Все разговоры президента, премьера и министров Кабмина о снижении зависимости Украины от импортных поставок газа могут так и остаться разговорами. И дело не в безрезультатности переговоров с «Газпромом». Проблема еще и в том, что не все члены парламентского большинства, входящие в правящую Партию регионов, ориентируются в нюансах нефтегазового рынка, а потому некоторые депутаты иногда вносят такие законодательные инициативы, от которых с ног на голову переворачиваются целые отрасли экономики. 24 мая такой переворот совершили депутаты-регионалы Виталий Хомутынник и Олег Царев: своим законопроектом №9661-д они в два-три раза увеличили налоговую нагрузку на добытчиков нефти и газа на территории Украины. Отрасль шокирована: если президент подпишет принятый во втором чтении закон Хомутынника-Царева, об увеличении отечественной добычи углеводородов можно будет забыть.
17 февраля текущего года депутаты В.Хомутынник и О.Царев внесли в Верховную Раду проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» (№9661-д). В нем речь шла об изменениях налогообложения некоторых видов деятельности. Документ был принят в первом чтении в марте. Уже тогда были упоминания о некоторых изменениях налогообложения недропользования. Но никто не ожидал, что в начале мая этот законопроект неожиданно пополнится целым рядом статей, которые могут существенно повлиять на уровень добычи полезных ископаемых (хотя в редакции, принятой в первом чтении, об этом не было ни слова!).
Текст закона Хомутынника-Царева, предложенный авторами ко второму чтению, оставался большой тайной. Несмотря на то, что он обсуждался на заседании парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики (который как раз и возглавляет Хомутынник), подавляющее большинство депутатов, видимо, были не в курсе, о чем, собственно, идет речь.
Информация о том, что законопроект №9661-д кардинально меняет принципы налогообложения при добыче полезных ископаемых, не могла не дойти до тех, чьи интересы он непосредственно затрагивает, т.е. до добывающих компаний, включая иностранные. И они забили тревогу. Что же их встревожило? Тем более иностранцев, которым первые лица государства уже обещали незыблемость норм налогообложения, оговариваемых в соглашениях о разделе продукции (СРП).
Американская торговая палата (АТП) в Украине в числе первых обратилась к президенту, премьер-министру и спикеру парламента. Причем накануне принятия законопроекта во втором чтении. В своем письме от 22 мая президент АТП Хорхе Зукоски пишет, что совет директоров обеспокоен отсутствием проекта закона, подготовленного ко второму чтению, на сайте Верховной Рады. Тем не менее г-н Зукоски ознакомился с идеями Хомутынника и Царева и утверждает, что их законопроект не был согласован и обсужден ни с участниками рынка, среди которых есть и американские добывающие компании, ни с другими комитетами парламента, ни даже с профильными министерствами.
Имея в своем распоряжении промежуточный вариант законопроекта, глава АТП отмечает, что согласно ему уже с 1 июля 2013 года плата за пользование недрами для добытчиков газа вырастет в 7,5-14 раз. Не в два-три и даже не в пять, а в 14 (!).
В настоящее время плата за недропользование составляет 42,05 грн. за 1000 кубометров газа, а Хомутынник предлагает поднять «при добыче на глубинах до 5000 м - более чем в 14 раз, до 596,53 грн.; при добыче на глубинах свыше 5000 м - в 7,5 раза, до 315,81 грн.; при добыче на шельфе - более чем в 12 раз, до 540,38 грн.».
Господин Зукоски беспокоится, что эти новации «ставят под угрозу будущие проекты по СРП». Документ содержит исключение для добычи сланцевого газа, однако победители двух недавних конкурсов - Shell и Chevron - прежде могли на тех же условиях СРП добывать и другие углеводороды на лицензионных площадях. А теперь, получается, условия конкурсов изменились? И компаниям придется платить «по новым повышенным ставкам»?
По мнению американских компаний, выраженному главой АТП, «это может касаться не только тех СРП, конкурсы на заключение которых планируются к проведению (Скифской, Форосской, Слобожанской площадей), но и тех, конкурсы по которым уже проведены, а победители определены (Олесской и Юзовской площадей)».
Резюме вообще неутешительное: «Принятие проекта (№9661) может поставить под сомнение реальность инициатив правительства, направленных на увеличение добычи газа в Украине, и правдивость заявлений правительства о стабильности условий инвестирования в нефтегазовую отрасль…»
Американские компании, правда, тогда еще надеялись, что во втором чтении этот законопроект не пройдет в описанном виде. Теперь им остается уповать на то, что президент Янукович ветирует этот закон. Иначе как быть с его недавними чикагскими заявлениями? Ведь именно Виктор Федорович на встрече с руководством Chevron с гордостью объявил, что Украина имеет самый благоприятный налоговый климат для таких инвесторов и очень рассчитывает получать газ в рамках СРП.
И тут на тебе - Хомутынник с идеей радикально поднять налоги на добычу газа в Украине...
Сомнения американских компаний были изложены главой АТП 22 мая. Но позже выяснилось, что Хомутынник пошел намного дальше. В частности, он вписал норму, согласно которой с 1 января 2013 года из Налогового кодекса исчезнет раздел Х «Рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине». Что это означает?
Во-первых, речь идет о том, что такой вид налога, как рента, в нефтегазовой отрасли исчезнет и «сольется» с платой за пользование недрами. Но это почему-то касается только нефти и газа.
Во-вторых, раздел Х примечателен тем, что для труднодоступных участков в нем устанавливается нулевая рента, чтобы стимулировать добытчиков разрабатывать эти участки. Такие участки характеризуются и глубиной залежей, и горно-геологическими особенностями участков недр, на которых добываются углеводороды, и множеством других параметров. Но Хомутынник оставил только один параметр (глубина залегания), игнорируя все остальные. Исключение этого раздела «уровняет» все участки по своим свойствам, что, безусловно, неправильно.
Таким образом, объединение двух совершенно разных по сути налогов - ренты и платы за пользование недрами, а также отмена ренты в сочетании с ростом платы за пользование недрами и ликвидацией нулевой ставки для труднодоступных участков (которых в Украине почти 80%) приведут к росту общей налоговой нагрузки на добытчиков в два-три раза.
Но и это не все. Когда г-н Зукоски писал свое письмо, он еще не знал, что Хомутынник и Царев предлагают облагать налогом в размере 2% от стоимости полезные ископаемые, добываемые в рамках СРП. Те же Shell и Chevron понятия об этом не имели, участвуя в конкурсах по Юзовской и Олесской площадях. И если теперь им станут предлагать новые условия, то подписание СРП и начало работы этих компаний в Украине окажутся под вопросом.
Проект Хомутынника бьет не только по иностранным инвесторам, он затрагивает интересы абсолютно всех нефтегазодобывающих компаний, работающих в Украине. Едва ли не первыми жертвами падут госкомпания «Укргаздобыча» («дочка» НАК «Нафтогаз Украины») и полугосударственная «Укрнафта». Не стоит забывать и о частных компаниях, на долю которых приходится почти 15% всей газодобычи в Украине.
Как известно, «Нафтогаз» регулярно кредитуется для поддержания финансового баланса. Более того, его баланс является предметом переговоров с МВФ об очередном транше кредита. С учетом двукратного роста налогов, который предлагает Хомутынник, госкомпания «Укргаздобыча», ежегодно уплачивающая почти 2 млрд. грн. налогов, автоматически должна будет платить почти 4 млрд. грн. Все бы ничего - бюджету прибыль, если бы при этом оставались средства на геологоразведку и увеличение добычи.
Кроме того, специально для нефтегазодобывающих компаний Хомутынник придумал еще одно революционное новшество - штраф за несвоевременное перечисление авансовых платежей в виде платы за пользование недрами в бюджет в размере 50% налоговых обязательств. Это не что иное, как мина замедленного действия, заложенная «депутатами-партизанами» под поезд инвесторов (в первую очередь, отечественных, государственных!), ведь совершенно очевидно, что эти штрафы будут вымывать оборотные средства со скоростью света.
Вот в таком виде законопроект Хомутынника 24 мая был принят парламентом (на что потребовалось десять минут).Спустя два дня на парламентском сайте стало доступно заключение Главного юруправления. Оно оказалось на редкость кратким и гласило, что поправки, внесенные ко второму чтению, ни с кем не были согласованы…
Тут же забили тревогу «Нафтогаз» и Минэнергоугольпром, которые, оказывается, тоже были не в курсе происходящего. Об этом свидетельствует письмо министра Юрия Бойко на имя Виктора Януковича от 29 мая. В нем Бойко просит президента не подписывать закон №9661-д, так как он нанесет непоправимый ущерб. А замечания Минэнергоугольпрома к закону Хомутынника, которые министр приложил к письму, заняли более 20 страниц. 100% замечаний сводятся к тому, чтобы оставить нормы Налогового кодекса в первоначальном виде, а новшества Хомутынника исключить из закона. Тем более что они противоречат норме Налогового кодекса, предусматривающей «переход к системе платежей за добычу полезных ископаемых с использованием принципа рентного дохода».
По сути, Бойко дал понять, что нефтегазовый рынок очень чувствителен и что такими партизанскими методами действовать нельзя: «Принятый закон приведет к существенному уменьшению объемов добычи углеводородов на территории Украины, уменьшению поступлений в бюджеты всех уровней и увеличению зависимости страны от поставок импортных энергоносителей».