Президент Порошенко пообещал главе МВФ Кристин Лагард, что Кабмин выполнит обязательства перед этим кредитором. Правительство через Минэнергоугольпром обнародовало проект формулы новой цены газа для населения и пролонгации спецобязательств (PSO) для "Нафтогаза" и "Укргаздобычи". Они, в свою очередь, требуют от правительства компенсировать разницу в ценах в сумме свыше 111 млрд грн, возникшую в рамках выполнения PSO, и поднимают вопрос о целесообразности сохранения механизма спецобязательств, в результате чего правительство фиксирует цену для населения и теплокоммунэнерго, но не возмещает разницу между фиксированной и рыночной ценами. О чем конкретно говорят стороны и чем эта эпопея может закончиться - подробнее.
По какой формуле платим за газ
В марте 2017 г. Кабмин принял постановление №187. В нем фактически зафиксирована цена природного газа - 4942 грн/тыс. кубометров, по которой "Нафтогаз Украины" закупает у своего дочернего газодобывающего предприятия "Укргаздобычи", а также импортирует, если не хватает собственного газа, и продает его через сеть газосбывающих предприятий домохозяйствам (населению), теплокоммунальным предприятиям для производства тепла для нужд того же населения и религиозным организациям. Это так называемая формульная цена. Она учитывает цены за предыдущий год на немецком хабе (торговой площадке) в Дюссельдорфе плюс стоимость транспортировки газа в Украину. При этом цены, что логично, рассчитывались согласно курсу валют, действовавшему в то время. Учитывая обязательный налог на добавленную стоимость, оплату транспортировки газа и надбавку снабжающих компаний, цена для потребителей составляет минимум 6942 грн/ тыс. кубометров.
Согласно мартовскому постановлению правительства, цену газа для упомянутых выше так называемых уязвимых категорий должны пересматривать дважды в год - 1 октября и 1 апреля. Это условие прописано и в меморандуме правительства с МВФ. Именно поэтому этот важный для Украины кредитор, кроме требований о выполнении других условий, так озабочен повышением цен газа для домохозяйств Украины.
Но увеличение/уменьшение цены предусмотрено лишь в случае, если на том же немецком хабе за предыдущий период цена газа изменилась, по меньшей мере, на 10% по сравнению с действующей в Украине.
Накануне прошлого апреля как раз и появилось решение Кабмина о том, что он не будет пересматривать, то есть не будет повышать цены газа для населения. Осенью, готовясь к отопительному сезону, правительство также заявило, что цена газа для домохозяйств останется без изменений. Это хоть немного успокоило граждан, но еще больше раздосадовало "Нафтогаз", "Укргаздобычу" и "Черноморнафтогаз", который хоть и в значительно меньших объемах после аннексии Крыма, но все же добывает газ, который НАК также должна направлять на нужды домохозяйств по фиксированной цене.
Всемирный банк и Энергетическое сообщество также требуют открыть рынок поставок газа населению, чтобы на нем появилась конкуренция по примеру рынка газа для промышленных потребителей Украины. Но нынешняя маржа для поставщиков газа домохозяйствам и предприятиям ТКЭ составляет 2,5% и непривлекательна для бизнеса.
Какой может быть новая формула расчета цены газа для промышленных потребителей
В прошлом номере ZN.UA рассказывало о том, какие страсти вызвал проект постановления о новом расчете цены газа для домохозяйств и ТКЭ, как только он появился на сайте Минрэнергоугольпрома.
Разработчики этого проекта предлагают учитывать цену на немецком хабе не за предыдущий год, а за полгода. (Причем, уверяют разработчики проекта, если цены на хабе будут сравнительно низкими, то украинские потребители еще и выиграют.) Плюс НДС и надбавка за распределение газа в 10% (в отличие от существующих 2,5%). Дескать, хотели же привлечь больше поставщиков газа для домохозяйств, так нужно их поощрить. Хотя в "Нафтогазе", например, считают, что такая надбавка в пользу лишь ныне действующим региональным распределительным компаниям и газсбытам.
Кроме того, государственным добывающим компаниям - ПАО "Укргаздобыча" и ГАК "Черноморнафтогаз" предлагается напрямую продавать газ населению, возможно, без "Нафтогаза". И поскольку они лишь добывают газ, а не покупают его за рубежом, в формулу решили не закладывать затраты на транспортировку до украинской границы. Дескать, "Нафтогаз" будет продавать газ только теплокоммунэнерго, обеспечивающим население и религиозные организации теплом и горячей водой.
К тому же импортный паритет цен предлагают сохранить для небольшого объема, который НАК будет поставлять предприятиям теплоэнергетики для производства тепла для того же населения. Мол, в основном это будет газ "Укргаздобычи". Называют объем необходимых закупок - примерно 0,7–0,9 млрд кубометров на отопительный сезон. Это по сравнению с 3–4 млрд кубометров, которых не хватало для топливного баланса в прошлые годы. Так считают в Кабмине и Минэнерго.
Однако даже не это больше всего возмутило "Нафтогаз" - проектом предполагается сохранить до 2021 г. специальные обязательства, возложенные на "Укргаздобычу" и "Нафтогаз". При этом газ населению они вынуждены по-прежнему продавать по фиксированной Кабмином цене.
А долги и разницу между рыночной ценой и ценой продажи населению кто возместит, спрашивают НАК и ее дочерняя добывающая компания?
К тому же, по мнению председателя правления "Нафтогаза" Андрея Коболева, ожидать снижения цены на внутреннем рынке можно лишь в случае перехода Украины от импортной к экспортной модели. То есть при условии добычи в Украине достаточных для обеспечения нужд домохозяйств и ТКЭ объемов газа, как предусмотрено программой 20/20 (добывать 20 млрд кубометров газа до 2020 г. силами только государственных добывающих компаний). Но, по словам главы НАК, уже очевидно, что эту программу вряд ли выполнят из-за множества проблем и нюансов и даже откровенного противодействия пророссийски настроенных сил в Украине.
Проект изменения формулы расчетов цены газа для населения еще не получил надлежащую оценку специалистов, но шума наделал много.
Кто погасит долги за использованный населением льготный газ
Через неделю после появления проекта новой формулы цены НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укргаздобыча" обратились к правительству с категоричным письмом, требуя возместить расходы, связанные с выполнением специальных обязанностей, возложенных на них правительством. Такие затраты несут обе компании, а право на компенсацию им дает Закон "О рынке природного газа" и решения украинских судов.
"Текущая схема возложения спецобязательств вредит и государству, и потребителям, и развитию рынка, - подчеркивает Андрей Коболев. - Существование этой схемы на протяжении последних двух лет обошлось в значительную сумму, которую мы оцениваем в более чем 110 млрд грн. За эти средства государство могло бы провести масштабную модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, сделать условия жизни граждан более комфортными, счета меньшими, а услуги более качественными".
С 1 октября 2015 г., когда правительство возложило на "Нафтогаз" специальные обязательства в рамках закона, и до конца 2017-го компания поставила контрагентам, на которых распространяется действие специальных обязанностей, 40,7 млрд кубометров газа. Закон определяет, что компания, исполняющая специальные обязанности, имеет право получить компенсацию своих экономически обоснованных затрат, уменьшенных на доходы, полученные в процессе выполнения специальных обязательств, и с учетом допустимого уровня прибыли.
По мнению НАК, в наибольшей степени выполнение специальных обязательств повлияло на ее дочернее предприятие - ПАО "Укргаздобыча". "По нашим расчетам, общий размер компенсации за выполнение специальных обязательств для "Укргаздобычи" за период с 1 октября 2015 г. по 31 декабря 2017 г. составляет до 74,8 млрд грн", - отмечает глава "Укргаздобычи" Олег Прохоренко в своем письме в Кабмин.
По расчетам "Нафтогаза", из-за несоответствия установленной правительством цены экономически обоснованным затратам компании и с учетом прибыли на уровне 5% (минимальный уровень прибыли, установленный относительно похожих общественно значимых товаров) компания недополучила за этот период 12,1 млрд грн.
Кроме того, поставляя значительные объемы газа определенным правительством компаниям, несмотря на внутренние процедуры отбора контрагентов, как считает НАК, она недополучила почти 20% средств за поставленный газ. Сомнительная (просроченная на протяжении продолжительного времени или без источников покрытия) задолженность этих контрагентов перед "Нафтогазом" уже составляет 24,1 млрд грн. При этом "Нафтогаз" уплатил в государственный бюджет своевременно и в полном объеме все налоги, связанные с реализацией этого газа.
Для сравнения, уровень расчетов за газ, поставленный на протяжении этого периода контрагентам (поставляющим газ промышленности по рыночным ценам), на которых не распространяется действие PSO, составил почти 100%.
В "Нафтогазе" отмечают, что им известно, что не весь газ, который определенные Кабмином контрагенты получают в НАК на льготных условиях, идет на обеспечение нужд населения. В частности, после смены руководства ОАО "Кировоградгаз" удалось выявить и передать правоохранителям информацию о случаях начисления некоторых объемов газа несуществующим абонентам в Кропивницком. На прошлой неделе, отмечают в НАК, правоохранительные органы сообщили о раскрытии схемы мошенничества на Львовщине на сумму 1,4 млрд грн, когда предприятия, приближенные к высоким должностным лицам, производили из льготного газа электроэнергию и продавали ее по коммерческой цене.
"Нынешняя система приводит к многомиллиардным потерям государства. Ее следует срочно упразднить и заменить прозрачными рыночными условиями. В Украине есть достаточные объемы газа и достаточно поставщиков газа. Мы неоднократно предлагали правительству внедрить механизм рыночного ценообразования и свободную конкуренцию за каждого потребителя, а доходы от этого рынка направлять на увеличение добычи и энергомодернизацию. Без завершения реформы рынка газа амбициозные планы по увеличению добычи, отказу от импорта газа, снижению цен на газ для населения, реализации масштабных мероприятий по энергоэффективности будут обречены остаться на бумаге", - уверен Андрей Коболев.
Суд на стороне "Укргаздобычи" и "Нафтогаза"
Право "Укргаздобычи" и "Нафтогаза" как непосредственных участников рынка газа, да еще и по спецобязательствам, требовать от правительства определения источников финансирования и порядка компенсации за выполнение таких спецобязательств, как отмечают госкомпании, подтверждено в судебном порядке. В частности, постановлением Киевского апелляционного административного суда от 3 октября 2017 г. оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба Кабмина на постановление Окружного административного суда г. Киева от 19 июля 2017 г. в деле по административному иску "Нафтогаза" к правительству Украины. Также суд установил факт и признал противоправной бездеятельность Кабмина о неопределении источников финансирования и порядка определения компенсации, предоставляемой субъектам рынка природного газа, на которых возлагаются специальные обязательства, а также обязал правительство выполнить требования п. 7 ч. 4 ст. 11 Закона Украины "О рынке природного газа".
В свою очередь, "Укргаздобыча" и НАК выразили готовность принять участие в разработке соответствующего акта Кабмина и предоставить всю необходимую информацию.
Как отмечает НАК, ч. 7 ст. 11 Закона "О рынке природного газа" предусмотрено, что субъект рынка природного газа, на которого возлагаются специальные обязательства, имеет право на получение компенсации экономически обоснованных затрат, осуществленных таким субъектом, уменьшенных на доходы, полученные в процессе выполнения возложенных на него специальных обязанностей, и с учетом допустимого уровня прибыли согласно порядку, утвержденному Кабмином.
Согласно ч. 4 ст. 11, вместе с возложением таких специальных обязательств правительство должно было установить также источники финансирования и порядок определения компенсации субъектам, на которых такие обязательства возлагаются. Однако, отмечают в "Нафтогазе", это требование закона до сих пор не выполнено, хотя специальные обязательства действуют с 1 октября 2015 г., и в суде это обязательство правительства подтверждено.
Для "Укргаздобычи", считают в обществе, расчет компенсации должен быть определен с учетом ч. 2 ст. 12, поэтому допустимый уровень прибыли следует определять, исходя из рыночной цены природного газа. Другими словами, компенсации должна подлежать разница между рыночной ценой газа и ценой, установленной для этой госкомпании соответствующими постановлениями Кабмина.
Негосударственным поставщикам газа бюджет должен за PSO 72% общего долга
Но негосударственные поставщики газа, маржа которых наполовину меньше маржи НАК, утверждают, что они не могут своевременно рассчитаться с "Нафтогазом", потому что бюджет им задолжал. Например, на 1 января 2018 г. общий долг в рамках поставки газа по PSO группы компаний РГК (фирташевской) составил 19,9 млрд грн, из которых 14,4 млрд приходится на бюджетную задолженность по финансированию субсидий.
Долг бюджета, составляющий 72% от общей задолженности группы компаний РГК, по их утверждению, сформировался из-за существующей до сих пор системы клиринговых межбюджетных расчетов по субсидиям. Эта система расчетов создала многомиллиардные долги бюджета перед компаниями-поставщиками, обеспечивающими население газом в рамках PSO. Такая финансовая модель была главным препятствием для выхода на рынок новых компаний и развития конкуренции, без которой невозможно снижение цен газа для потребителей.
Бюджетная задолженность сформировалась на протяжении последних двух лет, в условиях, когда все расчеты по субсидиям на газ осуществлялись исключительно через НАК "Нафтогаз Украины". Таким образом, НАК стала неформальным клиринговым центром, где в ручном режиме регулируются сроки и объемы проведения расчетов по всей цепочке поставок газа населению.
Именно бюджетная задолженность по субсидиям, считают негосударственные поставщики газа по спецобязательствам, стала ключевой проблемой рынка - на нее приходится две трети от общего долга за потребленный населением газ. Остаток задолженности, а это 5,5 млрд грн, составляют текущие долги потребителей за отпущенный газ, уверяют они.
В мае прошлого года группа компаний РГК сообщала, что по результатам отопительного сезона 2016–2017 гг. уровень расчетов с НАК "Нафтогаз Украины" составил 97% в 16 регионах страны, где она работает как поставщик газа, а также в 19 распределительных компаниях, на обслуживании которых находятся свыше 200 тыс. км газопроводов и 8 млн бытовых потребителей газа.
Придут ли к согласию с правительством поставщики газа
В Европе существуют разные системы поддержки населения в трудное время. В частности и такая, как в Украине, но на довольно ограниченное время.
Поставщики газа по спецобязательствам должны прийти к согласию с правительством. Потому что, как показано выше, ни одного поставщика не устраивает действующая схема, хотя причины они называют разные. Глава НАК, в частности, добавляет, что сохранение действующей, но несколько обновленной системы спецобязательств обойдется государству ежегодно в период с 2018-го по 2022 г. (если так все и оставить) по 50 млрд грн, то есть 200 млрд грн за четыре года. Слишком высокая цена за сохранение системы, которая лишь провоцирует долги...
Негосударственные поставщики по PSO также недовольны и говорят, что у НАК маржа 5%, а у них - только 2,5%, хотя именно они должны присматривать за распределительными газосетями и снабжать газом население.
Этот общий клубок проблем правительство должно развязать хотя бы к началу апреля. На этом настаивают Всемирной банк и секретариат Энергетического сообщества. Без этого переговоры с МВФ могут и не состояться.
А президент уже заявил после встречи с К.Лагард в Давосе, что будет ждать миссию МВФ в апреле и рассчитывает на продолжение программы кредитования. Без этого в 2019 г. и в дальнейшем, как уверяют специалисты, Украину будет ожидать едва ли не дефолт. И реформа рынка газа так и останется на бумаге.