Новоизбранный президент Европейской комиссии разделил полномочия в европейской энергетической политике между двумя еврокомиссарами, а также назначил сторонницу "Южного потока" главой Энергетического союза. Кроме того, Юнкер поручил руководить отношениями ЕС с Украиной политику, который решительно выступал против секторальных санкций ЕС относительно России.
Не секрет, что сегодня Европа должна одновременно противостоять нескольким кризисам, представляющим угрозу для экономической, политической и энергетической безопасности ЕС. В дополнение к ситуации в Сирии, кризису в секторе Газа и усилению Исламского государства Ирака и Леванта, ЕС также должен противостоять усилению военного давления со стороны России. Последняя, начав военные действия в Украине, а ранее - в Грузии, и осуществляя политические провокации в Латвии, Литве и Эстонии, посылает прямой месседж как самой Европе, так и НАТО.
В Латвии Россия всесторонне поддерживала демонстрации русскоязычного населения, направленные против латвийского правительства. В Эстонии сотрудник эстонской спецслужбы был похищен на национальной территории и отправлен в РФ, где его посадили в тюрьму за шпионаж против Москвы. Более того, российский суд требует экстрадиции нескольких литовских "дезертиров", которые не проходили службу в Советской армии после обретения Литвой независимости в 1991 г.
Европа для разрешения такой критической ситуации нуждается в сильных властных учреждениях, способных занимать смелую позицию относительно России в геополитических и военных вопросах, а главное - в энергетической сфере. Украинский кризис доказал, что Збигнев Бжезинский был прав, отметив, что только полный контроль над Украиной позволит Путину восстановить Российскую империю и таким образом противостоять экономической и политической силе Евросоюза на всем Евразийском пространстве.
В ходе последнего саммита в Уэльсе атлантическое сообщество проявило понимание того, что необходимо усилить восточный фланг путем наращивания оборонительной военной мощи стран - членов НАТО в Центральной и Восточной Европе. Но из-за оппозиции западных стран - членов ЕС НАТО оказалось не в состоянии не только заставить всех членов альянса увеличить расходы на коллективную оборону, но и оказать Украине реальную поддержку, которая бы выходила за рамки исключительно политических деклараций.
Энергоаргументы
Что касается энергетической сферы, то ЕС должен серьезно сократить свою зависимость от поставок российского газа. Сегодня страны - члены ЕС импортируют значительные объемы российских энергоносителей. В частности, Центрально-Восточная Европа зависит от поставок российского газа более чем на 82%, а некоторые страны - даже на 90% от общего потребления по стране. Россия способна воспользоваться преимуществами зависимости ЕС от своего газа, применяя разные тарифы для отдельно взятых стран-членов, т.е. их компаний, чтобы ослабить Европу, разделив ее на западных "дружеских к России союзников" и центрально-восточных европейских "антироссийских врагов".
Столкнувшись с такой деликатной ситуацией, новая Еврокомиссия, недавно представленная новоизбранным президентом Жаном Клодом Юнкером, не произвела впечатления сильного правительства, очень необходимого ЕС на сегодняшний день. Политическая слабость Еврокомиссии Юнкера отображается в распределении должностей и полномочий. В частности, сам Юнкер, никогда не скрывавший своего личного несогласия с обретением в будущем Украиной членства в ЕС, не смог назначить адекватных еврокомиссаров в ключевые сферы политической повестки дня ЕС, такие, как отношения с Украиной и энергетическая отрасль. Во-первых, Юнкер не сумел усилить европейский энергетический сектор, потому что разделил полномочия между двумя должностями: еврокомиссаром по вопросам энергетики и климатических изменений испанцем Мигелем Мария Коньете и заместителем председателя Еврокомиссии по Энергетическому союзу словенкой Алёнкой Братушек соответственно.
Сосуществование этих двух должностей объективно приведет к проволочкам в принятии решительных мер, необходимых для преодоления энергетической зависимости от России. Согласно оригиналу проекта создания Европейского Энергетического союза, решительно поддержанного премьер-министром Польши Дональдом Туском и французским президентом Франсуа Олландом и предварительно разработанного бывшими президентами Еврокомиссии Жаком Делором и Романо Проди, Европа собирается построить новые СПГ-терминалы и новые трубопроводы для диверсификации поставок импортированного газа, в частности из Катара, Норвегии, Египта и США, как только американский Конгресс одобрит разрешение на экспорт нетрадиционного газа из США в Европу.
Более того, Европейский Энергетический союз будет нуждаться в реализации новых газопроводов для транспортировки газа от новых поставщиков, таких, как Азербайджан, Иран и Израиль. Европейский Энергосоюз также ставит цель объединить газотранспортные системы стран - членов ЕС для обеспечения поставок газа всем странам в случае энергетического кризиса в Северной Африке или "газовых войн" между РФ и Украиной.
Отдельные страны - члены ЕС, понимающие важность снижения энергетической зависимости от РФ, уже начали заниматься важной инфраструктурой. Польша, Литва, Латвия, Эстония и Испания запланировали строительство СПГ-терминалов, в то время как Италия дала разрешение на строительство Транс-Адриатического газопровода из Азербайджана через Грецию и Албанию.
Несмотря на положительную роль этих стран - членов ЕС для формирования энергетического баланса ЕС, обязательство по реализации общей энергетической политики Евросоюза для гарантирования энергетической безопасности всего евросообщества рискует быть заблокированным из-за очевидной пророссийской геополитической ориентации вице-президента Европейской комиссии Алёнки Братушек.
Во времена ее пребывания на должности премьер-министра Словении, т.е. до назначения в состав Европейской комиссии, г-жа Братушек являлась последовательным сторонником реализации проекта "Южный поток". Этот газопровод российский президент Путин запланировал с целью увеличить энергетическую зависимость ЕС от России путем поставок 63 млрд кубометров газа в год через Черное море, Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению.
Хотя ЕК официально рассматривает "Южный поток" как проект, угрожающий энергетической безопасности стран - членов ЕС, г-жа Братушек санкционировала транзитный маршрут этого газопровода через Словению. Из-за этого г-жа Братушек подверглась критике со стороны Европейской комиссии, которая безрезультатно призывала словенского премьер-министра придерживаться приоритетов ЕС в сфере энергетики.
Кроме энергетической сферы, о слабости комиссии под руководством Юнкера свидетельствует назначение австрийца Йоганнеса Хана комиссаром по вопросам интеграции и расширения. Несколько раз г-н Хан публично выступал против решения как ЕС, так и США о введении экономических и энергетических санкций против РФ для остановки военной агрессии в Украине.
Путем назначения г-на Хана, рекомендованного австрийским правительством после официального присоединения этой страны к "Южному потоку", несмотря на энергетические санкции ЕС относительно РФ, президент Юнкер доверил пророссийскому политику отношения между ЕК и Украиной.
Решения Юнкера вполне очевидно снизят не только уровень энергетического партнерства Украины и Европы, но и экономическую интеграцию Украины в единый европейский рынок и политическое сближение Украины и ЕС.
Ошибочный месседж для России
Еще одной ошибкой Юнкера стало назначение голландца Франса Тиммерманса первым вице-президентом Европейской комиссии. Выбрав голландца в качестве своей "правой руки", Юнкер показал, что он в большей степени заинтересован в консервации "старой Европы" по франко-бенелюкс-германской оси, чем в эволюции ЕС к более интегрированной политической системе.
Вместо Тиммерманса Юнкеру следовало бы остановить свой выбор на польском комиссаре Эльжбете Биенковськой или румынском комиссаре Корине Крете. Назначение вице-президентом представителя Центрально-Восточной Европы, очевидно, позволило бы более адекватно воспринимать евроатлантические устремления Украины и ускорить реализацию Европейского энергетического союза без страха перед Путиным.
Возможно, оценка команды Юнкера перед официальным стартом ее работы в ноябре не вполне отвечает правилам хорошего тона. Но важно заметить, что такой состав Еврокомиссии посылает ошибочный месседж Путину.
Назначив вице-президентом Европейской комиссии приверженца "Южного потока" и ответственным за расширение ЕС в Восточной Европе - политика, выступающего против санкций в отношении РФ, Юнкер де-факто закрыл дверь Европейского Союза перед Украиной, помог Путину в реализации гегемонистских планов в Центрально-Восточной Европе и провалил усиление энергетической и национальной политики Евросоюза.