РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ: КТО КОГО…

Поделиться
То, о чем много говорили, началось: рынок нефтепродуктов вступил в следующую фазу своего развития — большого передела...

То, о чем много говорили, началось: рынок нефтепродуктов вступил в следующую фазу своего развития — большого передела.

То, что она неизбежна, было очевидно уже на стадии прихода в Украину сразу нескольких крупных российских нефтяных компаний: «ЛУКОЙЛа» — на Одесский нефтеперерабатывающий завод; «Тюменской нефтяной компании» (ТНК) — на Лисичанский НПЗ (ОАО «ЛиНОС»); группы «Альянс» (оператора «Казахойла») — на Херсонский НПЗ.

Поставляя нефть на собственные НПЗ, названные компании неизбежно сталкивались и с проблемой реализации произведенных из нее нефтепродуктов. Кое-что, в основном, мазут и частично дизельное топливо предназначалось на экспорт, но бензин и основная доля дизельного топлива неизбежно должны были продаваться на внутреннем рынке Украины.

Еще до появления на украинском рынке российских нефтяных компаний было известно, что в России ТНК и «ЛУКОЙЛ» активно занимаются созданием и развитием собственных сбытовых сетей. Создание таковых и в Украине являлось лишь вопросом времени. И начавшееся сейчас развертывание программ по организации розничной сети реализации нефтепродуктов происходит скорее поздно, чем рано.

Год-полтора россиянам потребовалось на решение внутренних проблем взятых ими под контроль украинских НПЗ, вроде получения полного контроля над ними (свыше 94% акций на Одесском НПЗ у «ЛУКОЙЛа» и 78,4% у ТНК на ЛиНОСе), начало частичной реконструкции заводов, организацию системы крупнооптового сбыта (через аукционы и трейдеров).

Однако к началу этого года основные организационные моменты были уже позади и стороны подошли к вопросу собственного сбыта нефтепродуктов. При этом все прекрасно понимали, что строительство сотен автозаправочных станций (АЗС) и десятков новых нефтебаз малорентабельно, так что акцент делался на использование существующих.

ТНК заявила, что она будет работать в хорошо зарекомендовавшей себя в России системе франчайзинга (у тюменцев ее называют на американский манер «джоббинг»). Основная идея франчайзинга в том, что владельцы АЗС заключают договор с крупной компанией-поставщиком нефтепродуктов. Согласно такому договору компания обязуется стабильно и регулярно поставлять на АЗС нефтепродукты гарантированного качества и с ценовыми скидками. Причем, в случае нехватки нефтепродуктов для украинских АЗС, компания будет поставлять их с российских заводов. Взамен автозаправка, оставаясь в собственности его прежнего хозяина, обязуется торговать только нефтепродуктами этой компании и под ее вывеской, т.е. ТНК, «ЛУКОЙЛ», BP и т.п. Кроме того, АЗС должна соответствовать корпоративным требованиями по уровню услуг, а также предоставлять их под символикой фирмы-поставщика нефтепродуктов.

Договор обычно заключается на срок более года и его выполнение контролируется обеими сторонами. К примеру, достаточно регулярно проверяют, чтобы в баки заправляемых машин заливали именно бензин, а не смесь на его основе. Кроме того, при заключении договоров устанавливается минимальная цена на отпускаемые нефтепродукты.

Достоинством данного способа для нефтяной компании является возможность быстро проникать и закрепляться на новых рынках. В частности, отпадает необходимость длительного оформления и согласования многочисленных лицензий, разрешений, землеотводов и т.п. Это резко сокращает сроки ввода в строй «фирменных» АЗС, не говоря уже о том, что экономятся деньги на строительство новых.

С середины прошлого года ТНК вела активные переговоры с нефтетрейдерами на предмет их участия в таком проекте. Сначала была достигнута договоренность с группой «Логрус», что в общем и неудивительно: группа традиционно ориентировалась на лисичанские нефтепродукты. Процесс переговоров прошел достаточно успешно и в середине июня президент компании «ТНК-Украина» Александр Городецкий уже представлял руководителей фирм-операторов программы. Компании оказались вполне известные, такие, как донецкое ООО «Аль-Ями Интернешнл» (планирует привлечь к программе до 50 своих и чужих АЗС), ООО «Форт Ойл» (более 30 АЗС в Киевской области), «Рур групп С.А.» (до 25 АЗС в Кировоградской области) и, естественно, старый партнер — ЗАО «Логрус» (34 АЗС в Луганской области). Все они будут региональными представителями ТНК, привлекая к участию в программе другие автозаправки.

Основным сюрпризом стало привлечение к джобберской программе ТНК двух крупнейших нефтетрейдеров — ООО «Альфа-Нафта» (200–250 АЗС) и ООО «Синтоза Ойл» (до 140 АЗС) — в Днепропетровской и Запорожской областях. Обе эти компании сами являются крупными акционерами западноукраинских НПЗ и имеют контрольные пакеты акций в семи предприятиях по реализации нефтепродуктов (Кировоград-, Сумы-, Чернигов-, Житомир-, Хмельницк, «Черновцыоблнефтепродукт» и «Севастопольгорнефтепродукт»).

Ожидается, что «Синтоза» будет предоставлять ТНК в Днепропетровской и Запорожской областях. Впрочем, окончательные детали работы с этими компаниями еще подлежат согласованию.

Вообще планы ТНК достаточно амбициозны — продавать через собственную сеть заправок до 1 млн. тонн нефтепродуктов в год. Менеджеры ТНК неоднократно заявляли о намерении в ближайшее время, два-три года, привлечь под программу «джоббинга» сотни заправок. (Сначала говорили о 300, а сейчас уже планируют 600–650 АЗС). В перспективе компания планирует полностью реализовывать через джобберов бензин марок А-80 — А-98.

В качестве стратегической цели ТНК ставит обеспечение своей доли на рынке Украины до 25–30%. Причем, помимо джобберской сети, компания постепенно начнет строить и собственные фирменные АЗС. Правда, пока их будет немного, до десятка.

Очень похожую программу предполагает и «ЛУКОЙЛ», который намерен довести количество АЗС, работающих под его логотипом, до 150. В основном они будут размещаться вдоль крупных автотрасс в Одесской, Кировоградской и Запорожской областях.

Кроме того, после приобретения «Орианы» «ЛУКОЙЛ» расширяет свое присутствие в Западной Украине (Тернопольской, Львовской, Житомирской областях). Естественно, не остались обделенными вниманием Киев и Киевская область. Координатором программы по Украине выступает ПИИ «ЛУКОЙЛ—Украина».

Исключением оказался Крым — его курирует отдельная компания «ЛУКОЙЛ—Крым». Под логотипом «ЛУКОЙЛа» сейчас работают порядка полусотни АЗС плюс до 20 АЗС работают в Крыму.

Спецификой лукойловской программы является упор не на франчайзинг, а на аренду АЗС. Иначе, как там считают, сложно гарантировать качество разливаемого бензина. Впрочем, к этому тоже подходят «без фанатизма», допуская различные варианты сотрудничества. Тот же «ЛУКОЙЛ-Крым» имеет даже целую программу «Франчайзинг», да и в Киеве первые шесть АЗС будут работать именно по этой схеме. В планах компании получить контроль над 10 нефтебазами. Вообще идея построения сбытовой сети примерно такая: 10–15 заправок и наличие собственной нефтебазы. Это допускает возможность дальнейшего увеличения сети АЗС.

Свою программу развития сети выдвигал и купивший Херсонский НПЗ «Казахойл». Он планировал развивать сеть АЗС в областях, близких к Херсонскому НПЗ. В частности, в Херсонской, Николаевской, Запорожской, Черкасской, Кировоградской областях, на юге Днепропетровской области, а также в Крыму. Впрочем, на пути этих планов лежит ряд препятствий как объективного, так и субъективного порядка. Херсонский НПЗ — самый старый из заводов и нуждается в серьезной реконструкции. Без этого трудно гарантировать приличное качество отгружаемых нефтепродуктов.

Кроме того, в этом году малоприятный сюрприз преподнесли заводу и его бывшие акционеры. После покупки казахами 60% пакета акций новые владельцы долго выясняли с ними отношения по старым долгам. В конце концов, вопрос как-то утрясли, разойдясь не то чтобы друзьями, но без особой драки. Однако на прощанье один из бывших крупных акционеров НПЗ — фирма «Содружество» — преподнесла маленький подарочек. Она заключила соглашение с «ЛУКОЙЛом» о том, что ее два десятка АЗС на юге Украины (в Кировоградской, Херсонской и новейшая в Запорожской областях) будут работать именно с ним. Между тем Херсонский НПЗ рассчитывал на то, что для реализации своей продукции удастся использовать имевшиеся сбытовые сети этих компаний. Сейчас «Казахойл» объявил о скупке АЗС по всей Украине.

Вообще положение Херсонского НПЗ достаточно сложное: ближайший конкурент — Одесский НПЗ — всего в паре сотен километров, что гарантирует напряженную борьбу за рынок. Да разве только с Одессой. Совсем недалеко от проходной Херсонского НПЗ можно любоваться заправкой Кременчугского НПЗ.

Весной число претендентов на кусочек украинского нефтерынка еще увеличилось. Пришел еще один игрок: российско-белорусская нефтегазовая компания «Славнефть».

В принципе, переговоры о ее выходе на украинский рынок идут довольно давно, но до чего-то конкретного дело долго не доходило. Однако в начале этого года «Славнефть» зарегистрировала фирму-оператора на украинском рынке — «Славянские нефтепродукты». С марта текущего года через десяток АЗС она реализует нефтепродукты производства принадлежащего «Славнефти» белорусского Мозырьского НПЗ. До конца года число таких АЗС должно увеличиться до 35–40.

В мае президент «Славнефти» Михаил Гуцериев заявил в Киеве, что в перспективе компания намерена занять 10–15% украинского рынка нефтепродуктов. При этом основной акцент будет делаться на реализацию мелкооптовых партий нефтепродуктов в близких к Мозырю областях — Житомирской, Ивано-Франковской, Хмельницкой. Ведутся переговоры с фирмой «Современник» (Крым), «Галнефтегаз» (Львов). Да и киевляне уже видят работающие по франчайзингу со «Славнефтью» заправки фирм «ТИКО» и «АТЕК-95».

Вполне понятно, что отношения между новопришедшими компаниями сложные — все они конкуренты. Но как бы они ни относились друг к другу, а в Украине россиянам понадобится и взаимодействие. Все-таки при всей их мощи они здесь чужие, и играть им приходится на другом (хотя и хорошо уже знакомом) рынке.

Необходимость взаимодействия хорошо показал случай с принятием в январе Верховной Радой Украины закона «О стимулировании развития сельского хозяйства на 2001–2004 годы». Один из его подпунктов был ну просто «лапочка» — он незатейливо предусматривал, что на период до 2004 года, с 1 февраля по 1 октября, импортеры дизтоплива освобождались от уплаты ввозной пошлины и других налогов. Этот закон нефтяные компании просто прохлопали, и он был принят для них совершенно внезапно и, соответственно, без особого противодействия на этапе его рассмотрения. Правда, в конце концов все обошлось: таможня, ссылаясь на противоречия в законодательстве, не дала залить страну импортной соляркой по демпинговым ценам. И выдержала эту позицию до конца, несмотря на многочисленные иски трейдеров-импортеров. В июне злополучный пункт в законе наконец отменили.

Впрочем, для его отмены собственникам заводов пришлось потрудиться. В частности, четыре НПЗ — ЛиНОС, Одесский, Херсонский и Кременчугский — дали письменную гарантию аграриям, что во время уборки урожая будут поддерживать стабильность цен на дизтопливо на нынешнем уровне 1510–1530 гривен за тонну, а его максимальная цена не превысит 1700 гривен.

В протоколе, подписанном Минагрополитики и этими НПЗ, предусмотрено, что заводы в период уборки продадут селу по этим ценам в июне-августе 770 тыс. тонн дизтоплива: ЛиНОС — 370 тыс.; Одесский НПЗ — 150 тыс.; Кременчугский НПЗ — 150 тыс. и Херсонский НПЗ — 100 тыс. тонн. Взамен министерство любезно согласилось с отменой льгот на импорт дизтоплива…

Кстати, быстрой отмене во многом способствовало то, что солярки в стране было вполне достаточно и цены на нее медленно падали. Ту же посевную прошли практически незаметно, без уже привычной истерики. Более того, на нее израсходовали не привычный миллион солярки, а всего 600 тыс. тонн. Любопытно, куда только раньше «сливалось» остальное горючее? Да и на уборочной паники не ожидают...

Правда, с 1 июля на отечественные НПЗ новая напасть — в России вводятся новые правила взимания НДС. Согласно им сырая нефть при экспорте налогом будет облагаться, а вот экспортеры готовых нефтепродуктов уплаченную денежку получат обратно. Это могло бы здорово подстегнуть импорт нефтепродуктов из России и, соответственно, ослабить мотивацию россиян к работе на здешних заводах. Ведь многие импортеры будут покупать нефтепродукты в России у тех же ТНК, «ЛУКОЙЛа» и «Славнефти». Впрочем, вряд ли это критически отразится на поставках нефти — будут просто искать другие схемы поставок. Тем более что и раньше они широко применялись. К примеру, очень приличная часть казахской нефти, поступающая в Украину, реально является вполне российской. Просто производились операции по замещению нефти: российская нефть поставляется на казахский Павлодарский завод, а взамен в Украину идет казахская. Данная операция позволяла прилично экономить на уплате российского НДС. Возможны и другие варианты разных поблажек местным производителям, типа отсрочки уплаты акцизов и проч.

В принципе, ребята они все тертые и постараются в этой ситуации выжать максимум возможного. Так что, несмотря на явный провал переговоров с Москвой, слухи о том, что местной нефтепереработке полный «каюк», слегка преувеличены. Работать исключительно на импортных нефтепродуктах тоже вряд ли получится. Блаженные времена «льготного» импорта через компании типа «Бизон» уже не повторятся — не допустят те же владельцы НПЗ.

Хочешь жить — вертись…

Создание россиянами крупных сбытовых сетей серьезно перекраивает и структуру украинского сбыта нефтепродуктов. Сейчас на нем более шести тысяч АЗС, принадлежащих 3,5 тыс. разных хозяев. Т. е. преобладающее большинство компаний владеют одной–двумя заправками. В ближайшее время ситуация серьезно изменится, особенно у крупных автотрасс. «Одиночные» АЗС будут все больше вытесняться фирменными. Последние смогут гарантировать как минимум лучшее качество топлива. Конечно, милая привычка разводить бензин не сразу уйдет в прошлое (этим страдают и в крупных компаниях), но все-таки у «крупняка» качество будет получше. Параллельно «мелочь» потеснят и в крупных городах, хотя здесь им будет проще сохранить позиции — имеется постоянная клиентура.

Кстати, уже обозначились контуры топливной «битвы за Киев и окрестности». Свои позиции в регионе усиливают «ЛУКОЙЛ» (строит сеть АЗС и нефтебазу), ТНК (планирует строить 10 АЗС + франчайзинг), «Славнефть» (создает сеть франчайзинговых станций). Впрочем, от такой конкуренции потребители только выиграют.

Ключевой вопрос: что достанется украинцам (в смысле нефтетрейдерам, НПЗ и владельцам АЗС) на этом празднике жизни? Будут ли они развиваться и дальше или все будут подмяты россиянами?

С учетом того, что сейчас основные НПЗ принадлежат иностранным компаниям, основания для опасений в принципе есть. Кто владеет нефтью, тот и заказывает музыку. И очевидно, что свои, т.е. джобберские или франчайзинговые компании, всегда будут иметь маленькие поблажки.

В общем, чтобы уцелеть, украинским компаниям придется группироваться, укрупняя свой бизнес. Иначе они рискуют выжить разве что в глубинке и на второстепенных трассах. Там, конечно, хорошо, птички поют, травка зеленая — только денег мало. Нельзя сказать, чтобы они этого не понимали. Свою сеть уже создали «Альфа-нафта» и «Сентоза», частично она будет работать с россиянами, а частично и за свой счет.

Недавно ряд оффшорок, «дружественных» акционерам «Приватбанка», проводили консолидацию активов в ряде сбытовых компаний. Из совсем свежих примеров — планы создания сети из более чем сотни АЗС на западе Украины фирмой «Галнефтегаз». В общем, люди шевелятся.

Из украинских проектов по нефтепереработке стоит отметить серьезные подвижки на Кременчугском НПЗ (ЗАО «Укртатнефть»), едва ли не последнем заводе, где у государства остался крупный (43%) пакет акций. Дрогобычский НПЗ с его вечными «судами и пересудами», похоже, уже не в счет. Завод уже больше года ищет инвесторов, способных загрузить его установки нефтью. Еще в прошлом году принято решение о разукрупнении его бизнеса, с выделением четырех технологических цепочек (заводов). С 1 июня одна из установок сдана в аренду украино-американской «Кременчугской нефтяной компании». А если договорятся со «Славнефтью», то в аренду сдадут и вторую установку. Тем более что существует и собственная сбытовая сеть. «Торговый дом «Укртатнефть», акционером которого является НПЗ, контролирует до сотни АЗС в 11 регионах.

С другими проектами дела идут хуже. Контролируемый «Уотфордом» Надвирнянский НПЗ (ОАО «Нефтехимик Прикарпатья») откровенно слабо работал в прошлом году и совсем плохо в текущем.

Из других украинских участников можно отметить и основного производителя нефти — ОАО «Укрнефть». Правда, хотя его руководство и пытается перейти от продажи нефти (пусть и на аукционах) к продаже светлых нефтепродуктов, ощутимых сдвигов мало. Проекты о совместной деятельности с отечественными НПЗ пока что так проектами и остаются. В случае с Кременчугом, похоже, затевать уже просто поздно. Повезет ли больше с другим проектом — в Дрогобыче?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме