкера на терминале «Південний» в Киеве, помимо прочих официальных и неофициальных встреч, состоялся разговор Президента Украины Леонида Кучмы и президента Азербайджана Гейдара Алиева, в ходе которого, по сведениям «Зеркала недели», речь шла и об использовании украинской части нефтепровода (Одесса—Броды), входящей в транснациональную систему Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Президент Алиев выразил заинтересованность в участии, в создании и эксплуатации ЕАНТК. Напомним, что еще в декабре прошлого года премьер-министр Украины Виктор Янукович предложил азербайджанской стороне предметно изучить возможность своего участия в международном консорциуме, который создается по решению Президента Украины для достройки и эксплуатации нефтепровода Одесса—Броды, а также продолжения этой нефтемагистрали к польскому Гданьску. Строительство участка нефтепровода Броды—Плоцк сделает возможным экономично выгодную транспортировку каспийской нефти к Балтийскому морю и в Северную Европу.

В канун принятия первого танкера «Укртранснафта» и компания PriceWaterhouse Coopers, которая недавно победила в конкурсе за право быть Project Developer проекта ЕАНТК, провели первое рабочее заседание. В ходе этой встречи компании разработали совместные кратко- и долгосрочные планы коммерциализации вышеуказанного проекта. Так вот, использование участка нефтепровода Одесса—Броды протяженностью в 52 км в реверсивном режиме, а также отгрузка танкера с 85 тыс. тонн нефти как раз и является одной из мер, входящих в краткосрочный план коммерциализации проекта Одесса—Броды.

Примечательно и то, что с 27 января по 3 февраля 2003 года в Вашингтоне в рамках визита правительственной делегации Украины в США состоялась презентация нефтетранспортной системы Одесса—Броды. Презентацию провел министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов.

Надо сказать, что позицию США в Каспийском регионе (который американцы считают сферой своих приоритетных интересов) и вообще в отношении диверсификации источников и путей доставки энергоносителей на мировые рынки определяет непосредственную судьбу как новых энерготранспортных проектов, так и их участников. И тот факт, что украинский нефтепровод Одесса—Броды и нефтетерминал «Південний» являются уже сегодня реально действующими, а не проектируемыми, имеет огромное значение, особенно на фоне усугубления конфликтов между прежними основными нефтепоставщиками на рынок Европы и США и непосредственными покупателями этих энергоресурсов.

Как уже сообщалось в «Зеркале недели», немаловажная роль в развитии проекта Одесса—Броды отводится предстоящей встрече в Брюсселе премьер-министров Украины и Польши с вице-президентом Еврокомиссии по вопросам транспорта и энергетики. Тот факт, что и США, и Евросоюз стали внимательнейшим образом изучать украинский нефтетранспортный проект, может означать его благословение с их стороны. Однако это возможно только в случае, если Польша и Украина будут однозначно последовательны в своей энергополитике и внешней политике вообще.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме