Стоимость тысячи кубометров природного газа для домохозяйств Украины в нынешнем году составляет около 42 евро, что в 11 раз ниже среднеевропейского показателя, рассчитанного Евростатом. Когда сравниваешь эти данные, понимаешь упреки российской стороны о «субсидировании» населения и экономики страны, которая к тому же меняет геополитическую ориентацию. Без изменения этого положения российский «Газпром» и Кремль таки будут правы и получат рычаг для влияния на значительную часть элиты и избирателей. Это — во-первых. Во-вторых, российская сторона все равно добьется резкого повышения цены и вместе с этим получит политические и экономические дивиденды от неподготовленной к такому шоку Украины.
Приехали…
Находясь с рабочим визитом в Брюсселе, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила о своем намерении отстаивать в Москве на переговорах по газовым вопросам установление переходного периода для Украины для адаптации к рыночным ценам на газ.
Ранее состоялась встреча представителей нефтегазовых компаний Туркменистана, Узбекистана и Казахстана с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером. По ее итогам представители «Казмунайгаза», «Узбекнефтегаза» и «Туркменгаза» в присутствии российского коллеги заявили: «Исходя из интересов национальных экономик, учитывая международные обязательства по обеспечению надежных и бесперебойных поставок энергоносителей, с 2009 года продажа природного газа будет осуществляться по европейским ценам». В частности, делегация «Туркменгаза» сообщила о готовности повысить цены со 130—150 долл. за 1000 кубометров в 2008 году до 250—270 долл. — в 2009-м.
Уже через несколько дней, 14 марта, председатель правления «Газпрома» А.Миллер во время встречи с президентом России Владимиром Путиным сообщил о «хороших новостях». Он не исключил, что цена на газ в Европе в этом году может установить новый рекорд — 400 долл. за тысячу кубометров. «Сейчас цена газа в Европе превышает 370 долл. При этом мы считаем, что средняя цена 2008 года может составлять 378 долл., а может даже достичь предела — 400 долл. за тысячу кубометров», — процитировали информагентства заявление А.Миллера.
Следовательно, несмотря на хорошие намерения правительства, перед Украиной встает реальная угроза столкнуться с такими ценами на газ, к которым ни население, ни экономика не готовы ни физически, ни морально. С чем можно сравнить возможные последствия? Самым близким примером автору представляется ситуация в Аргентине после дефолта декабря 2001 года. Неготовность государства платить по внутренним и внешним обязательствам (а в украинском случае — это как плата за газ «Газпрому» по новым ценам, так и отсутствие эффективных субсидий для населения) обернулась массовыми волнениями и политическим параличом, из которого страна вышла только через два года, тем не менее социально-экономические последствия не преодолены до сих пор.
Все ли так безнадежно? Ответ отрицательный. Выход есть, и за него правительству и президенту Украины стоит бороться и принимать решения, которые слишком долго откладывались.
Евростат — союзник «Газпрома»?
Согласно данным отчетов Евростата за 2006 год о средней цене на газ в странах — членах ЕС, среднеевропейская цена на начало 2007 года составляла 498,5 евро за тысячу кубометров. Более низкие тарифы на газ имеют возможность платить лишь граждане стран бывшего соцлагеря, в которых государства осуществляют политику сдерживания социально чувствительных цен. Так, стоимость тысячи кубометров газа пока не превысила 300 евро для болгар, венгров, литовцев, латышей, румын, хорватов и эстонцев. Вместе с тем наиболее экономически развитые государства Восточной Европы, а именно: Польша и Чехия, уже перешагнули отметку в 300 евро. Для поляков бытовой газ в 2006-м стоил 377,7 евро, для чехов — 336,6 евро и в 2009 году цены могут приблизиться к 400 евро за тысячу кубометров.
В средней ценовой группе — от 500 до 600 евро за тысячу кубометров — находятся Центральная и Южная Европа. Именно столько за газ платят домохозяйства Австрии, Бельгии, Испании, Италии, Люксембурга, Словении и Франции. Исключением из общеевропейского правила «чем восточнее, тем дешевле газ» в 2006 году была лишь Великобритания, потребителям которой голубое топливо обходилось в 413 евро за тысячу кубометров. Однако это объясняется успешной политикой как диверсификации поставок газа, так и потребления энергоносителей. Самую высокую цену за газ в ЕС платили потребители Дании, где для домохозяйств тысяча кубометров газа стоила 1115,1 евро. Близко от Дании находятся потребители Швеции и Ирландии — 904,8 и 869,4 евро соответственно. В Германии и Нидерландах за газ для домохозяйств платили около 700 и 650 евро за тысячу кубометров соответственно.
Стоимость же природного газа для домохозяйств Украины в этом году составляет 339 грн. за тысячу кубометров (около 42 евро), что в 11 раз ниже среднеевропейского показателя, рассчитанного Евростатом. Это даже в пять раз меньше, чем в Эстонии 2006 года, где потребителям приходили счета по тарифу 219,2 евро за тысячу кубометров.
Белорусский тупик
Цена на газ для Беларуси в 2009 году превысит 200 долл. за тысячу кубометров, заявил на днях заместитель госсекретаря Союза Беларуси и России Василий Хрол. В «Газпроме» подтвердили намерение поднять цены до этого уровня. Российская монополия еще в 2006 году требовала от Минска платить именно такую цену за газ, но тогда Александр Лукашенко сдержал цену, продав «Газпрому» половину «Белтрансгаза».
Эту информацию подтвердили в «Газпроме»: «200 долл. — это реальная цена на 2009 год». Вместе с тем анонимные топ-менеджеры газового монополиста объяснили, что это только нижняя планка цены, ведь по формуле, зафиксированной в долгосрочных соглашениях между «Газпромом» и «Белтрансгазом» в начале 2007 года, с 2009 года Беларусь должна будет платить 80% от стоимости газа в Польше (минус транзит и экспортная таможенная пошлина). Это означает, что руководству страны придется совершать настоящие чудеса, чтобы получить газ по 200 долл., а не по 320 (исходя из прогнозируемой А.Миллером среднеевропейской цены 400 долл.).
Правда, в России уже прозрачно намекают на степень желательных уступок со стороны Минска. В «Газпроме» считают, что повышение цены до 200 долл. неизбежно, его можно сдержать одним способом — вхождением Беларуси в состав России на правах конфедерации. Отдельные депутаты российской Госдумы фантазируют на тему размещения в Беларуси ядерного оружия в ответ на появление элементов ПРО в Польше и Чехии. Словом, если в 2006 году Лукашенко удалось удержать цену на уровне 100 долл. за тысячу кубометров в обмен на продажу 50% акций «Белтрансгаза», что по сути означало передачу контроля над газотранспортной системой страны, то в 2009 году цена вопроса не будет измеряться в деньгах.
Пример Беларуси ярко свидетельствует: когда политики начинают руководствоваться мотивами сохранения власти в своих руках, желанием понравиться как можно большей части населения, они принимают решения, которые уничтожают суверенитет.
Пора действовать
На протяжении 17 лет независимости, когда украинские правительства принимали многочисленные «стратегии» и «концепции» экономического развития государства, в том числе топливно-энергетического комплекса (ТЭК), энергетическая зависимость Украины росла. Формировались два параллельных мира: агрессивного потребления и слабого восстановления ресурсов. К середине 1990-х ТЭК в целом поддерживал экономику и страну на плаву ценой собственного развития. Искусственная дешевизна газа вела к нарастающему дисбалансу между ожидаемым ростом спроса на этот ресурс и возможностями НАК «Нафтогаз Украины» обеспечить этот растущий спрос. Инвестиции в добычу и модернизацию газотранспортной системы (ГТС) при сложившихся уровнях цен на внутреннем рынке не имели никакого шанса окупиться.
Тем не менее до 1 января
2006-го многим казалось, что такое положение может продолжаться вечно. Однако иллюзия растаяла, а взамен украинцы увидели жестокую реальность: сидение на «газовой игле» может не только стоить остановки предприятий, но и угрожать жизни обычных граждан. Символом этой угрозы стали миллиардные долги и фактическое банкротство «Нафтогаза», который удерживается на плаву лишь благодаря прямым вливаниям из бюджета. «Нафтогаз» должен был зарабатывать на реэкспорте и на продаже газа промышленным потребителям, но на самом деле исполнял роль донора для всех.
С чего нужно начинать, чтобы разорвать порочный круг дефицита и зависимости? Это возможно только в случае принятия стратегического, хотя и крайне непопулярного решения о переходе на рыночные цены на газ, потребляемый на внутреннем рынке, независимо от его происхождения.
История экономики развитых государств показала, что энергосбережение — как целостная подсистема энергетической политики — возможно лишь в том случае, если цены на энергоносители не устанавливаются государством или диктуются монополией, а регулируются рынком. Именно ценовой шок заставил Европу и США на рубеже 1970—1980 годов разработать более экономные технологии потребления энергии, задуматься над изменением структуры потребления энергоносителей.
Сегодня Украина, президент и правительство, бизнес, общество в целом стоят перед похожим выбором: либо перейти на рыночные цены на газ и начать искать пути сокращения его потребления, либо сделать сознательный выбор в пользу энергетической зависимости, а значит, и экономической и политической от мощного соседнего государства.
Конечно, возникает необходимость в политических решениях, направленных на смягчение социальных и экономических рисков. В частности, наряду с установлением реальных цен на энергию должна вводиться система адресных субсидий для наименее защищенных граждан. И это требует жесткого аудита системы соцзащиты. Обеспечение платежеспособности требует уже структурных изменений в экономике — ставки на инновации, стимулирование развития предприятий и отраслей с высокой добавленной стоимостью и низкой энергоемкостью.
Эти вопросы неоднократно поднимались и обсуждались специалистами. Есть соответствующие наработки как у ученых, так и в корпоративном секторе. Первоначальная задача правительства — свести эти наработки в единый документ, на основе которого предложить механизм перехода на рыночные цены и компенсаторные меры лишь для тех слоев населения, которые действительно в этом нуждаются, для тех предприятий, которые предложат понятный бизнес-план радикального сокращения потребления дорогого топлива.
Далее переход на реальные цены на голубое топливо станет положительным сигналом и для европейских партнеров Украины. Заслуживает внимания признание Владимира Путина на одной из пресс-конференций, что почти во время каждой встречи с европейцами он рассказывает, как Россия из собственного кармана субсидирует Украину. А если они хотят ограничить давление Москвы на Киев, предлагает платить по украинским счетам и в ответ получает ожидаемый отрицательный ответ.
В конце концов, только переход на рыночные цены на газ позволит оздоровить НАК «Нафтогаз Украины» и поможет ему все же собрать средства для обновления как магистральных, так и распределительных газопроводов, находящихся в государственной собственности. Поскольку, как показала трагедия в Днепропетровске, вопросы модернизации, как никогда ранее, стоят рядом с вопросом безопасности украинцев.
Конечно, такой переход должен сопровождаться удалением с рынка посредников, использовавших рычаг поставок газа для влияния на предприятия. Правительство Украины должно продемонстрировать, что крестьянин и миллионер-киевлянин платят в соответствии со своим потреблением, и никто не может обмануть государство за счет другого. Словом, введение новых цен на газ должно происходить синхронно с продолжением борьбы с коррупцией. Это такое же непопулярное, но стратегическое решение, без принятия которого с Украиной перестанут считаться в мире.