Одним из важных приобретений нашего молодого государства является то, что оно входит в ХХІ век с четко определенным курсом, ясным пониманием главных задач дальнейшего продвижения.
В послании Президента Украины к Верховной Раде Украины в 2000 году «Украина: поступь в ХХІ век. Стратегия экономического и социального развития на 2000—2004 годы» указывается, что основой нового стратегического курса, его определяющими приоритетами должны стать разработка и реализация государственной политики, направленной на структурную перестройку промышленности и развитие инновационной модели экономического роста, утверждение Украины как высокотехнологичного государства. Уже к концу первого десятилетия ХХІ века наша страна должна войти в число ведущих технологически развитых государств мира.
Эта задача рассматривается не только в качестве определяющей цели экономической стратегии, а как приоритетный постулат национальной идеи, основа для политической консолидации общества. Она определяет главную цель промышленности.
Каково же на самом деле состояние нашей промышленности и какой должна быть промышленная доктрина и соответствующая ей государственная промышленная политика Украины на ближайшие десять лет?
Промышленный комплекс постиндустриального общества
Промышленность является интегратором научно-технических достижений, локомотивом трансформационных преобразований государства. Только с помощью промышленных инноваций можно ликвидировать существенное отставание Украины по производительности труда в сельском хозяйстве, промышленном производстве, обновить транспортные средства и энергомощности. Новые технологии дадут нам возможность уменьшить энергозатратность и материалоемкость продукции, усовершенствовать средства коммуникаций, коммунальную и бытовую сферы.
Вместе с тем промышленность как сфера проявления и реализации определяющей части материальных и интеллектуальных нужд человека является весомейшим экономическим фактором в постиндустриальном обществе. Играя такую двойную роль во взаимодействии с другими сферами, преобразуя себя и эти сферы, промышленность может обеспечивать переход нашего общества к постиндустриальному информационному состоянию.
Функционирование промышленности в постиндустриальном обществе, расширение ее возможностей осуществляется путем все более тесного объединения с наукой и новыми технологиями. Это достигается формированием целостного промышленно-научно-технологического комплекса, способного к саморазвитию и полностью обеспечивающего внутренние потребности страны и экспорт промышленной продукции. Основными характеристиками такого комплекса являются:
• достаточные для выполнения своей роли в обществе масштабы и технологические возможности;
• наука — непосредственная продуктивная сила, которая часто и кардинально изменяет технологические процессы производства, методы и условия труда;
• доминирование в институциональном составе технологических, сетевых промышленных отношений;
• конкурентоспособность продукции, объемы, номенклатура и качество которой удовлетворяет нужды всех секторов экономики на уровне, обеспечивающем безопасность государства. Высокие темпы перехода на новые модели и поколения продукции;
• овладение промышленностью рынков непосредственного удовлетворения различных потребностей человека за счет продукции, выполняющей, кроме основных, вспомогательные, обеспечивающие, сервисные и информационные функции;
• сращивание промышленного, торгового и финансового капиталов. Развитая и сбалансированная внешняя торговля промышленными товарами и технологиями;
• транснациональная интеграция промышленного производства, науки и технологий;
• государство владеет и эффективно распоряжается 20—40% промышленной собственности;
• активная политика государства по стимулированию, развитию и защите промышленности. Благоприятное нормативно-правовое обеспечение;
• уменьшение нагрузки на экологические ресурсы и использование полезных ископаемых, доминирование технологий с использованием восстанавливающихся ресурсов;
• среднегодовой объем производства на одного работающего — не менее 20 тыс. долл. США.
Создание комплекса с такими определяющими чертами должно стать главной целью нашей промышленности.
Реалии
дня сегодняшнего
По масштабности возможностям Украина относится к промышленно развитым странам мира. У нас создано одно из самых масштабных в Европе промышленных производств. На 1 января 2001 года только в сфере, подчиненной Госпромполитики, насчитывалось около 6 тыс. крупных и средних и свыше 27 тыс. малых предприятий.
Промышленность Украины имеет довольно полную отраслевую структуру, охватывает базовые отрасли: машиностроение, приборостроение, оборонную, легкую, перерабатывающую промышленность и прочие. Среди наукоемких отраслей — авиакосмическая, автомобилестроительная, тяжелое машиностроение, станкостроительная и инструментальная, электротехническая и приборостроительная, промышленность средств связи и сложной аппаратуры, радиоэлектронная, судостроительная. Технологические возможности украинских предприятий позволяют изготовлять большинство предметов современной техники. В арсенале средств — все известные базовые технологии, широко применяемые в мировой промышленности: производство материалов, перерабатывающие, заготовительные, механообрабатывающие, термические, сборочные, нанесения покрытий и т.п. Есть и нанотехнологии.
На базовом уровне институционный состав промышленности Украины можно считать переходным. Он образован промышленными объектами с преимущественно предметной специализацией, которую нельзя назвать совершенной. Это последствие генетических причин и недостатков реформирования комплекса в течение последних десяти лет.
На микроуровне институционный состав промышленности Украины тоже несовершенен. Хотя промышленность в целом имеет присущую развитым странам схему обеспечения основных этапов жизненного цикла продукции, характеристики доминирующих отношений на основных этапах жизненного цикла продукции не отвечают требованиям постиндустриального общества.
На уровне инфраструктуры почти отсутствуют перспективные отношения, способные эффективно развиваться в условиях рынка. Особенно это касается менеджмента. Мало используются современные информационные технологии и прогрессивные стандарты управления.
Важное значение имеет и научное обеспечение. В промышленном комплексе Украины имеется 500 конструкторско-технологических и научных организаций, в которых трудятся более 65 тыс. научных работников, 7,7 тыс. кандидатов и докторов наук. Он функционирует во взаимодействии с научными организациями Национальной академии наук, Минобразования и науки, кооперируется с другими областями. Отдельные предприятия и организации сотрудничают с зарубежными партнерами. Однако имеющаяся организационная структура сочетания промышленности с наукой несовершенна. Целостная инновационно-технологическая инфраструктура в государстве еще не сформирована.
Некоторая часть украинской промышленной продукции конкурентоспособна на внешнем рынке. Об этом свидетельствуют данные об отношении объемов экспорта к объемам валового выпуска продукции в отраслях промышленности по состоянию на конец 2000 года:
Часть экспортной составляющей в Украине вдвое превышает средний уровень европейских стран с примерно такой же численностью населения. Но она обеспечивается за счет низкого уровня внутреннего потребления.
Особенно значительна доля экспорта в черной, цветной металлургии и химической промышленности. Однако в этих отраслях доминирует продукция низкой стадии переработки. Например, в черной металлургии доля такой продукции (полуфабрикаты железа и нелегированной стали, руда, шлаки, лом) составляет почти 50%. В цветной металлургии почти 20% — это медный и алюминиевый лом. В химической и нефтехимической промышленности в структуре экспорта 1/3 составляют минеральные удобрения. Доля продукции машиностроения в общей структуре товарного экспорта Украины составляет только 12,5%.
Весьма негативно то, что доминируют низкие инновационные уровни промышленной продукции (второй и третий из семи возможных), характеризующиеся устаревшими конструкторскими и технологическими решениями. Значительная часть продукции машиностроения, приборостроения и других отраслей неконкурентна уже сегодня: даже с внутреннего рынка ее вытеснила импортная продукция. Это подтверждают данные о соотношении импорта и объемов производства по состоянию на конец 2000 года:
Еще одна проблема касается сочетания промышленного, торгового и финансового капиталов в Украине. Соответствующая инфраструктура не создана, динамические свойства промышленности и прочие регуляторы не способствуют притоку торгового и финансового капитала в производство. Крайне недостаточны возможности отечественной финансово-кредитной системы — при потребности промышленных предприятий только в оборотных средствах более 100 млрд. грн., в 1999 году в общем было предоставлено лишь около 28,5 млрд. грн. кредитов, львиная доля которых в промышленность так и не попала. Показатель банковского кредитования частного сектора относительно ВВП составляет около 1%, тогда как для стран с переходной экономикой он должен быть на уровне 40%.
Система торговли промышленными товарами и технологиями в Украине в основном соответствует рыночному типу экономики. Она охватывает все сферы. Вместе с тем некоторые важные характеристики торговли еще нельзя признать удовлетворительными. Она в значительной мере монополизирована, содержит много звеньев; преобладают нефирменные виды торговли. Не оптимизированы бартерные операции. Структура реализации продукции по отраслям промышленности к концу 2000 года имела следующий вид (в %): (см.табл.3)
Не сбалансированы импортно-экспортные операции. Торговля не полностью сориентирована на использование преимуществ международного разделения труда, эффективного использования возможностей украинской промышленности, учета особенностей внешней среды.
Транснациональная интеграция науки, техники и производства пребывает на начальном этапе. Несмотря на довольно значительные относительные показатели экспорта и импорта украинская промышленность не имеет достаточно тесных связей с мировым производством. Даже связи с предприятиями стран СНГ носят преимущественно договорный характер.
Реформирование форм собственности в последние годы обеспечило преобладание доли (более 80%) негосударственных предприятий. Это даже превышает уровень развитых стран. Вместе с тем разгосударствление и приватизация были во многих случаях проведены формально. В структуре негосударственной собственности малая доля собственности частной. Особенно отрицательно это сказывается на научных учреждениях: значительная часть приватизируемых НИИ и КБ почти перестала выполнять свои функции.
В Украине не существует целостной системы нормативно-правовых актов по стимулированию, защите, поддержке и развитию производства. Большинство законодательных актов хоть и имеют характеристики, близкие к характеристикам аналогичных законов европейских стран, по своей сути часто не соответствуют потребностям и возможностям Украины. Вследствие этого они не влияют надлежащим образом на функционирование и развитие отечественной промышленности, еще не достигшей той стадии развития, которую регламентируют законы в Европе.
Кроме структурного несовершенства промышленного и смежного законодательства, существует проблема несоответствия параметров этих законов современным нуждам развития. Например, общий налог на производство автомобилей в Польше составляет 21%, а на импорт — 42%, что стимулирует собственное производство. В Украине соотношение таких налогов до последнего времени было в пользу импортера. Это сдерживало собственное производство, в результате ВВП Украины терял около 1,5 млрд. долл. ежегодно.
Заслуживают внимания и экологические характеристики и ресурсозатраты в промышленности. В течение последнего десятилетия экологическая нагрузка на природу уменьшилась вследствие падения объемов производства. И вдобавок за этот период в десятки раз уменьшились и объемы природозащитных работ.
Доминирование в структуре промышленности заготовительных производств и затратные характеристики технологий обуславливают усиление нагрузки на природные ресурсы. Технологии, базирующиеся на использовании восстанавливаемых ресурсов, применяются крайне недостаточно.
Потенциал развития
Украина относится к государствам с исключительно благоприятными условиями для развития промышленности. Определяющими составляющими ее потенциала являются:
Ё значительные запасы различного сырья и развитая транспортная структура при выгодном географическом расположении;
Ё производственные мощности, в том числе и не загруженные, и научно-технологический потенциал;
Ё большой удельный вес инвестиционно-способных отраслей и значительное количество предприятий, особенно в оборонной отрасли, имеющих в своем производстве до 80% высоких технологий из применяемых в мировом производстве;
Ё кадровая инновационная инфраструктура, позволяющая в относительно короткий срок развернуть процессы создания и распространения инноваций на производстве;
Ё наличие весьма емкого внутреннего рынка и опыт работы со смежными предприятиями в странах СНГ.
Учитывая численность населения, кадровый потенциал, имеющиеся ресурсы, научную и производственную инфраструктуру, в среднесроковой перспективе Украина может выйти на объемы промышленного производства не менее 1 трлн. гривен в год.
Этот потенциал является реальной подоплекой для достижения стратегической цели развития государства.
Год 2000-й: неустойчивая стабилизация
и ограниченный рост
Проведенное на рыночных основах реформирование системы управления, институционного состава и инфраструктуры промышленности позволило остановить спад производства. Промышленность вошла в фазу стабилизации. Уже больше года продолжается реальный рост промышленного производства. По итогам 2000 года, темп прироста производства товарной продукции в отраслях Госпромполитики составил 12,9%.
Наибольшее оживление производственной активности наблюдалось в отраслях, работающих на внутренний рынок и удовлетворяющих нужды конечных потребителей. Так, в деревообрабатывающей промышленности темпы прироста производства за минувший год составили +31,8%, (в позапрошлом году +23,6%), в легкой — соответственно +39% и +5,7%. Вследствие этого возросла иx доля в общем объеме промышленного производства — с 6,3% до 7,3%. Существенно прибавили в темпах машиностроение и металлообработка (+16,8%, в позапрошлом году — 0,8%), особенно автомобильная промышленность (+61,4%, в позапрошлом году — 33,8%), судостроительная (+42,0 и +1,7%), электротехническая (+40,9 и 1,3%), авиационная (+51,9 и +4,8%), приборостроение (+16,8 и +14,9%).
Активизация внешней торговли стимулировала рост производства в черной металлургии (+20,7%, в позапрошлом году +6,2%), цветной металлургии (соответственно +18,8 и +8,9%), химической и нефтехимической промышленности (+5,0%, — 1,1%).
Улучшилась структура реализации. Удельный вес промышленной продукции, реализованной по бартеру, за восемь месяцев 2000 года был почти вдвое меньше, чем в 1999 году (17% против 33,5% в позапрошлом году). Положительная тенденция к сокращению бартерных операций прослеживается во всех областях.
Улучшились финансовые результаты деятельности отраслей промышленности. По сравнению с соответствующим периодом 1999 года, сумма убытков уменьшилась с 575,1 до 51,6 млн. грн. Объем полученной прибыли возрос с 131 до 4380,6 млн. грн. Убыточными остаются машиностроение (—35,3 млн. грн.) и легкая промышленность (—16,3 млн.).
Анализ свидетельствует, что наиболее существенными факторами оживления промышленного развития в 2000 году были: благоприятная конъюнктура внешних рынков, углубление процессов реформирования собственности и развития предпринимательства, частичное оздоровление финансового состояния предприятий и повышение на этой основе инвестиционной активности.
Экспортный спрос стал главной составляющей роста производства в черной и цветной металлургии. Объемы экспорта товаров, которые относятся к номенклатуре продукции Госпромполитики, в 2000 году увеличились, по сравнению с 1999 годом, на 29,1%.
Доля экспорта в объеме производства машиностроения увеличилась с 37,8% в 1999 году до 51,9% за девять месяцев 2000-го, а доля продукции машиностроения в общей структуре товарного экспорта Украины — с 12% до 12,5%. Экспорт машиностроительной продукции — это на 47,5% машины и оборудование. Растет доля экспорта электрических машин и средств транспорта, которая уже превосходит их долю в импорте. Почти на 1/3 увеличился объем экспорта в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (32,7%). При этом следует отметить, что экспорт лесоматериалов составляет 40%, а экспорт мебели — всего 10,5%. Отношение темпов прироста экспорта к темпам прироста валового выпуска по отраслям Госпромполитики за девять месяцев 2000 года характеризуется следующими показателями: черная металлургия — 1,78, цветная металлургия — 1,71, химическая — 8,3, машиностроение — 2,59, деревообрабатывающая — 2,59, легкая — 0,16. В целом по Госпромполитики этот показатель равен 1,97.
Опережающий рост экспорта над динамикой производства ужесточает тенденцию экспортной зависимости отечественного производства. Это указывает на неразвитость отечественного рынка и потребность в системной работе по его становлению.
Статистически значимой является зависимость между углублением реформ в сфере собственности, развитием предпринимательства и оживлением производства. За 10 месяцев 2000 года самые большие темпы прироста производства получены как раз в тех отраслях, где значительно преобладает негосударственная собственность.
Вместе с тем практика показала, насколько важна высокая ответственность при проведении приватизации. Ошибки в выборе инвестора грозят уничтожением целых отраслей. Это видно на примере цементной промышленности. Ныне существует угроза производству пластмасс и других изделий. Одна из главных проблем приватизации — невыполнение инвестиционных обязательств владельцами крупных пакетов акций. По этой причине электронная и приборостроительная отрасли промышленности потеряли такие предприятия, как ОАО «Завод «Кварцит», ОАО «Бригантина», ОАО «Веда» и пр. Они сейчас полностью перепрофилированы.
В горно-металлургическом комплексе возникли проблемы с обеспечением предприятий коксующимся углем и коксом. Внутренний рынок сбыта коксующегося угля и, соответственно, распределения кокса практически монополизирован несколькими коммерческими структурами.
Дебиторская задолженность предприятий Госпромполитики по состоянию на 1 октября 2000 г. составляла 14,08 млрд. грн. и увеличилась с начала года на 0,3%; кредиторская составляет 30,5 млрд. и увеличилась за девять месяцев на 6,3%, что, с учетом роста цен производителей промышленной продукции (на 15,6%), свидетельствует о постепенном погашении ранее накопившихся долгов.
Работа Госпромполитики по дебартеризации расчетов и сокращению дебиторской и кредиторской задолженности была существенно подкреплена мерами правительства по проведению экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса. Это дало возможность значительно улучшить финансовое положение не только предприятий, участвующих в эксперименте, но и по Госкомитету в целом.
В третьем квартале 2000 года на предприятиях—участниках эксперимента достигнуто увеличение чистого дохода (выручки) от реализации, по сравнению с соответствующим периодом в 1999 году, на 12,9%. Уменьшился объем экспорта сырья на горнодобывающих предприятиях (90,8%), предприятиях цветной металлургии (73,8%) и на предприятиях других отраслей (71,7%). Вместе с тем заметно увеличился объем экспорта конечной продукции на трубных предприятиях (126,7%) и на предприятиях металлоскобяных изделий (119,9%). Увеличены объемы экспорта огнеупоров (105,4%).
Самый высокий уровень рентабельности в третьем квартале 2000 года имели трубные предприятия (42,9%), самый низкий — предприятия цветной металлургии (19,3%). С убытками продукции работали два предприятия — Керченский (—11,8%) и Макеевский (—5,1%) металлургические комбинаты.
По состоянию на 1 октября 2000 года, в целом по Госпромполитики прибыль к налогообложению составляла 4370 млн. грн., тогда как в позапрошлом году на это время отрасль имела 444,1 млн. убытков. И это несмотря на то, что на итогах работы Госпромполитики существенным образом сказались такие отрицательные факторы, как несовершенство отраслевой структуры; рост зависимости от импорта; недостаточное использование социального фактора; низкая платежная дисциплина.
Определенные положительные сдвиги произошли в формировании отраслевой структуры производства из-за ускоренного развития деревообрабатывающей и легкой промышленности и отдельных высокотехнологических подотраслей машиностроения, однако структурные изменения пока не стали ведущим звеном улучшения качественных показателей работы. Доминирующей пропорцией промышленного производства остается и даже имеет тенденцию к увеличению и так значительная доля сырьевых отраслей — черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности. За десять месяцев 2000 года иx доля в структуре производства по Госпромполитики возросла на 4,4%, в то же время доля продукции машиностроения уменьшилась за этот же период на 4,1%.
Рост зависимости промышленного производства от импорта стал еще одним проявлением несовершенства отраслевой структуры. В прошлом году за девять месяцев импорт черных металлов рос в 1,4 раза быстрее производства, цветных — в 1,3, продукции машиностроения — в 1,25 раза.
В структуре импорта продукции черной металлургии 53,7% принадлежит рудам, шлакам и золе. В импорте химической и нефтехимической промышленности преобладает продукция высшего уровня переработки — пластмассы и каучук — 37,4%. В общем объеме импорта машиностроения и металлообработки доля машин и оборудования составляет 52,4%.
Проблем достаточно. Главная внутренняя проблема отрасли заключается в ее институционном и структурном несоответствии современным требованиям и остром дефиците финансовых ресурсов. Она усугубляется проблемами взаимодействия с другими секторами экономики Украины и с мировым рынком вследствие низкого качества значительного количества продукции, большой ресурсозатратности технологий, чрезмерно высоких, по сравнению с мировыми, фискальных действий смежных отраслей.
Эти проблемы — системные, без их ликвидации устойчивого роста промышленности не может быть.
Основы реформирования
В ведущих государствах развитие промышленности, как и иных сфер, программируемо. Оно обеспечивается формированием и реализацией соответствующей промышленной политики, во главе угла которой лежит целостная система взглядов и положений — промышленная доктрина.
Промышленная доктрина зависит от периода ее формирования и общей политики реформ в государстве.
Имеющаяся промышленная доктрина и промышленная политика базируются на представлениях о роли, цели и механизмах преобразований, характерных для стартового периода реформ. При их формировании были учтены главные условия и обстоятельства того периода: потребность в переходе к рыночной системе хозяйствования, обеспечению жизнеспособности промышленных производств в условиях фактического разрыва традиционных кооперационных связей и изменении емкости и характера рынков сбыта, необходимость противодействия кризисным явлениям.
Реализация этой доктрины позволила в значительной мере обеспечить трансформацию промышленного комплекса в соответствии с новыми рыночными условиями и стабилизацию его работы. Однако дальнейшее применение положений этой доктрины не может дать промышленности необходимых импульсов к развитию. В связи с этим можно констатировать, что промышленная политика, базировавшаяся на имеющейся доктрине, себя исчерпала, и переход от спада и стабилизации к ускоренному росту требует пересмотра концептуальных ее основ.
Новая промышленная доктрина должна предусматривать изменение роли промышленного комплекса. Из пассивного объекта реформ он должен превратиться в их активный субъект — преобразователь других сфер (см.табл.4).
Эффективность деятельности промышленности определяется не только непосредственным вкладом ее продукции как товара, но и изменениями состояния и эффективности деятельности других реальных секторов экономики благодаря влиянию на них промышленных инноваций.
В этой связи важнейшими особенностями новой промышленной доктрины являются:
Ё социальная направленность преобразований в промышленности;
Ё национальные интересы Украины. Промышленная политика государства должна быть независимой;
Ё создание системных основ нового промышленного строя в соответствии с объективными законами функционирования и развития экономико-производственных образований;
Ё инновационно-инвестиционный характер развития. Приоритетное развитие науки и интеллекта;
Ё гармоничное развитие природы, человека и промышленности, существующих только друг для друга, при помощи друг друга;
Ё приоритет законодательного обеспечения. Сначала создаются и принимаются законы, на базе которых проводятся реформы;
Ё главная стратегия — стратегия ускоренного развития. Максимальное использование имеющегося потенциала развития с экономически, социально и культурно обоснованными действиями в самых эффективных направлениях (при ресурсных и других объективных ограничениях) с выходом в плоскость нетрадиционных решений;
Ё объединение государственного регулирования промышленности с рыночными механизмами саморегуляции;
Ё ориентация преимущественно на собственные силы. Реалии последних лет показали, что надеяться на существенную внешнюю помощь не следует. Необходимо найти и задействовать всевозможные собственные ресурсы.
Как видим, реализация доктрины требует создания реальных управленческих, организационных, экономических и финансовых основ и благоприятных нормативно-правовых условий. В соответствии с указанной доктриной, необходимо принять новую Концепцию государственной промышленной политики Украины и обеспечить формирование и реализацию системы государственных программ.
Системная трансформация на основе многовекторной стратегии
При формировании и реализации промышленной политики определяется система приоритетов как средства достижения главной стратегической цели, с учетом условий решения существующих проблем развития государства и задействования всех имеющихся и привлеченных ресурсов. В долгосрочной перспективе эта система приоритетов будет меняться, однако указанные ниже позиции должны быть неизменными на протяжении длительного периода ее реализации. Это:
Ё инновационное направление преобразований за счет развития науки, технологий, ускорения внедрения в производство научно-технических разработок, прежде всего — новых технологий и оборудования, новых видов промышленных товаров;
Ё ориентация на полное удовлетворение потребностей человека, стимулирование производств, ориентированных на рынок потребительских товаров и обеспечение промышленными товарами отраслей, непосредственно выходящих на удовлетворение потребностей населения;
Ё опережающее развитие наукоемких областей;
Ё развитие экспортного потенциала, прежде всего наукоемких областей.
Многогранность промышленного производства Украины, разнообразие его продукции требуют применения многовекторной стратегии развития. Приемлемыми и с определенными оговорками целесообразными для нас являются все известные на сегодня стратегии развития. «Использование природных ресурсов» — для отдельных секторов базовых отраслей, в связи с наличием в Украине залежей ряда рудных запасов и источников возобновляемого сырья; «преследование» («копирование») — для отраслей и предприятий, имеющих важное значение для развития национальной экономики (автомобилестроение, двигателестроение, химическая промышленность и пр.) и на нынешнем этапе не имеющих возможности быстро создать собственную конкурентоспособную продукцию; «передовых рубежей» («лидерных технологий») — для предприятий оборонной, аэрокосмической, судостроительной промышленности, химического, тяжелого и энергетического машиностроения, индустрии информационных технологий (такой же стратегии должны придерживаться и отдельные уникальные производства, уже сейчас являющиеся инновационными лидерами); «прорывная», базирующаяся на концепции «обгонять не догоняя», — для отдельных предприятий и объединений, способных инкубировать принципиально новые типы продукции или продукцию, опережающую существующие образцы техники на одно-два поколения.
Общим для каждой из этих стратегий является достижение нового технологического уровня.
Украине необходима системная трансформация промышленности, охватывающая важнейшие аспекты: управленческий, структурный, институциональный, научно-технологический и технический, инновационно-инвестиционный, торговый, финансово-кредитный, социальный, внешних связей, экологический и пр.
Реформирование системы управления в промышленности. Следует провести на всех уровнях. На высшем, исходя из новой роли промышленности и изменения ее места в обществе, необходимо создать полномочный орган государственного управления промышленным развитием страны.
Второй уровень управления соответствует подразделениям этого органа. Здесь нужны функционально и рыночно ориентированные звенья, охватывающие базовые этапы инновационно-инвестиционного цикла. Отраслевые функции должны в максимальной степени перейти к низшим уровням управления, что позволит формировать новые организационно-управленческие отношения.
Для этих уровней необходимо создать систему научного обеспечения принятия управленческих решений.
На третьем уровне системы управления — в корпорациях, холдингах, финансово-промышленных группах и иных объединениях — основные реформы должны связываться с оптимизацией нормативно-правовой базы.
На всех уровнях, в частности и на уровне предприятий, следует совершенствовать методы и качество управления за счет внедрения современных стандартов управления, повышения квалификации кадров, применения компьютерных и интеллектуализированных систем поддержки принятия решений.
Структурная политика направлена на оптимизацию промышленной структуры, ликвидацию деформаций. Она преследует цель формирования оптимальной структуры выпуска промышленной продукции и рационального баланса производственных мощностей.
Приоритетными при реализации этой политики должны стать:
Ё освоение производства продукции, обеспечивающей стратегическую независимость государства от импорта;
Ё переход к созданию и организации производства систем машин, способных комплексно решать задачи экономического и социального развития на принципиально новом уровне, прежде всего — в агропромышленном комплексе;
Ё стимулирование развития наукоемких областей: микроэлектроники, авиа-космической, автомобильной и т. п.;
Ё ускорение развития легкой промышленности, машиностроительных и приборостроительных отраслей, прежде всего ориентированных на удовлетворение потребностей потребительского рынка, пищевой промышленности и пр.;
Ё становление и развитие новых для Украины отраслей: производство собственных компьютеров, информационных и программных технологий;
Ё адаптация производства к активному рыночному спросу;
Ё санация и перепрофилирование производств неперспективных видов продукции;
Ё расширение продажи технологий;
Ё расширение базы экспортного сектора промышленности;
Ё переоснащение предприятий для производства импортозаменяющей продукции.
Подобная политика должна изменить структуру промышленного производства с учетом смежных отраслей (см.табл.5).
Главная задача институциональной политики — формирование новых, объединенных эволюционным процессом отношений. Для этого необходимы шаги в следующих направлениях:
Ё стимулирование создания технологических, сетевых, интеллектно-сетевых и смешанных промышленных отношений, структуризация и реструктуризация отраслей на основе использования комплексных критических технологий, в частности технологий двойного назначения, с формированием стратегически важных промышленных технологических комплексов территориального, отраслевого, межотраслевого, национального и транснационального уровней (промышленно-финансовых групп, холдинговых компаний, концернов, корпораций, консорциумов, технопарков, технополисов и т. п.).
Ё развитие важных для Украины отраслей с доведением их до мировых стандартов инновациями и инвестициями и созданием условий для подтягивания до их уровня прочих субъектов предпринимательской деятельности;
Ё дальнейшая реструктуризация собственности, совершенствование системы управления ею, углубление эффективного разгосударствления и приватизации, возвращение в государственную собственность (или увеличение государственной доли) приватизированных убыточных предприятий за счет процедур банкротства и санации, сбалансирование развития разных форм собственности;
Ё конверсия и реконверсия предприятий, диверсификация производства;
Ё выборочная защита предприятий в период их вхождения в рыночную систему;
Ё широчайшее развитие предпринимательства, создание совместных, малых и средних предприятий, оптимизация соотношения больших, средних, и малых предприятий разных форм собственности, предоставление и поддержка автономии предприятий, создание оптимизированной рыночной инфраструктуры;
Ё создание и развитие инвестиционной инфраструктуры, защита и развитие научно-технологической и научно-технической инфраструктуры;
Ё совершенствование сети научно-технического и научно-технологического обеспечения и защиты интеллектуальной собственности, создание условий для непрерывности образования, подготовки и переподготовки кадров для новых отношений в промышленности;
Ё создание отраслевой финансово-кредитной инфраструктуры; совершенствование сети и методов работы коммерческих банков, страховых, инвестиционных и лизинговых компаний и т. п.
Изменение основ технической политики в промышленности должно затрагивать следующие основные моменты (см.табл.6).
Политика в сфере инноваций и инвестиций направлена на обеспечение модернизации и структурной перестройки промышленности. Основными ее направлениями являются:
Ё формирование научного задела и выборочная поддержка целевых исследований по государственным заказам;
Ё создание эффективной системы объединения достижений науки, технологии, производства и рынка;
Ё стимулирование опережающего развития производств, основанных на новых технологических отношениях;
Ё выборочная поддержка развития принципиально новых энерго- и ресурсосохраняющих технологий, создание новых поколений техники, прежде всего — интегральных систем машин для приоритетных отраслей;
Ё обеспечение опережающего роста производства наукоемкой продукции, предназначенной для экспорта;
Ё использование в гражданских отраслях научно-технических достижений оборонного комплекса;
Ё расширение межгосударственных научных связей и интеграция научно-технического потенциала промышленного комплекса в мировые хозяйственные связи;
Ё обеспечение материального наполнения инвестиционного рынка, прежде всего прогрессивными технологиями, станками, оборудованием, средствами автоматизации, что требует первоочередного развития станкостроения, электротехники, приборостроения и межотраслевых производств;
Особенно важным является совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования и развития промышленности. Необходимые общегосударственные и отраслевые нормативные акты, действие которых обеспечивает на условиях самоорганизации и регламентированного государственного влияния достижение эффективного функционирования и развития промышленного комплекса. Именно необходимостью полного охвата правового поля диктуется создание Промышленного кодекса Украины.
На ближайшее десятилетие следует выделить два главных этапа реализации промышленной политики. Первый этап — 2001—2004 годы, второй — с 2005-го по 2010-й. Предварительно формируются организационные основы для реализации задач второго этапа. Первый и второй этапы отличаются приоритетами и механизмами развития. Сначала обеспечивается инвестиционная поддержка промышленного комплекса, а со временем у него появятся условия для саморазвития.
Приоритетами первого этапа являются отрасли, обеспечивающие быструю окупаемость инвестиций, на втором — инновационно-инвестиционные отрасли.
Особенно важно разрешить проблему достаточного финансирования развития промышленности. Для этого следует задействовать все возможные источники получения средств, создать условия для повышения инвестиционной привлекательности промышленных объектов, увеличения покупательной способности населения, рационализации использования кредитных средств и т. п.
Европейское будущее
Выпуск продукции на одного работающего в конечном итоге должен приблизиться к среднеевропейскому уровню. Среднегодовой темп прироста объемов промышленного производства должен быть вдвое выше, чем темпы роста ВВП. Объемы добавленной стоимости промышленности (без топливно-энергетического комплекса и пищевой отрасли) должны увеличиться в 2004 году до 25% и в 2010 году — до 35%. Благодаря этому промышленность займет лидирующее место в экономике государства.
Усилиями промышленного комплекса должны быть технологически переоснащены все приоритетные отрасли экономики. Это, вместе с организационными и прочими мерами, должно обеспечить:
Ё повышение производительности труда в агропромышленном комплексе в 7—10 раз и разрешение проблем села, а следовательно — увеличение производства продуктов питания до необходимых объемов при существенном улучшении их ассортимента и качества;
Ё увеличение производства промышленных товаров широкого потребления в 4—5 раз, насыщение ими внутреннего рынка и расширение их экспорта;
Ё оптимизацию энергобаланса Украины за счет увеличения добычи традиционных энергоносителей в 2—3 раза. Освоение производства новых возобновляемых энергоносителей и параллельно сокращение энергозатрат в 2—6 раз;
Ё кардинальные изменения в сфере коммуникаций, в частности увеличение количества транспортных средств в 4—6 раз и средств связи — в 10—20 раз;
Ё создание современной коммунальной сферы;
Ё удовлетворение потребностей обороны в новой технике;
Ё информатизацию общества, компьютеризацию и интеллектуализацию всех сфер жизни;
Ё значительное повышение благосостояния и комфортности жизни граждан страны.
Украина вошла в новый этап реформирования промышленности. Безусловно, поставленные задачи очень сложны. Но консолидация усилий и концентрация их на главных направлениях, разумные действия и рациональное использование имеющегося потенциала могут стать залогом успеха в достижении стратегической цели.