"Скандал вокруг закупок топлива МО нужен тем, кто привык работать по старым схемам..."

27 октября, 2017, 18:31 Распечатать Выпуск №40, 28 октября-3 ноября

"Уголовное преследование не имеет ничего общего с желанием установить истину в деле".

Вадим Майко

Тендерные закупки Министерством обороны Украины топлива почти год назад обернулись сегодня для чиновников военного ведомства и поставщика — компании "Трейд Коммодити" — уголовным преследованием. 

Расследование НАБУ, по сути, началось со статьи "Дыра в тылу" от 17 сентября 2016 г. нашего многолетнего автора — Сергея Куюна. Последовавший депутатский запрос привел в движение механизм Бюро. Десять дней назад представители инвесторов компании созвали пресс-конференцию в связи со скандальной ситуацией, сложившейся с "Трейд Коммодити". Cергей Куюн в предыдущем номере еженедельника представил свою версию развития событий и оценку ряда действий "Трейд Коммодити". Компания же, как и обещала неделю назад, выделила спикера, ответившего на вопросы редакции. Им оказался учредитель и директор ООО "Трейд Коммодити" Вадим МАЙКО.

— Вадим Михайлович, 19 апреля 2016 г. право на поставку более 70 тыс. тонн нефтепродуктов на сумму свыше 1 млрд грн выиграла ранее неизвестная широкой общественности фирма "Трейд Коммодити" из города Каменское (бывший Днепродзержинск). Расскажите, когда и кем создана компания, кто является выгодополучателями? Какими видами деятельности, кроме поставки топлива, она занималась? Каковы годовые обороты компании в 2015-м, 2016-м и 2017 г.?

— Учредителем и директором ООО "Трейд Коммодити" уже шесть лет, начиная с 2011-го, являюсь я. Выгодополучателями компании являются сотрудники компании, так как они получают заработную плату за свой труд. Выгодополучателями являются банки, которым компания платит проценты по кредитам. Выгодополучателями являются поставщики компании, так как они получают доход от продажи компании товаров. Выгодополучателями являются инвесторы, получающие доход от своих инвестиций. Выгодополучателем является государство, так как ему поступают налоги от успешно работающей компании. Все заинтересованы в том, чтобы компания была успешной.

— Какими видами деятельности, кроме поставки топлива, занималась ваша компания?

— Основными видами деятельности компании являются оптовая торговля и производство топлива. Компания расположена в г. Каменское Днепропетровской области. В Каменском находятся производственные нефтебазы компании. У "Трейд Коммодити" также есть офис в г. Днепр.

— Какими были годовые обороты компании в 2015-м, 2016-м и 2017 г.?

— В 2015 г. — около 789 млн грн, в 2016-м — около 4,1 млрд, в 2017-м — около 4,4 млрд грн.

— Сколько тендеров за последние три года выиграла компания и сколько раз вы использовали механизм поднятия цены путем заключения дополнительных соглашений?

— Для того чтобы разобраться, что скрыто за скандалом вокруг "Трейд Коммодити", важно понять одну простую вещь. Это очень легко, если только захотеть. Компания пришла в публичные закупки в конце 2014 г. Это было связано со сменой власти в стране, которая давала надежду на изменение правил ведения бизнеса и создание конкурентной среды в публичных закупках. Обществу был дан очень простой месседж — правила будут изменены, страна будет жить иначе. Мы поверили и начали участвовать в государственных закупках. Нам удавалось давать очень конкурентную цену благодаря тому, что мы с самого начала не закладывали коррупционные риски. Безусловно, такие изменения стали очень болезненными для тех, кто привык работать по старым схемам, ведь тогда все было просто и понятно, а теперь пришлось конкурировать. Конкуренция — это всегда вызов и проверка на прочность. С запуском системы ProZorro ситуация с прозрачностью в публичных закупках еще улучшилась. Все документы участников вывешиваются в систему, любой желающий может наблюдать за процедурой. У нас появилось еще больше уверенности в том, что компания сможет участвовать, побеждать и исполнять договоры на поставку топлива без коррупции. Кто выиграл от внедрения новой системы публичных закупок? Кончено же, выгоду получило государство и все мы, граждане Украины, так как расходы бюджета при публичных закупках сократились на 20%! Это сэкономленные деньги налогоплательщиков.

Да, система еще несовершенна, и нужно ее улучшать. Например, необходимо сокращать срок от победы в аукционе до заключения договора.

А о количестве процедур, выигранных ООО "Трейд Коммодити", можно узнать из открытых источников. Эта информация есть в ProZorro. Насколько я помню, за все время участия в процедурах публичных закупок на ProZorro победу компания одержала приблизительно в 50 процедурах. Поднятие цены после заключения договоров используется крайне редко и в исключительных случаях. К примеру, по договорам, заключенным ООО "Трейд Коммодити" с Министерством обороны Украины в октябре 2015-го, марте 2016-го, декабре 2016-го, повышения договорных цен не было. Однако такая крайняя необходимость возникла по договорам, заключенным в мае 2016 г. Такое повышение было обусловлено двумя факторами. Во-первых, между оглашением ценового предложения 19 апреля 2016 г. и подписанием договоров
18 мая 2016 г. прошел месяц! За этот месяц цены на международном и украинском рынках стремительно взлетели. Рост цен составил от 10 до 20% на различные виды топлива.

— В ходе пресс-конференции, состоявшейся 16 октября, был употреблен термин "инвесторы". Чем, в вашем понимании, инвесторы отличаются от собственников компании?

— Инвесторы в случае с ООО "Трейд Коммодити" — это лица, которые вложили деньги, свои или не обязательно свои, в компанию с целью получения прибыли в виде процентов либо иным образом финансово участвовали в тех или иных проектах компании. Но инвесторы не управляют компанией и не принимают решений по деятельности. Некоторые из инвесторов являются бизнесменами с достаточно серьезным опытом. Поэтому логично, что мы, распоряжаясь их деньгами, порой обращаемся к ним за тем или иным советом. Они помогали нам с установлением контактов с крупными международными трейдинговыми компаниями. Также раскрывали нам особенности страхования рисков колебания курсов валют и колебания цен на рынках.

— В медиа фигурирует сумма выигранных вами тендеров — более 8 млрд грн. Какова прибыль при этом обороте и сколько налогов было уплачено государству на разных уровнях?

— В СМИ много информации о компании. Многое из того, что я читал в последнее время, далеко от истины. Комментировать такие вещи — неблагодарное дело. Я бы хотел оперировать фактами и официальными данными. Согласно официальным данным ProZorro, в 2017 г. компания победила в процедурах публичных закупок на общую сумму около 3 млрд грн. За неполный 2017-й компания заплатила в бюджет 361 млн грн.

— Кто осуществляет менеджмент компании?

— Менеджмент компании осуществляют директор, финансовый директор, а также значительный штат ВЭД менеджеров, логистов и других специалистов. Хотя в свете последних событий люди увольняются, они напуганы.

— Объясните, как в насквозь коррумпированной стране можно системно выигрывать миллиардные тендеры, не имея заинтересованной политической крыши?

— Да, проблемы с коррупцией есть. И они большие. Но лучи света в этом мраке, безусловно, тоже есть. Со сменой власти в 2014 г. бизнесу был дан понятный посыл, что будут новые правила, отличные от существовавших ранее. Мы поверили и начали пробовать свои силы в публичных закупках. С внедрением системы электронных закупок ProZorro ситуация начала еще больше меняться. Система существенно снижает возможность для коррупционной составляющей в публичных закупках, особенно при закупке нефтепродуктов. Единственная политическая крыша для всех участников публичных закупках — это сама система ProZorro. Никакое другое покровительство не нужно.

— Имеет ли "Трейд Коммодити" отношения с банком "Південний"? Как давно и какие?

— Да, компания имеет счета в этом банке, кредитуется.

— Соответствует ли действительности информация о том, что принять участие в известном тендере Министерства обороны Украины компанию "Трейд Коммодити" пригласили волонтеры? Кто конкретно и почему обратился именно к вашей компании?

— Одними из инициаторов и двигателей реформы госзакупок были волонтеры. Они публично приглашали всех желающих, весь бизнес принимать участие в государственных закупках. Волонтеры также приложили усилия к созданию системы электронных закупок ProZorro. Создание и запуск этой системы широко освещались в СМИ.

— Компания "Трейд Коммодити" предложила на торгах Минобороны минимальную цену на бензин, дизельное и авиатопливо. Где и у кого вы закупали нефтепродукты, что позволило сделать минимальное предложение?

— На торгах Министерства обороны Украины компания дала не минимальную цену, а самую низкую среди всех участников, принявших участие в торгах. В апреле 2016 г. все участники подавали ценовые предложения, не зная о том, каковы предложения других участников. Сформировать такие цены ООО "Трейд Коммодити" позволило отсутствие коррупционного фактора, умеренные аппетиты компании, а также снижение затрат. Закупки компания проводила у производителей и крупных международных трейдеров.

— Почему вскоре после того, как победили в тендере МО, вы потребовали поднять цену по сравнению с аукционной по разным позициям более чем на 10%, что законодательно уже не допустимо?

— Законодатель не позволяет за один раз поднимать цену более чем на 10%, но не запрещает поднимать цену от договорной цены более чем на 10% в несколько этапов и допускает повышение договорной цены в случае колебания цен на рынке. Об этом же говорится и в разъяснении Минэкономразвития, которым в своей работе в условиях недостатка нормативно-правового регулирования руководствуются все заказчики и поставщики в системе публичных закупок.

Ни в одном случае цена не была поднята более чем на 10% от договорной цены при подписании каждого дополнительного соглашения.

При росте цен на международном рынке на дизель и авиационное топливо с момента аукциона на 20% общее поднятие цен по договорам с учетом нескольких этапов составило от 14 до 17%! Что говорит о меньшей динамике роста договорных цен по сравнению с динамикой роста цен на мировом рынке!

Примечательным фактом является то, что, например, при повышении цены на 80-й бензин его договорная цена все равно осталась ниже цены участника, который на торгах занял второе место после ООО "Трейд Коммодити". Но этому факту НАБУ, как и многим другим, не дало оценку.

— Сколько заработала компания на поставках разных видов топлива в скандальном тендере Минобороны?

— После завершения поставок у МОУ были задержки с оплатой топлива, и фактически оплата происходила в сентябре 2016 г. На момент оплаты гривня просела, и за счет курсовой разницы компания понесла потери. Поэтому по итогу о заработке в скандальном, с подачи СМИ, тендере вообще говорить не приходится.

— С какой средней маржой работает "Трейд Коммодити" при поставках разных видов топлива?

— Маржа минимальная. Это является одним из преимуществ компании в конкурентной борьбе в публичных закупках. В каждом случае размер маржи разный. Очень сложно вывести какой-то средний показатель.

— Вы знакомы с замминистра Павловским? Если да, то как тесно? НАБУ ведь вас обвиняет в сговоре?

— С замминистра Павловским не знаком, никогда с ним не встречался и не общался. Обвинения НАБУ в сговоре — это полнейший бред, не соответствующий действительности.

— НАБУ обвиняет "Трейд Коммодити" в том, что из-за переоценки Минобороны недополучило чуть ли не
10 тыс. тонн нефтепродуктов. Как вы это объясните? Каких нефтепродуктов и сколько было поставлено МО в срок, а какие поставки вышли за рамки временных тендерных условий?

— 100% законтрактованного топлива было поставлено в МОУ. Все обязательства выполнены полностью.

— На рынке не очень доверяют данным "Держзовнішінформу" при изменении цен на рынке нефтепродуктов. Вам об этом известно?

— Моя позиция очень простая. Государственное предприятие "Держзовнішінформ" имеет право исследовать рынки товаров и выдавать соответствующее документальное подтверждение состояния и колебания рынка. ГП "Держзовнішінформ" действует на основе определенной законодательной базы, в своей работе использует массы источников для анализа как международного, так и украинского рынка, в том числе данные Platts.

Я очень осторожно отношусь к слухам и привык руководствоваться законом и здравым смыслом.

Кроме того, в вопросе документального подтверждения рыночных цен ООО "Трейд Коммодити" пользуется услугами не только ГП "Держзовнішінформ", но и других источников, например Торгово-промышленной палаты Украины. При подаче писем в МОУ в обоснование повышения цен на рынке мы также прилагали данные Platts (см. данные на сайте ZN.UA).

— После резкого подъема цен на рынке в период исполнения контракта с МО они так же резко упали. Понятно, что бизнес себе больно не сделает. Но МО обязано было инициировать пересмотр контрактных цен в сторону уменьшения. Требовали ли от компании чиновники МО такого пересмотра?

— Резкого падения цен не было. Было плавное снижение, которое прекратилось в середине августа. Обратите внимание, что сразу же после того, как были согласованы цены с МОУ, компания зафиксировала цены у своих поставщиков и приступила к выполнению договоров. Сроки поставки были очень сжатыми. Большая часть объема была поставлена до снижения цен на рынке. Кроме того, обращаю внимание, что в сентябре 2016-го, когда МОУ проводило оплаты, цены на рынке имели тенденцию к росту.

— Есть ли у "Трейд Коммодити" стабильные поставщики? Можете их назвать? Как долго вы с ними сотрудничаете? Почему они сами напрямую не продают топливо Министерству обороны?

— Конечно, у компании есть много стабильных поставщиков, но в связи с уголовным преследованием и нездоровой шумихой вокруг нашей компании мы не готовы говорить о конкретных компаниях. Мы бы не хотели, чтобы те проблемы, которые были созданы нам, каким-то образом отразились на наших деловых партнерах.

Причина того, что крупные международные трейдеры не спешат к прямым поставкам в публичных закупках, вероятно, в том, что они не готовы пока нести те риски, которые пока неизбежны в таком бизнесе в Украине.

— Топливо для Минобороны "Трейд Коммодити" купила у WOG? Сколько и почем?

— Топливо для МОУ компания покупала у разных крупных поставщиков. Называть конкретные названия по причинам, озвученным выше, не считаю возможным.

— Где компания покупает арктическое топливо?

— Арктическое топливо ООО "Трейд Коммодити" покупала в Беларуси и Литве.

— На пресс-конференции вы утверждали, что в тот же период НАБУ и Нацгвардия закупали топливо по более высоким ценам, нежели вы продавали Министерству обороны. Чем вы объясняете разницу?

— Насколько я знаю, на пресс-конференции были озвучены лишь данные официальных источников об объемах и стоимости закупок топлива НАБУ. Из этих данных видно, что при повторном объявлении процедуры закупки с ожидаемой стоимостью практически такой же, как в первой несостоявшейся процедуре, объемы закупаемого топлива были значительно сокращены. А именно: по дизелю — на 27%, по бензину — на 48%. В чем причина? Рост цен на рынке или другая причина? Мы бы тоже хотели знать.

— Замминистра Павловский рассказал, что в апреле 2017-го "Трейд Коммодити" была оштрафована за некачественные нефтепродукты. Был ли такой факт? Были ли другие претензии к качеству топлива, поставляемого компанией?

— Я не знаю, что утверждал замминистра Павловский. Но я знаю, что в МОУ очень жесткий контроль качества топлива. Качество всего топлива при приемке всегда проверяется. Это естественная ситуация, когда при поставках больших объемов топлива у поставщика и заказчика могут возникать разногласия по тем или иным характеристикам товара. В тех редких случаях, когда такие разногласия возникали, компания всегда заменяла тот объем товара, который заказчик считал неподходящим. В конечном итоге все обязательства были выполнены полностью.

— Остались ли на сегодняшний день у "Трейд Коммодити" невыполненные контрактные поставки? Какие? Намерены ли вы их выполнять или сошлетесь на форс-мажорные обстоятельства? Вы видите "Трейд Коммодити" на рынке после обвинений НАБУ?

— У меня нет иллюзий, что наша компания кому-то как кость в горле. Выгода от уничтожения компании очевидна для других поставщиков в публичных закупках. Понять, кому мешает в публичных закупках ООО "Трейд Коммодити", совершенно не сложно. Прогнозировать дальнейшую судьбу компании в настоящий момент тяжело. Очевидно, что уголовное преследование не имеет ничего общего с желанием установить истину в деле. Достаточно взглянуть на хронологию событий, а также на действия, совершаемые НАБУ.

В сентябре одним экспертом было проведено, а вернее сказать, состряпано "квазирасследование", в котором, манипулируя данными и откровенно поливая грязью ООО "Трейд Коммодити" и Министерство обороны Украины, были выдвинуты "обвинения" в адрес сторон договора. Вооружившись этой писаниной и приняв все за чистую монету, депутат Луценко направил письмо в НАБУ с обвинениями в адрес МОУ и ООО "Трейд Коммодити". Мгновенно было открыто уголовное производство. НАБУ, будучи введенным в заблуждение, что государству причинены убытки в размере около 150 млн грн, и не разбираясь в деталях, начало подкреплять свою веру хоть какой-то доказательственной базой. На основании "квазирасследования" эксперта был подготовлен акт проверки Государственной аудиторской службы Украины. Акт аудиторской проверки должен был послужить "актом легализации" суммы убытков в 100 млн, придуманной экспертом. Выводы этой проверки совершенно несостоятельны. Затем на основе акта проверки была проведена экспертиза. Из более чем
40 страниц экспертизы исследовательская часть заняла приблизительно три абзаца, четверть страницы! Вся суть экспертизы свелась к тому, чтобы подтвердить, что цифра в почти 150 млн грн — это действительно эта цифра и есть.

С момента открытия уголовного производства в сентябре 2016 г. и до октября 2017-го у НАБУ не было никаких вопросов к ООО "Трейд Коммодити". Но узнав из СМИ о накручивании ситуации, в середине сентября 2017 г. компанией было принято решение, что она сама пойдет в НАБУ для того, чтобы помочь разобраться. Так, адвокаты компании были у детектива НАБУ Дмитрия Литвиненко вместе со свидетелем от компании для дачи показаний и предоставления всех необходимых документов и информации. Детектив любезно выслушал, но никаких вопросов у него не было, потребности в документах и информации от компании он также не испытывал и не выражал. Заявил, что должностные лица его также не интересуют.

 

Более того, в начале октября компания получила на свой запрос официальный ответ, что никаких претензий к компании НАБУ не имеет! (См. письмо НАБУ.) И ровно через несколько дней после этого началась пиар-кампания с обысками, задержаниями и предъявлением необоснованных подозрений.

— Какое отношение к "Трейд Коммодити" и ее инвесторам имеют вице-премьер Степан Кубив, народные депутаты Александр Грановский и Игорь Грынив, а также экс-глава СБУ Игорь Дрыжчаный и находящийся сейчас в России Владимир Сивкович?

— Эти люди не имеют никакого отношения к ООО "Трейд Коммодити". Я с ними не знаком.

— Выполнили ли вы условия договора с "Укрзалізницею"? Если нет, то почему? И как урегулированы отношения с УЗ?

— Все обязательства по поставке на "Укразалізницю" выполнены в полном объеме. Никаких претензий ни у одной из сторон нет.

— Глава Госрезерва заявлял, что на него оказывали давление вплоть до угрозы увольнения с целью принуждения закупить у "Трейд Коммодити" некачественно топливо? Прокомментируйте это заявление.

— Я лично встречался с главой Госрезерва более пяти раз. Мы столкнулись просто с вопиющим случаем. В частности, при подписании договора был совершен подлог. Без нашего ведома была заменена страница в договоре, которая существенным образом изменяла его условия. Там был прописан просто дикий пункт о том, что заказчик может по своему усмотрению в одностороннем порядке просто отказаться от договора.

По самой процедуре ситуация была следующая. Госрезервом были проведены открытые торги на закупку бензина долговременного хранения по техническим условиям (ТУ), которые являются объектом права интеллектуальной собственности конкретной частной компании, к заключению договора на использование ТУ с которой фактически нашу компанию и склоняли. Мы вели переговоры с этой компанией, но она запросила просто нереальную сумму за использование ее ТУ. ООО "Трейд Коммодити" производит бензин долговременного хранения (гарантийный срок — пять лет с даты изготовления) по собственным техническим условиям, который по своим физико-химическим показателям эквивалентен бензину марки А-80 ДЗ, производимому по ТУ указанной выше компании. Качество топлива ООО "Трейд Коммодити" подтверждено многими экспертизами аккредитованных лабораторий. Так, согласно заключению 10 Химмотологического центра Министерства обороны Украины от 14 апреля 2016 г. №96 бензин А-80, производимый по техническим условиям ООО "Трейд Коммодити", по многим физико-химическим показателям лучше, например, бензина А-76 Форсаж такого известного производителя, как ОАО "Укргаздобыча".

Однако Госрезерв, грубо нарушая требования п. 3 ч. 2 статьи 22 Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок", необоснованно отказался принимать бензин по техническим условиям ООО "Трейд Коммодити", и ни одной тонны Госрезерву поставлено не было. Пробы бензина Госрезервом не отбирались, лабораторные исследования по проверке качества бензина не проводились.

Требованием главы Госрезерва была поставка бензина безальтернативно по ТУ, принадлежащему частной компании, что является грубейшим нарушением закона. Очевидно, что публичные обвинения главы Госрезерва в адрес нашей компании являются ничем иным, как попыткой прикрыть свои незаконные действия.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно