О санкциях против "нечисти"

15 августа, 2014, 19:35 Распечатать Выпуск №28, 15 августа-22 августа

Принятый украинским парламентом 14 августа  Закон "О санкциях"  — это хоть и запоздалая, но адекватная реакция Украины на вторжение агрессоров и террористов всех мастей на нашу территорию

Принятый украинским парламентом 14 августа Закон "О санкциях" — это хоть и запоздалая, но адекватная реакция Украины на вторжение агрессоров и террористов всех мастей на нашу территорию. США, Канада и Евросоюз уже сделали свои шаги по предупреждению дальнейшего разрушения Украинского государства (кто на какие решился). Только Украина по неизвестным причинам так долго раздумывала над вопросом введения категоричных и действенных санкций. Наконец решилась. А то как-то и перед цивилизованным миром неудобно: они вроде бы за нас борются, стараются (хотя бы на словах) защитить, а мы...

8 августа Кабмин подал в Раду хоть и очень несовершенный, но все равно необходимый проект закона "О санкциях" (регистрационный №4453а). Но еще до принятия Верховной Радой этот закон одну из своих важнейших задач выполнил — покупатели российского газа всерьез задумались над "транзитным" предложением Украины.

К слову сказать, Закон "О санкциях" прошел через парламентские жернова в рекордно короткие сроки. С момента его регистрации в ВР и до принятия за основу и во втором чтении прошло всего шесть дней. Более того, народные депутаты хоть и были вначале критично настроены к санкционной инициативе Кабмина, но их предложения оказались в основном аргументированными, а критика — конструктивной.

С первой попытки законопроект №4453а набрал лишь 206 голосов. После чего Арсений Петрович даже высказался в том смысле, что пока вы здесь спорите, гибнут люди, а предлагаемые санкции способны сохранить сотни жизней. В результате прекращения экономического доступа к Украине, ее ресурсам и имущественным правам тех, кто спонсирует террористов. Премьер осознает, что "введение санкций будет иметь последствия и для Украины (раньше он называл цифру 7 млрд долл. — А.Е.), но это ничто по сравнению с человеческими жертвами". Говорил Яценюк горячо, безапелляционно. Дескать, зачем цепляться за некоторые детали, когда речь идет о высочайших ценностях — человеческих жизнях и сохранении независимости Украины. "Теперь пусть парламент защитит Украину", — резюмировал премьер.

Но 12 августа законопроект "О санкциях" Верховная Рада приняла только в первом чтении.

Не так страшны санкции, как возможность
их применения

Создается впечатление, что одну из своих важнейших задач еще в статусе проекта Закон "О санкциях" уже выполнил.

На сегодняшний день известно, что не только еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер, но и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу договариваются о трехсторонней встрече в формате Украина—ЕС—РФ.

"Было решено провести консультации между президентами России, Украины и Европейской комиссии по вопросам, связанным с реализацией Соглашения об ассоциации с ЕС, а также с поставками газа, параллельно с усилиями по стабилизации политической ситуации безопасности", — говорится в коммюнике Еврокомиссии, распространенном вечером в четверг, 14 августа.

Еще 8 августа 2014 г. А.Яценюк публично заговорил о санкциях: "Под санкции против России может попасть транзит российских энергоресурсов через украинскую территорию… Я сказал обо всех санкциях, в том числе об остановке любых видов транзитов — как авиаперелетов, так и энергоресурсов".

Правда, в Законе "О санкциях" вопрос стоит значительно шире: речь идет "о… ресурсах" в целом. Следовательно, речь идет не только об энергетических, но и обо всех возможных ресурсах. Это и вода, и чернозем, и добываемые (уголь, железная и так называемая урановая руда, различные виды камня) природные ресурсы, в частности природный газ и нефть, а также возобновляемые ресурсы и многое другое. В конце концов, в мире остается актуальной проблема продовольствия и воды — это для человечества становится основной проблемой выживания, о чем еще в 2011 г. детально и аргументировано в интервью ZN.UA рассказал народный депутат Анатолий Гриценко.

Заявление Арсения Яценюка 8 августа звучало значительно весомее, чем санкции, которые до этого Киев предлагал применить к 172 гражданам РФ и других стран и 65 компаниям. Тогда же премьер добавил, что среди возможных санкций — отмена лицензий, выданных российским компаниям, а также двойная проверка и усиление мониторинга финансовых операций и многое другое.

"Другое" содержится в ст. 4 ("Виды санкций") закона о санкциях — изначально было 29 подпунктов, которые мало кого оставили равнодушными. Особенно тех, кого они могут задеть лично (или же их бизнес в Украине и не только).

Законом предусматривается возможность введения санкций к юридическим и физическим лицам, финансирующим терроризм и поддерживающим оккупацию Крыма. Среди мер — блокирование и замораживание активов, запрет на деятельность на территории Украины. Предлагаются также специальные экономические меры в виде лицензирования, запрета на финансовые операции, а также "обычные санкции: запрет на въезд и перемещение".

Предусматривается также возможность запрета деятельности партий, движений и общественных объединений.

Согласно закону, санкции могут применяться Украиной в отношении иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, юрлиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, подконтрольных пособникам террористов, а также других субъектов. Но граждан Украины, не замеченных в поддержке террористов и им подобной "нечисти" (цитирую Яценюка), это не коснется.

Пересмотрел Кабмин и подход к СМИ. Изначально законопроект предполагал ограничение или даже прекращение вещания и работы в интернет-пространстве без особого разбора полетов. Но потом спохватились: чем же тогда независимая демократическая Украина будет отличаться, например, от диктаторской путинской РФ? Словом, кардинальные ограничения интернет-пространства и работы СМИ — при условии соблюдения ими законов Украины — никто, кроме суда, применить не может.

Основанием для введения санкций считаются "действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, других субъектов, которые создают реальные и потенциальные угрозы национальным интересам и нацбезопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, ее экономической самостоятельности и/или нарушают права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства, приводят к оккупации территории, экспроприации или ограничению права собственности, причинению имущественного вреда, созданию препятствий для постоянного экономического развития, полноценного осуществления гражданами Украины принадлежащих им прав и свобод".

Решение о применении санкций президент Украины обязательно утверждает указом.

Не мытьем, так катаньем...

Кстати, ни единого слова о Российской Федерации или просто России в упоминавшемся законопроекте, который народные избранники рассматривали 12 августа, не было сказано. Ведь он, по словам того же Яценюка, направлен против любого агрессора, террористических группировок и т.п.

Назову только несколько санкций, которые могут касаться прежде всего энергоотношений с РФ. Это следующие подпункты:

1) блокирование активов — временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;

2) ограничение торговых операций;

3) ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины (это же касается и морских портов. — А.Е.);

4) остановка выполнения экономических и финансовых обязательств.

Теперь внимательно еще раз посмотрим на подпункты 3 и 4. Вы не видите ничего особенного? Очевидно, вы не делец от газа, нефти или каких-либо полезных ископаемых. Поэтому вас лично это не задевает.

А вот правительства России и даже некоторых государств ЕС и, прежде всего, еврокомиссар по энергетическим вопросам Гюнтер Эттингер сразу почувствовали опасность. Как и многие из "транснациональных энергетических" бизнесменов. Даже не столько опасность, сколько необходимость принимать нежелательные и, как они, очевидно, считают, несвоевременные для них решения. Относительно "транснациональных энергетических" бизнесменов — тема отдельной статьи.

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев еще после первого обсуждения Верховной Радой 12 августа законопроекта "О санкциях" высказался, что Россия от них не пострадает. Дескать, "русского духа" хватит, чтобы преодолеть и не такие "нюансы"…

Относительно же Евросоюза и Еврокомиссии — очень неотложный разговор. Достаточно еще раз перечитать статью Михаила Гончара, Андрея Чубика и Максима Алинова "Победа газократии над демократией, или О российских потоках европейской газовой коррупции" (ZN.UA №27 от 9 августа 2014 г.).

Понятно, без острой необходимости украинская сторона не прекратит транзит российского газа покупателям из 19 стран ЕС, а также Турции. Поэтому, только подав на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект №4453а, и премьер-министр Арсений Яценюк, и глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев предложили компаниям — покупателям российского газа "заключать договоры о закупке газа на украинско-российской границе непосредственно с "Газпромом", а также с оператором украинской газотранспортной системы (пока это "Укртрансгаз") для транзита этого газа".

Словом, если европейцы не хотят газотранспортных ограничений, им предлагают заключить транзитные соглашения с украинской стороной на украинско-российской границе.

Вот вам и ответ на большинство вопросов: никто из компаний-покупателей Евросоюза добровольно не намерен пересматривать (следовательно, терять какие-то бонусы, возможно, не прописанные в соглашениях?) долгосрочные контракты с российским "Газпромом". Даже если это одна из самых весомых компаний страны-агрессора относительно Украины… Просто это удобно — на словах "защищать" Украину, видеть ужасные кадры с Донбасса по телевидению или в Интернете и при этом гарантированно получать российский газ через территорию страны, которая ежедневно хоронит своих сыновей…

Я не утверждаю, что европейцы — циники или равнодушные люди. Нет. Просто, очевидно, картинка на их мониторах и наша реальность абсолютно не совпадают...

Так, еврокомиссар Г.Эттингер убеждает (о перезаключении газотранспортных контрактов): "Поскольку этот вопрос нельзя решить за короткое время, то он нуждается в дискуссии в рамках трехсторонних переговоров между Еврокомиссией, Россией и Украиной. Мы работаем над проведением такой встречи в начале осени. В данное время ситуация не влияет на транзит газа… Мы уверены, что Украина останется надежным транзитером".

Останется. Пока что. Но, очевидно, стремится и заслуживает большего — стать равноправным партнером на европейском энергорынке, а не просто безымянным транзитером российских энергоносителей. Закон "О санкциях", принятый Верховной Радой Украины 14 августа, об этом красноречиво свидетельствует.

Надеюсь, изложенная позиция Украины о транзите российского газа не подтолкнет европейцев в объятия пророссийского "Южного потока"...

"Не хочу быть
Владычицей морскою,
хочу быть бенефициарием"

Но даже после всего вышесказанного остаются вопросы. Был бы премьер Яценюк столь убедительным в Раде 12 и 14 августа, если бы "Укртрансгаз" (технический и юридический оператор украинской ГТС), которому согласно закону, также принятому 14 августа, отведена роль "носителя долгов", годами не протаптывал реверсные дороги и маршруты для Украины? И говорили бы вообще с ним европейцы на тему транзита, если бы "Укртрансгаз" не доставлял покупателям российский газ без сбоев, несмотря на "неожиданные поломки" российских газопроводов и невзирая на любую погоду, не говоря уж о "газовых" войнах "Нафтогаза" с "Газпромом"?..

На волне поддержки депутатами Закона "О санкциях" Кабмин "продавил" и принятие закона о реформе управления ГТС Украины. ZN.UA подробно рассказывало о планах разделения ГТС и ПХГ в материале  "Unbundling*. Попытка вторая" (№25 от 11 июня 2014 г.). Повторяться не станем, но тему будем отслеживать. Приятно было слышать, что парламентарии добились не просто согласования с ними претендентов в партнеры на управление ГТС и ПХГ, но даже настояли на полном открытии данных о бенефициариях. Так что в украинском законодательстве наконец появилось понятие и слово, о котором ZN.UA подробно рассказывало на примере еще "РосУкрЭнерго". Дай Бог, в этот раз результат будет не столь печальным для Украины.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • eqmlista eqmlista 16 серпня, 08:18 Наконец приняли решение о не запрещении, а упорядочении движения транзитом некоторых авиакомпаний России,тех, которые летают в Симферополь. Но почему-то туда попали только Аэрофлот и Трансаэро. Вот подборка только по состоянию на 8.00 сегодня: S7 - Симферополь - 2 самолёта, транзит - Тиват и Варна, Урал - Симферополь - 1 самолёт, транзит в Неаполь. И где же санкции? Наряду с этим увеличился в разы транзит самолётов ЮТэйр Россия и МетроДжет (дочка Кагалым авиа) . Одни вопросы к этим санкциям. А наши самолёты летают кругами в Закавказье и Казахстан, а русским боятся создать даже небольшое неудобство. Вывод: не руководство страны, а сплошные серуны. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №35, 21 сентября-27 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно