22 мая в Киеве проходил Международный энергетический форум, который, по сути, стал рабочей площадкой для обкатки идей и документов, принятых 23 мая на Киевском саммите по вопросам энергетической безопасности.
Киевские энергофорум и саммит — логическое развитие Краковской инициативы о сотрудничестве сначала пяти государств Балто-Черноморского бассейна и Казахстана. Второй саммит состоялся в Вильнюсе и был представлен руководителями шести государств и представителями еще нескольких заинтересованных стран. Третий — Киевский — саммит согласились посетить изначально президенты восьми государств: Азербайджана — Ильхам Алиев, Грузии — Михаил Саакашвили, Латвии — Валдис Зетлерс, Литвы — Валдас Адамкус, Польши — Лех Качиньский, Молдовы — Владимир Воронин, Румынии — Траян Басеску, а также еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пибалгс.
Приглашали на форум и саммит и россиян, но еще 21 мая они не ответили на приглашение. Впрочем, представители и «Газпрома», и некоторых других компаний на энергофоруме были. И даже заметили, что высокопоставленный представитель Грузии выступал на форуме на английском языке, а не на русском, как они привыкли слышать. К слову, президент Польши «поработал» 23 мая авиатаксистом: привез и отвез коллег-президентов Балтийских государств.
Киевский энергофорум примечателен тем, что, пожалуй, впервые удалось на равных привлечь к его работе научные умы и, соответственно, научные разработки в энергоотрасли. Поэтому символично, что 22 мая энергофорум открывали президент Украины Виктор Ющенко и академик, президент НАН Украины Борис Патон. Хотя, с другой стороны, довелось услышать и о не самом высоком представительстве на этом мероприятии. Впрочем, это вопрос спорный. Тем более что основные решения предполагалось утвердить 23 мая на энергосаммите. А на форуме было представлено свыше 130 компаний и организаций из 30 стран.
Открывая международный энергетический форум в Киеве, президент Украины В.Ющенко заявил, что возможности Украины в сфере транзита энергоносителей имеют значительный потенциал для развития. «Мы остаемся открытыми в этой теме», — сказал он. Глава государства подчеркнул, что альтернативы транзиту углеводородов через территорию Украины не существует: «Сегодня мы понимаем, что различные проекты — Северный поток, Голубой поток — предназначены для компенсации роста объемов транзита». По его словам, Украина и в дальнейшем будет руководствоваться конструктивным подходом в отношениях между поставщиками и транзитерами энергоносителей.
В связи с этим В.Ющенко также отметил, что осенью 2008 года планируется проведение донорского форума по вопросам модернизации украинской ГТС. Украина уже обращалась к Европейскому Союзу с предложением сформировать единую политику, в том числе и в вопросе реконструкции украинской газотранспортной системы. Осенью Европейская комиссия проведет первое мероприятие, цель которого — «сформировать 2,5 млрд. долл. стран Евросоюза для реконструкции газотранспортной системы Украины». «Мы исходим из того, что подобные планы, включая формирование наших общих принципов, общих основ, гарантирование безопасности этого процесса, повышают энергетическую безопасность как в каждой стране, так и в рамках ЕС», — подчеркнул В.Ющенко.
Основной мессидж президента Украины состоял в том, что «сегодня вызовы, стоящие перед энергетическим рынком, в том числе политизация отношений на нем, свидетельствуют о том, что ни одна страна не может справиться с этими вызовами самостоятельно. Нефть и газ становятся продолжением политики». И это свидетельствует о том, что сегодня организация энергетического рынка нуждается в серьезных изменениях.
Поэтому Украина и Грузия совместно предложили проект концепции формирования открытого Балто-Черноморско-Каспийского энерготранспортного сообщества.
Целью создания такого сообщества является повышение надежности и прозрачности транзитных поставок энергоносителей в Европу. «Основные цели этого амбициозного политико-экономического проекта заключаются, в первую очередь, в повышении надежности транзитных поставок энергоносителей от производителя к потребителю, повышении прозрачности энергопоставок в Европу, в том числе за счет обеспечения баланса интересов между поставщиками, транзитерами и потребителями», — сказал В.Ющенко. Он также отметил, что эта тема впервые поднята в таком контексте: «Я исхожу из того, что саммит станет первым вкладом, первым ответом на то, как сформировать видение общей концепции транзитного пространства от Балтийского, Черного и Каспийского морей».
Речь идет не только о достройке нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка и Гданьска, что даст возможность Евросоюзу получить кратчайший путь к каспийской нефти. Президент назвал данный проект также неотъемлемой составляющей европейского энергетического рынка и подчеркнул, что необходимо построить новую политику отношений между потребителями, производителями и транзитерами энергоносителей. Только не думайте, что имелся в виду единый транзитный тариф на услуги во всех странах от Каспия до Балтики. Не об этом речь. «Мы фактически начинаем формирование, по сути, новой культуры транзита энергоносителей с Востока на Запад», — сказал президент. По его словам, формирование такой культуры будет способствовать повышению безопасности энергопоставок.
В.Ющенко обратил внимание на необходимость объединения украинской энергосистемы с энергосистемой Западной Европы: «Присоединение украинской энергосистемы к европейской усилит безопасность энергообеспечения как Украины, так и ЕС». Он также подчеркнул, что среди приоритетов энергетической политики Украины — разработка и освоение нефтегазовых месторождений, и что Украина заинтересована в привлечении на этот рынок инвестиций.
Выступая на саммите в пятницу, президент подчеркнул, что Киев рассматривает украинские нефте- и газотранспортную системы как неотъемлемую составляющую европейской энергетической политики.
Кроме того, Украина предложила Казахстану и Азербайджану рассмотреть возможность участия в строительстве новых НПЗ на ее территории. В этой связи на форуме было представлены результаты исследования международной компании Mott MacDonald. По их данным, на строительство нового НПЗ в Украине мощностью 10,5 млн. тонн переработки нефти в год потребуется от трех до пяти лет и 3—4 млрд. долл. инвестиций. Затраты на проект составят в действующих ценах порядка
400 млн. долл. в год. Впрочем, вопрос о строительстве нового НПЗ или реконструкции действующих мощностей окончательно пока не решен.
«Мы уже сегодня говорим о создании нового энергокоридора, который может связать Каспий с Балтийским морем. Это новый элемент регионального сотрудничества. …очень большой формат этого проекта, политическая поддержка всех стран — участниц этого коридора уже есть и осталось только согласовать экономические и технические детали сотрудничества», — сказал И.Алиев в ходе совместной пресс-конференции с президентом Украины Виктором Ющенко по итогам их двусторонних переговоров в четверг в Киеве. Он также отметил, что осталось протестировать на практике этот проект, чтобы «посмотреть на результат».
Собственно, никто всерьез и не рассчитывал, что сразу после Киевского энергосаммита по еще недостроенному Евро-Азиатскому нефтетранспортному коридору пойдет нефть из каспийских месторождений Азербайджана и Казахстана. Однако определенные надежды возлагали на ответ Азербайджана. Тем более что официальный визит президента Республики Азербайджан Ильхама Алиева в Киев длился с 21 по 23 мая. Президент Алиев по крайней мере пообещал, что когда получит к началу июля готовое технико-экономическое обоснование Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, готов предметно обсуждать возможность участия своей страны в этом проекте прежде всего как поставщика нефти. Обсуждать в частности в рамках созданной украинско-азербайджанской комиссии на уровне президентов двух стран, а также в формате создаваемого Балто-Черноморско-Каспийского сообщества. Чего не скажешь о Казахстане, энергоресурсы которого могли бы существенно повлиять на ускорение реализации вышеуказанного нефтетранзитного проекта.
Выступая на энергофоруме в четверг, вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Ляззат Кетебаевич отметил, что реализация проекта транспортировки в Европу каспийской нефти через нефтепровод Одесса—Броды для его страны в настоящее время проблематична. Хотя нефтяной ресурс Казахстан может предложить. Но, по мнению вице-министра, рассматриваемые варианты доставки каспийской нефти в Европу для Казахстана слишком сложны технологически (необходимы четыре перевалки нефти по маршруту до Одессы) и экономически не оправданы. Он просто предложил участникам проекта договориться с Россией и проложить по ее территории связующий нефтепровод протяженностью 150 км, чтобы соединить действующие нефтепроводы и уже сегодня получить возможность доступа к ресурсу в 37 млн. тонн нефти, который может потенциально прокачать «Каспийский трубопроводный консорциум». После таких заявлений рассчитывать на Казахстан в ближайшем будущем не приходится. Он по-прежнему движется в фарватере РФ.
Кстати, о РФ. Никто не говорит, что Россию не нужно приглашать сотрудничать в новых транспортных проектах. Более того, сегодня все новые маршруты не рассматривают однозначно в качестве альтернативы действующим и создаваемым по инициативе РФ маршрутам доставки энергоносителей.
В ходе состоявшихся энергофорума и саммита энергетической безопасности было презентовано еще ряд интересных проектов, исследований, докладов, подписаны соглашения, о которых «ЗН» расскажет в следующих номерах.