В то время как известные ученые-экономисты и руководство ведущих мировых государств осознали главную роль промышленности в росте экономики, а стратегическим направлением развития промышленности была названа неоиндустриализация, в основе которой - производство высокотехнологичной продукции, в Украине активизировались процессы устранения государства от формирования и проведения государственной промышленной политики, поддержки тех ее производств и отраслей, которые имеют конкурентные преимущества и значительный потенциал.
Удивляет и беспокоит практическое отсутствие не только соответствующих прогнозов и мер по реагированию на негативные тенденции в промышленности, но даже серьезного обсуждения этих проблем на правительственном уровне. Ощущается дефицит понимания угрозы деградации промышленного комплекса для страны.
Промышленный комплекс Украины - важнейший системообразующий фактор национальной экономики, в значительной степени определяющий уровень развития каждой ее отрасли. На его предприятиях трудится свыше 3 млн работников. Промышленное производство дает почти треть общей добавленной стоимости, около половины экспортной продукции. Без преувеличения, промышленность является определяющим фактором реализации жизненных интересов страны, ее экономической безопасности, социальных и культурных условий жизни народа.
Преодоление системного кризиса
Сегодня промышленность Украины находится в глубоком системном кризисе. Падение промышленного производства в 2015 г. составило 13%. И это относительно и так невысокого его уровня в предыдущие годы. Четвертый год наблюдается значительный спад производства промышленной продукции, который является следствием не только снижения уровня присутствия отечественной продукции на традиционных рынках (в том числе из-за уменьшения спроса на нее, исключения из производственной деятельности значительной части предприятий из-за военных действий на Востоке страны), но и ухудшения финансово-экономических условий их функционирования. Соответственно усиливается тенденция к деиндустриализации экономики.
На протяжении последних пяти лет ведется активная работа по "реформированию" органов государственного управления в промышленности. В результате ликвидировано Минпромполитики, а подраздел, курирующий вопрос промышленности в Минэкономразвития и торговли, по численности и кадровому составу не в состоянии эффективно обрабатывать комплекс чрезвычайно сложных вопросов промышленного развития.
Сегодня свыше 90% производимой в Украине промышленной продукции - низких технологических укладов. Количество промышленных предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью, очень небольшое (10–12%). Удельный вес реализованной инновационной продукции не превышал 7%. Эти показатели в 5–7 раз ниже, чем в экономически развитых странах.
Национальная инновационная система оказалась не в состоянии стимулировать инновационные процессы в промышленности и существенно влиять на ее конкурентоспособность.
Из-за стагнации инвестпроцессов восстановление производства не сопровождается качественными изменениями. Промышленность демонстрирует преимущественно экстенсивный тип развития без изменений в базовых технологиях. Для выхода на новый уровень нужны значительные инвестиции, но инвестиции в основной капитал сокращаются. Главным источником финансирования промышленных предприятий остаются их собственные средства, объемы которых также постоянно уменьшаются. Доля кредитных ресурсов для инвестиций не превышает 15%.
Проблемы промышленности имеют общенациональный масштаб. Возникла угроза технологической безопасности страны, которая требует разработки системы мер, направленных на переведение промышленного комплекса в состояние, отвечающее потребностям развития страны. Качественно новое состояние и уровень промышленности может обеспечить только новая, действительно инновационная стратегия ее развития.
На мой взгляд, существует единственный выход из кризиса - мобилизация усилий власти, ученых, конструкторов, проектантов, работников промышленности, бизнеса, общественных организаций на формирование и реализацию комплексной программы инновационного развития промышленных отраслей и механизмов, которые обеспечат динамичную модернизацию страны.
Следствиями формирования новой промышленной политики должны стать определенные характеристики промышленности, ее производственная и продуктовая структура и параметры. Это требует создания организационно-правового механизма согласования интересов и ответственности государства, бизнеса и представителей гражданского общества на долгосрочной основе. Необходимо формировать у бизнеса привычку к постоянному взаимодействию с наукой по созданию новых инновационных технологических решений, использовать для этого большой потенциал существующих промышленно-финансовых объединений. Актуальной задачей является трансформация существующих кланово-олигархических монополий в систему промышленно-финансовых структур, которые интегрируют в себе реализацию не только корпоративной, но и государственной политики.
Изменение институциональной структуры и инновационной политики
Институциональная структура промышленности должна стать современной, превратившись из фрагментарного в целостный, интегрированный в мировое производство комплекс, который способен к высокорентабельной деятельности и саморазвитию, объединяет сбалансированные нуждами внешних и внутреннего рынков системно структурированные отраслевые образования, отвечает требованиям экологии и энергосбережения.
Новая структура комплекса должна быть трехзвеньевой согласно конкретным условиям, включать вертикально и горизонтально интегрированные структуры. Третьим, средним, должно стать звено интегральных образований - корпораций, объединений, холдингов, концернов. Особое внимание следует уделить формированию горизонтальных интегральных объединений - кластеров, способных объединить возможности предприятий, в том числе малых и средних, при реализации проектов и программ как на региональном, межрегиональном, так и на отраслевом уровне. Необходимо создать фонд развития промышленности.
Формирование интегрированных структур должно учитывать зарубежный опыт выполнения такой работы, что позволит минимизировать риски ее низких результатов.
Инновационная государственная промышленная политика должна базироваться на стратегическом и отраслевых долгосрочных прогнозах и интегрировать лучший мировой опыт. Важно сформировать усовершенствованную систему научного и образовательного обеспечения развития промышленности. Необходимо возродить звено отраслевой науки, сегодня почти ликвидированной. Нужно создать национальный научный центр развития промышленности и систему его филиалов по комплексу отраслей, на которые возложить задачу разработки стратегических и технологических прогнозов, координации выполнения стратегически важных проектов, интеграции разработок институтов НАНУ и отраслевых институтов, высших учебных заведений и других субъектов научно-инновационной деятельности. Надо обеспечить выполнение Закона Украины "О научной деятельности" в части финансирования отечественной науки на уровне 1,7% ВВП.
Новая техническая политика должна обеспечить гармонизацию нормативной базы с международными стандартами, переход на разработку и изготовление многомерных систем машин. Модульное построение с использованием лучшей элементной базы, отвечающей мировым стандартам, - острая необходимость жизни. Для этого требуются изменения в инженерном образовании, особенно в методах проектирования объектов. Надо идти не от достигнутого, а от нужного с учетом перспектив развития.
В сегодняшних условиях традиционные показатели оценки материального производства - индексы текущей конкурентоспособности - перестают отражать качественную сторону экономической динамики, а простой хозяйственный рост уже не может обеспечить его стабильность и комплексное развитие. Считаю, что более эффективным, стимулирующим к динамичному инновационному развитию мог бы быть индекс перспективной конкурентоспособности, который определяется уровнем новизны и наукоемкости продукции и включает показатели роста добавленной стоимости, рентабельности и структуры активов, материало- и энергоэфективности, что будет способствовать переходу к стратегии инновационного развития.
Программа первоочередных мер
Для достижения положительных изменений в промышленности очень важно сформировать программу первоочередных мер, реализация которых преломит тенденцию развития на стабильно позитивную, с темпами роста 5–7%, а в производствах высокотехнологичной продукции - 10–15%. Меры должны предусматривать возобновление и наращивание производства промышленной продукции, исходя из потребностей хозяйственного комплекса страны, импортозамещения, а также диверсификацию и существенное наращивание экспорта, шаги по повышению конкурентоспособности продукции за счет инновационных технологических и организационно-экономических решений.
Необходимо предусмотреть снижение экономического давления на производителей продукции. В условиях значительного падения промышленного производства и уменьшения объемов работы по обслуживанию промышленности энергетическими и транспортными монополиями нелогично решать проблемы развития последних за счет повышения тарифов на энергоресурсы и транспортировку промышленной продукции. Правительству в этих условиях нужно принять решение о неповышении на протяжении 2016–2017 гг. тарифов на энергетические и транспортные услуги для промышленности. Безусловно, необходимо найти пути погашения задолженности перед промышленными предприятиями по возмещению НДС и по авансовым платежам налога на прибыль.
Внедрение передовых технологических разработок наряду с системной работой по реализации мер по снижению затрат на обеспечивающие услуги будет способствовать эффективному позиционированию промышленной продукции на рынках.
Среди первоочередных мер следует предусмотреть активизацию деятельности посольств и их торговых представительств по расширению рынков сбыта отечественной продукции. МИД, Минэкономразвития, отраслевые министерства должны обеспечить формирование четких задач, организовать эффективное взаимодействие торговых представительств с подразделениями министерств и предприятиями. Необходимо максимально использовать возможности зарубежных государственных учреждений и партнеров по бизнесу для наиболее быстрого формирования системы сертификационных центров для обеспечения исследований и оформления материалов на получение соответствующих сертификатов.
Важно и расширение поставок продукции на традиционные рынки стран СНГ согласно действующим межправительственным соглашениям. Необходимо принять решение о создании системы финансово-кредитной поддержки экспорта промышленной продукции и системы страхования рисков экспортной деятельности.
Новая система финансового обеспечения промышленности
Одной из самых важных проблем, требующей решения для обеспечения устойчивого экономического развития страны, является реформирование действующей финансово-кредитной системы. На иностранные инвестиции в нынешних условиях рассчитывать не приходится. За счет новых зарубежных кредитов решить проблему сбалансирования государственных финансовых ресурсов невозможно. Достичь этого можно при значительном увеличении финансовых результатов отечественной экономики, в частности, за счет роста производства и реализации продукции промышленности.
Реформирование финансово-кредитной системы невозможно без изменения позиционирования Национального банка Украины в системе обеспечения экономического развития страны. Необходимо законодательно и в уставных документах НБУ четко закрепить его ответственность за эффективное экономическое развитие страны и, согласно этому, функции кредитования реального сектора экономики, условия, на которых выделяются кредиты. Уровень монетизации экономики (а он у нас в 2–5 раз ниже, чем в ведущих странах), условия рефинансирования банков под инвестиционные программы и проекты, использование эмиссионных механизмов, валютного регулирования экспортно-импортной деятельности должны стать для него приоритетными.
Финансово-экономическое обеспечение должно базироваться на модифицированных положениях налоговой, бюджетной, таможенной, финансово-кредитной, валютной политики, в основе которых - формирование механизмов ускоренного инновационного развития промышленности Украины.
Формирование эффективных механизмов финансово-кредитного, инвестиционного обеспечения динамичного экономического роста возможно только при системной совместной работе Кабинета министров и Национального банка Украины.
Новый подход к обеспечению потребностей отраслей и секторов экономики
В критических для дальнейшего функционирования отечественной промышленности условиях необходимо по-другому, более целеустремленно использовать возможности внутреннего рынка не только как потребителя промышленной продукции, но и как важного фактора развития других отраслей и сфер экономики.
Для этого предлагаю установить необходимость обеспечения потребностей хозяйственного комплекса Украины - инфраструктуры регионов и городов, аграрного сектора, крупных предприятий и производственных объединений промышленности, строительства, транспортной, энергетической отраслей, оборонного комплекса, силовых ведомств страны за счет продукции отечественных предприятий и их объединений, исходя из определенного уровня обеспечения отраслей и сфер экономики и производственных возможностей промышленных предприятий. Нужно сосредоточить внимание на поставках наукоемких, инновационных образцов техники, оборудования, агрегатов, другой продукции на благоприятных условиях, что создаст принципиальную возможность восстановить промышленное производство для обеспечения нужд хозяйственного комплекса страны. Определить виды и объемы продукции отечественной промышленности, поставки которой после обработки будут положены в основу соответствующих хозяйственных договоров между предприятиями заказчиков и поставщиков.
Программа первоочередных мер может предусматривать объемы продукции промышленного производства на уровне 200–250 млрд грн. В нее, конечно, можно будет вносить коррективы. После необходимой обработки проект программы с проектами правительственных решений рассматриваются и утверждаются Кабмином.
Такую программу первоочередных мер восстановления промышленного производства для обеспечения потребностей хозяйственного комплекса страны, содействия выходу экономики из кризисного состояния и дальнейшего ее развития предлагается профинансировать за счет средств, которые будут выделены Нацбанком, возможно, после соответствующей эмиссии, государственному банку (государственным банкам) на рефинансирование его деятельности, конкретно - на реализацию данной программы работ по первоочередным мерам на предварительно определенных Кабмином и НБУ благоприятных условиях. Необходимо создать банк реконструкции и развития Украины, который будет кредитовать проекты развития промышленности.
Предостережения, что выход на рынок таких больших объемов денег обязательно вызовет рост инфляции, а использование средств строго по назначению будет сложно обеспечить, можно снять следующим образом. Средства на финансирование комплекса мер по обеспечению производства и поставкам продукции необходимо проводить через специальные счета по всем конкретным платежам согласно договору между заказчиком и исполнителем, при этом платежные документы визируются руководящими работниками - уполномоченными лицами соответствующих министерств заказчика и производителя, возможно также создание постов КРУ на предприятиях - участниках программы. Таким образом, средства на общие счета предприятий, обремененных долгами и другими обязательствами, не попадут, а будут двигаться согласно плану финансирования конкретных работ, конкретных договоров между промышленными предприятиями и заказчиками.
Необходимо предусмотреть жесткие меры воздействия к возможным нарушителям. Четкое выполнение правил и порядка использования выделенных средств только на цели программы, предупреждение попадания их в сферу спекулятивных валютных операций минимизируют риски увеличения инфляции и нецелевого использования.
Реализация программы первоочередных мер позволит значительно улучшить обеспечение отраслей и сфер экономики страны различной конкурентоспособной промышленной продукцией. Совокупный эффект от ее использования в разных отраслях экономики вместе с эффектом в промышленности очень положительно скажется на общем состоянии экономики.
Так концептуально выглядит схема действий по финансированию этой программы, которая при согласии руководства правительства и НБУ, поддержке президента Украины, конечно же, будет заполнена необходимыми механизмами, регламентами, порядками действий и проектами решений соответствующих руководящих органов страны.
Это предложение только на первый взгляд выглядит нереалистичным, но оно опирается на определенный опыт. В кризисный 2009 г. по инициативе Минпромполитики была отработана и утверждена тогдашним премьер-министром Ю.Тимошенко, согласована с главой НБУ В.Стельмахом и президентом В.Ющенко программа развития производственно-технологической базы предприятий авиастроительного комплекса общим объемом около 1 млрд грн. Финансовое обеспечение ее реализации предполагалось Укрэксимбанком средствами, выделенными ему на рефинансирование деятельности Нацбанком Украины.
Под председательством премьера Ю.Тимошенко была проведена серия совещаний по вопросам развития авиастроения при участии руководителей соответствующих министерств и ведомств, предприятий, подготовлен ряд доверенностей, которые были положены в основу решений Кабмина. Средства для финансирования программы поступили на счет Укрэксимбанка. Но, к сожалению, ситуация с финансовыми ресурсами в стране обострилась, и направление их использования было изменено.
Таким образом, реализовать программу первоочередных мер практически возможно, но это требует постоянной сложной многогранной организаторской работы. Тогда этим занималось Минпромполитики при постоянном взаимодействии с руководством правительства и НБУ, министерствами и предприятиями. Кому по силам выполнить ее сейчас, необходимо решить. Кабмин и Нацбанк, приняв соответствующие решения о реализации программы первоочередных мер, которые могут обеспечить экономический рост в короткий период, сделают важный шаг в направлении обеспечения устойчивого экономического развития Украины.
Одновременно с работой над первоочередными мерами надо начать работать над государственной программой инновационного развития промышленности. Это требует системной скоординированной, поэтапной работы специалистов многих министерств, органов региональной власти, институтов, предприятий, бизнеса и структур гражданского общества, а также, что важно, много времени.
Реализация основных ориентиров развития промышленности согласно инновационной стратегии создаст основу для формирования на территории Украины современного промышленного комплекса, который будет базироваться на передовых достижениях научно-технического прогресса, способного стать мощным локомотивом для экономики страны.