Согласится ли парламент на нулевую ставку НДС импортируемого газа?

Поделиться
Среди 29 постановлений Кабинета министров, утративших силу согласно постановлению №143 правительс...

Среди 29 постановлений Кабинета министров, утративших силу согласно постановлению №143 правительства от 23 февраля 2005 года, по крайней мере четыре касаются налогообложения, в частности взимания НДС с предприятий газовой отрасли. Самым болезненным для газовиков является отмена нулевой ставки на импортируемый природный газ.

Спорить о необходимости принятия подобного решения в отношении газовой отрасли, а следовательно, и всех газопотребителей не берусь. Тем не менее стоит привести аргументы самих газовиков, уже убедивших депутатов подать в Верховную Раду проект соответствующих поправок в Государственный бюджет-2005 — об установлении нулевой ставки налога на добавленную стоимость на импортируемый газ. Если говорить конкретнее, то предлагается дополнить статью 9 Закона «О государственном бюджете Украины на 2005 год» следующим положением: «Операции по продаже ввезенного природного газа на таможенную территорию Украины в соответствии с внешнеэкономическими контрактами, заключенными во исполнение международных договоров Украины, кроме операций по продаже такого газа для населения, бюджетных учреждений и других потребителей, не являющихся плательщиками этого налога, облагаются по нулевой ставке налога на добавленную стоимость».

В частности, заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз України» Александр Ковалко говорит, что в 2000—2002 годах в связи с отменой действия нулевой ставки НДС на операции по продаже природного газа, импортируемого в Украину, НАК «Нафтогаз України» фактически была поставлена в условия, при котрых ее финансовые возможности позволяли делать что-то одно: либо выполнять международные соглашения и стабильно обеспечивать потребности Украины в природном газе, либо своевременно выполнять свои налоговые обязательства перед бюджетом. Как следствие, налоговая нагрузка на «Нафтогаз» привела к увеличению ее недоимки по налогам, росту дефицита средств на капитальные вложения и к ухудшению расчетов с Туркменистаном за импортируемый природный газ.

Только в 2003 году ситуация с уплатой начисленных налогов улучшилась, прежде всего благодаря введению законом Украины о государственном бюджете нулевой ставки на операции по продаже импортируемого природного газа. Указанная норма налогообложения также было продлена законом Украины о государственном бюджете и на 2004 год.

А.Ковалко считает, что «анализ выполнения «Нафтогазом України» налоговых обязательств в условиях применения нулевой ставки НДС на операции по продаже импортируемого природного газа свидетельствует о ее положительном влиянии на состояние расчетов с бюджетом. В 2003 году предприятиями НАКа текущие расчеты с бюджетом были выполнены в полном объеме (уплачено с учетом платежей за 2002 год около 5,5 млрд. грн., в том числе налога на добавленную стоимость — более 1,2 млрд. грн.). В 2004 году компания также осуществила расчеты с бюджетом в полном объеме».

По оперативным данным, по состоянию на 1 января 2005 года предприятиями НАК «Нафтогаз України» перечислено в госбюджет Украины около 5,7 млрд. грн., или 102,2%, в том числе 802 млн. грн. НДС.

Установление нулевой ставки НДС на операции по продаже импортируемого природного газа не привело к уменьшению доходной части бюджета, поскольку вследствие уменьшения налогового кредита у потребителей импортируемого газа увеличиваются поступления в бюджет НДС, начисляемого на собственную продукцию, работы, услуги этих потребителей (предприятий коммунальной теплоэнергетики, энергогенерирующих компаний и промышленных предприятий). Так, по данным Государственного казначейства Украины, общие поступления в государственный бюджет Украины по НДС в 2003 году составили 22,9 млрд. грн., что на 4,5 млрд. грн. больше, чем в 2002-м, а за девять месяцев 2004-го — 12,5 млрд. грн., что на 2,3 млрд. грн. больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

По данным Государственной налоговой администрации Украины, общие поступления налога на добавленную стоимость в государственный бюджет в 2004 году (без учета данных Государственной таможенной службы) составили 16,7 млрд. грн. (что на 3,2 млрд. грн. больше поступлений 2003 года), возмещено НДС из государственного бюджета в 2004 году на сумму почти 12 млрд. грн. (что на 1,7 млрд. грн. больше, чем в 2003-м). В 2005 году прогнозируется дальнейшее увеличение поступлений налога на добавленную стоимость в государственный бюджет.

В прошлом году уровень расчетов с «Нафтогазом України» за потребленный природный газ предприятий теплокоммунэнергетики составил 79,8%, энергогенерирующих компаний — 98,6%. Вместе с тем к концу года задолженность за 2004 год по предприятиям теплокоммунэнерго составляла 345,9 млн. грн. (с учетом долгов минувших лет — 2,3 млрд. грн.), энергогенерирующих компаний — 16,3 млн. грн. (с учетом долгов минувших лет — 0,9 млрд. грн.).

В соответствии с межправительственными соглашениями Украина взяла на себя обязательства относительно гарантий транзита российского природного газа через территорию Украины, тем не менее даже при условии применения нулевой ставки НДС к операциям по продаже импортируемого природного газа и к услугам по транзиту газа у «Нафтогазу» нет возможности вкладывать достаточно средств для поддержки работы газотранспортной системы на надлежащем уровне (это замена газоперекачивающих агрегатов, капитальные ремонты, реконструкция линейной части газопроводов, внедрение современных систем контроля технологических процессов).

Применение налога на добавленную стоимость к операциям по продаже лишь российского природного газа, полученного в оплату транзитных услуг, повлечет возникновение НДС в сумме более 900 млн. грн., а с учетом реализации туркменского природного газа дополнительное увеличение обязательств по НДС будет составлять более 2,8 млрд. грн., что в условиях неудовлетворительных расчетов за газ безусловно приведет к увеличению дефицита средств на финансирование производственных программ компании.

Кроме того, реализуя импортируемый природный газ и газ собственной добычи потребителям социальной сферы по регулируемым государством ценам, являющимся неизменными с 1999 года (напомню, что при наличии счетчиков газа, а их установлено около 4,6 млн. штук, население платит 175 грн. за 1000 кубометров газа, без счетчиков — 190 грн.), «Нафтогаз України» в течение последних лет фактически дотирует указанных потребителей, тем самым уменьшая источники финансирования своих производственных программ.

Как известно, «Нафтогаз» получает природный газ в оплату транзитных услуг российского «Газпрома» по цене 50 долл. (266,5 грн.), а реализует его потребителям социальной сферы по средневзвешенной цене около 26,5 долл. США (по средневзвешенному расчету в 2004 году — 141,4 грн. без НДС), то есть по цене почти в 1,9 раза ниже его фактической стоимости.

Что же касается туркменского газа, с января 2005 года поставляемого по цене 58 долл. за 1000 кубометров, то, видимо, разница между ценой покупки газа в Туркменистане и продажей в Украине (даже без учета расходов на транспортировку и оплату НДС) будет еще заметнее.

Потери «Нафтогазу» и дочерней компании «Газ України» от реализации полученного в счет оплаты за транзит газа по ценам, регулируемым государством, составили за 2000 год 1,6 млрд. грн., 2001-й — 3,1 млрд., 2002-й — 2,3 млрд., 2003-й — 1,6 млрд., 2004-й — порядка 1,5 млрд. грн.

Между прочим, правительство Российской Федерации, начиная с 1999 года, каждый год повышает внутренние цены на природный газ для всех категорий потребителей, в т.ч. населения. Так, если в 1999 году цена на природный газ для населения в Украине была в 3,7 раза выше, чем в России (в сравнимых величинах), то в 2004-м цена на природный газ для населения в Украине была на 23% ниже, чем в Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации намерено в течение 2005—2007 гг. продолжить повышать средние оптовые цены на внутреннем рынке и в 2007-м довести темпы прироста цен на природный газ по сравнению с ценами, действовавшими в 2004 году, до 16%. Россияне считают, что подобное увеличение цен будет стимулировать повышение эффективности использования газа и использование альтернативных видов топлива.

Следует отметить, что благодаря договоренностям с поставщиком туркменского природного газа и за счет осуществления в незначительных объемах экспорта природного газа (3—4,5 млрд. кубометров газа в год) НАК «Нафтогаз України» в течение последних трех лет удавалось сдерживать цену на природный газ туркменского происхождения для промышленных потребителей Украины.

В 2005 году туркменская сторона повысила цену на природный газ с 44 долл. за 1000 кубометров до 58 долл., то есть на 32% (!), что значительно повлияет как на доходность «Нафтогазу», так и на возможность этой компании осуществлять финансирование задач, предусмотренных программой ее развития.

При этом стоит заметить, что в 2005 году в условиях отмены нулевой ставки НДС на продажу импортируемого природного газа прогнозируется падение расчетов за природный газ предприятий теплокоммунэнерго и энергогенерирующих компаний (являющихся основными потребителями импортируемого природного газа) как минимум на 10—15%, что приведет к соответствующему увеличению задолженности за газ и недоимке по налогам НАК «Нафтогаз України» на сумму около 1,9 млрд. грн.

Поэтому для стабильного выполнения возложенных на НАК «Нафтогаз України» задач компания считает необходимым пролонгировать на 2005 год действие нулевой ставки на операции по продаже природного газа, ввезенного на таможенную территорию Украины в соответствии с внешнеэкономическими контрактами, заключенными во исполнение международных договоров Украины.

Ввиду дефицита оборотных средств (объясняемого действующей ценовой политикой, значительной задолженностью потребителей за использованный природный газ и необходимостью проведения первоочередных расчетов за импортируемый природный газ), установление нулевой ставки НДС на операции по продаже импортируемого природного газа нужно рассматривать не как введение налоговой льготы, а как необходимое условие для обеспечения «Нафтогазом» бесперебойного и безаварийного функционирования газотранспортной системы, своевременных расчетов за туркменский природный газ и с бюджетом, а также для ее производственной жизнедеятельности в части выполнения программы по наращиванию добычи газа в Украине.

Можно по-разному относиться к работе и программам «Нафтогазу», с различных позиций оценивать эффективность работы этой компании. Тем не менее и бывшим, и будущим руководителям этой едва или не самой крупной государственной акционерной компании придется каким-то образом решать почти неразрешимую задачу: как можно достичь если не прибыльности, то хотя бы безубыточности, приобретая газ по 50—58 долл. за 1000 кубометров, а продавая его по крайней мере в 1,9 раза дешевле?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме