Отечественные НПЗ сегодня составляют конкуренцию импортерам нефтепродуктов |
В мае рынок был перенасыщен нефтепродуктами. Если год назад потребители метались в поисках горючего, то сегодня производители мечутся в поисках рынков сбыта. Тема стремительного развертывания сбытовых сетей и стала хитом мая. К ней примешались еще две: начала отчетливо проглядываться нижняя граница цен на горючее, а импортеры нефтепродуктов, несмотря на искусственно-законодательную помощь, безнадежно проигрывают непосредственным производителям борьбу за рынок.
Отгрохотала гусеницами тракторов посевная — фермеры и КСП вспахали и засеяли поля на отечественной солярке. В Верховной Раде, вероятно, этого не заметили, поэтому де-юре продолжают действовать льготы, предоставленные прежде импортерам дизельного топлива. Де-факто они не действуют. Несмотря на то, что в арбитражном суде находятся семь исков к Государственной таможенной службе от четырех компаний — импортеров нефтепродуктов — «Гарант Люкс», «Дикон», «Альфа Крекинг» и «Югнефтесервис» — на общую сумму 12,1 млн. долл., таможня перекрыла кран льготному потоку нефтепродуктов. Законодательная неопределенность не добавляет оптимизма ни импортерам, ни государственным чиновникам. Как считает Светлана Нифонтова, заместитель начальника управления — начальник отдела нефти и газа Минэкономики: «Закон о льготах на импорт дизтоплива не действует. Поэтому акцизный сбор пока начисляется условно, но останется ли он у государства — это будет решено Высшим арбитражным судом Украины. Пока дела находятся в арбитраже, акциз вообще никем не заплачен и в бюджет не поступает». Таким образом, импортеры закладывают акциз в цену нефтепродуктов, таможня взимает сбор условно, но деньги в бюджет не поступают. Вот такой условный круговорот акцизно-бюджетных средств.
Импорт-экспорт
Как дебит-кредит показывает финансовое состояние предприятия, так и экспорт-импорт отражает состояние рынка. Сведение баланса экспорта и импорта нефтепродуктов за прошлый и текущий годы высвечивает некоторые закономерности. Так, снижение импорта солярки за первые четыре месяца 2000 года с 891,2 тыс. тонн до 441,8 тыс. тонн за аналогичный период текущего года, а бензина — с 545,4 тыс. тонн до 192,7 тыс. тонн дает ясно понять — импортеры находятся в тени производителей. Доля импортных бензинов на украинском рынке составила чуть меньше 20%, а дизтоплива — лишь треть всего украинского потребления. Более того, за четыре месяца этого года украинским производителям пришлось экспортировать 35,1 тыс. тонн бензинов и 305,5 тыс. тонн дизельного топлива, а на заводских терминалах в течение последних двух месяцев, что называется, в боевой готовности находится еще 80–85 тыс. тонн бензина и 95—100 тыс. тонн дизтоплива. Вся эта простая бухгалтерия показывает, что потребность внутреннего рынка в импортных нефтепродуктах с начала мая равна нулю. Украинские НПЗ полностью обеспечивают внутренние потребности в горючем.
Более того, импортные нефтепродукты сегодня привносят дисбалансирующую составляющую. Во-первых, рынок вновь заполнили «серые» нефтепродукты (т.е. ввезенные с уклонением от уплаты налогов). Во-вторых, импорт, с принятием с 1 июля нового Налогового кодекса в России, может остановить украинских производителей. Тем более, что «перспективы проведения антидемпингового расследования туманны, поскольку для этого надо, чтобы доля импортного товара увеличивалась в ущерб отечественной, либо чтобы низкие цены нанесли ущерб производителям», — считает г-жа Нифонтова. Поэтому антидемпинговое расследование может занять столько времени, сколько займет вытеснение произведенного в Украине горючего импортным.
Экстремальная цена
Высокая загрузка нефтеперерабатывающих заводов сырьем предполагала, что рынок станет, по определению Канта, феноменальным, то есть работающим на потребителя. Однако законодательное «передергивание» условий работы и неопределенность привели к тому, что рынок стал ноуменальным, то есть закрылся в себе: официальные импортеры ждут решения арбитража, «серые» импортеры демпингуют, производители рыщут в поисках рынков сбыта топлива, а потребители ожидают падения цен «ниже нижнего предела». Это все и влияло на формирование в мае цены, которая продолжила сползание вниз.
Более динамично проходило снижение цен в южных и западных областях — Запорожской, Николаевской, Херсонской, Одесской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой и АР Крым. Среднее снижение цен в мае составило: на дизельное топливо — 2,2 %, на А-76 —1,3 %, на Аи-92 — 2,0%, на Аи-95 — 0,1%. Невысокое среднестатистическое падение ценового показателя свидетельствует о том, что запас рентабельности продаж нефтепродуктов практически исчерпан.
Поэтому майские оптовые цены предложения иначе как экстремально низкими не назовешь. Например, цена 1 тонны бензина в среднем опте 29 мая 2000 на А-76 составляла 1730 грн. против 1630 грн. по состоянию на 29 мая 2001 года, на Аи-92 — 1930 грн. против 1760 грн., на Аи-95 — 2090 грн. против 1990 грн. Только цена солярки осталась без изменений.
Соотношение средних цен показывает, что рынок переохлажден и находится на грани ценового обморока. «Рынок действительно находится в тяжелом состоянии. Несмотря на внешне благополучное снижение цен, за всем этим стоит постоянный демпинг со стороны всех структур, уходящих от налогообложения», — подтверждает С.Нифонтова.
Производство
и аукционы
Отечественные НПЗ в мае работали с переменным успехом, но в целом динамика производства нефтепродуктов положительная. Исключение составляют три НПЗ — «ЛиНОС», «Укртатнефть» и «Лукойл-Одесский НПЗ», — которые работали ритмично и на долю которых приходится почти 80% всех произведенных за первые пять месяцев нефтепродуктов. Всего же шесть украинских НПЗ в мае поставили на рынок более 400 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, а за январь–май — почти 2,5 млн. тонн.
Контрастным душем выглядит резкое снижение продаж нефтепродуктов на аукционах. Так, «Лукойл-Украина» провела шесть аукционов и не смогла продать ни одной тонны нефтепродуктов.
Удивило некоторых операторов рынка и значительное снижение объема продаж на аукционах «ТНК-Украина». В мае на семи из восьми проведенных аукционов было продано только 4350 тонн светлых нефтепродуктов. Тревогу за судьбу аукционов развеяли на УМВБ, сообщив, что аукционы будут продолжаться. А в «ТНК-Украина» сообщили, что падение продаж было запланировано в связи с началом джобберской программы: «Основные покупатели ГСМ на аукционах стали нашими постоянными представителями в регионах и теперь формируют джобберские сети компании. Снижение продаж на аукционах связано с тем, что потребителю теперь не обязательно обращаться в Киев на аукцион, а возможно купить горючее и у себя в области через регионального представителя».
Эра аукционов в мае плавно перешла в зодиакальное созвездие развития собственных розничных сетей. Хотя от аукционов ни «ТНК-Украина», ни «Лукойл-Украина» отказываться пока не собираются, оставляя их не столько инструментом сбыта продукции, сколько механизмом формирования прозрачной цены на рынке.
Смена ориентации
В мае производители пошли в розницу. Строительство розничных сетей, второе дыхание которому придала «ТНК-Украина», приняло всеукраинские масштабы. К плавно формирующейся программе развития розничной сети «Укртатнефтью», нащупыванию региональной розницы «Лукойлом-Украина» и планируемой джобберской программе «Группы Альянс», в мае добавилась джобберская сеть «ТНК-Украина», первые станции «Славнефти» и создание розничного бренда под крышей «Галнефтегаза» на западе Украины.
География розничных новообразований самая широкая: в Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Кременчугской, Киевской областях — у тюменцев; в Одесской, Николаевской, Черновицкой, Ивано-Франковской, Киевской областях и АР Крым — у одесситов; в Киевской, Житомирской, Львовской, Ивано-Франковской — у «славян».
В то же время продвижение россиян на запад Украины получило неожиданный отпор со стороны крупных местных операторов. (Чуть раньше о «сборе камней» — АЗС, находящихся в аренде, — объявил «Киевгорнефтепродукт», что объясняется наплывом предложений об аренде и приобретении АЗС в столице). «Львовнефтепродукт», «Ивано-Франковскнефтепродукт», «Закарпатнефтепродукт-Хуст», «Закарпатнефтепродукт-Ужгород» и «Ривненефтебаза» объединили порядка 130 АЗС под единой торговой маркой «Окко». Как сообщил Валерий Шапочка, начальник отдела маркетинга АО «Галнефтегаз», которое выступает координатором проекта: «Если со «Славнефтью» или «Лукойлом» договориться не получится, тогда борьба за западноукраинский рынок неизбежна». Тем более, что «Галнефтегаз» намерен продавать с АЗС нефтепродукты, произведенные на «Галичине», «Нефтехимике Прикарпатья», «Мажейкю-нафта» и Новополоцекого НПЗ — то есть заводов, которые пока в контактах с уже работающими на украинском рынке российскими нефтяными компаниями не замечены.