Для начала следует определиться с понятиями. Итак, ТЭК, или топливно-энергетический комплекс, - одна из важных составляющих народного хозяйства Украины, ежегодно продуцирующая (наряду с аграрным сектором) наши финансовые проблемы. Продуцирующая с такой же неотвратимостью, как восход Солнца или смена времен года, но почему-то преимущественно ближе к осени. Вот и в нынешнем году инфляционная спираль, связанная с повышением тарифов в энергетике, начала раскручиваться еще летом, и по традиции к сентябрю мы имеем уже целый букет ее последствий. Что ж, бороться с ними, а не с причинами - дело для нас привычное...
В предыдущие годы логика действий была такова, что на все превратности судьбы, будь то шахтерские забастовки, многотриллионные неплатежи и осенне-зимняя нехватка энергоресурсов, у нас был единственный ответ - эмиссионный. Запущенные в оборот «недостающие» деньги делали свое черное дело, и следующей осенью приходилось начинать все сызнова, только в худшей ситуации.
Нынче и власть предержащие, и к власти апеллирующие, в полной мере овладев риторикой о необходимости неэмиссионного покрытия дефицита госбюджета, уже не решаются произносить вслух это ставшее даже несколько неприличным словосочетание - «внеплановая эмиссия». Когда денег для ТЭКа не хватает, шахтеры грозят Киеву очередной забастовкой и к тому же приближается зима, - в этих условиях возникает вполне здравая, на первый взгляд, мысль: пополнить доходную часть бюджета, создать специальный фонд, чтобы потом было откуда «отстегнуть» необходимую сумму топливно-энергетическому комплексу. И тогда рождается Документ...
По словам заместителя председателя постоянной комиссии Верховного Совета по финансам и банковской деятельности Александра Рябченко, в нашем случае ситуация интересна тем, что по поводу ТЭКа было направлено, по-видимому, несколько решений, и они, пройдя по инстанциям, вышли на финишную прямую. Таким образом, речь идет о двух фондах, которые создаются этой осенью для поддержки ТЭКа: первый, стабилизационный - согласно статье 37 закона о госбюджете на 1995 год, в которую парламентарии в течение трех дней на прошлой неделе пытались внести изменения и дополнения, да так и не сумели, и второй - для расчетов за энергоносители, - согласно президентскому указу № 830 от 12 сентября 1995 года.
Но, возможно, речь идет об одном и том же? Депутат Рябченко напрочь отвергает даже само это предположение. Безусловное сходство в одном: оба решения приведут к существенному росту цен. Но механизмы этого несколько отличны. Если «стабилизационный фонд топливно-энергетического комплекса» должен был формироваться за счет 15% акцизного сбора на бензин и дизтопливо, а также 5% отчислений от объема реализуемой продукции (с отнесением на себестоимость) предприятий металлургической, химической промышленности и электроэнергетики, (а теперь Верховный Совет пытается внести в этот порядок некоторые коррективы, в частности, в виде ввозной пошлины на уголь и бензин), то «фонд для расчетов за энергоносители» будет аккумулировать отчисления в размере 5% от объемов реализации абсолютно всех субъектов предпринимательской деятельности, что по сути равнозначно повышению НДС в нашей стране с 20 до 25%. По-видимому, различна и идеология создания этих фондов, так как стабилизационный (вскоре, если Верховный Совет утвердит предлагаемые изменения, он будет называться «фондом развития топливно-энергетического комплекса») создавался для поддержки предприятий угольной промышленности и сдерживания роста цен прежде всего на их продукцию.
Впрочем, Бог с ней, с идеологией. Мы чуть ли не каждый день убеждаемся, что декларируемые подходы к реформированию экономики у нас переменчивы, как мартовская погода, и не всегда согласуются с практическими действиями. Говорим же, что пора бы снизить налоговое бремя на товаропроизводителя, расширять внутренний рынок - и в то же время явочным порядком увеличиваем НДС. Заявляем о необходимости новых инструментов реформирования, структурной перестройки внутри отраслей и народного хозяйства в целом - и реанимируем «общий котел» для расчетов за энергоносители. Ясное дело, платить за них необходимо, это для страны действительно вопрос жизни и смерти, однако, судя по всему, получится, что обязательный, а главное, платежеспособный товаропроизводитель вынужден будет рассчитываться дважды: за себя (т.е. за реально потребленные топливо и энергию) и за «того парня», который не платит и платить никогда уже не сможет, но по-прежнему поддерживается государством на плаву (путем отчислений в соответствующий фонд или два фонда).
Здесь самое время коснуться собственно процедуры пятипроцентных отчислений, причем с отнесением, как обещано в законе о госбюджете, на себестоимость. По словам А.Рябченко, для предприятий могут возникнуть большие проблемы: понятия «отчисление» в украинском налоговом законодательстве нет, следовательно, отнести соответствующую сумму на себестоимость, не входя в противоречие с законом о налогообложении прибыли, практически невозможно. К тому же, стабилизационный фонд создавался так долго, что продукция, выпущенная, скажем, в апреле или мае, уже давно реализована... В общем, как ни крути, платить скорее всего придется-таки из прибыли. Чего не сделаешь ради теплой зимовки и поддержки родного ТЭКа!
Хотя, будем откровенны: теплой зимовки нынешние решения еще не гарантируют. Обратимся еще раз к мнению заместителя председателя комиссии по финансам и банковской деятельности: «Предлагаемые меры все равно угрозу разрухи от нас не отводят. Здравый смысл подсказывает, что если мы хотим получить отдачу, деньги надо успеть вложить. Если сделать это в июне - то на отдачу можно рассчитывать в октябре. Если же вложим в октябре, то раньше февраля отдачи не жди. Это я о самом оптимистическом варианте говорю, а ведь вполне может случиться, что ни отдачи, ни денег. Как уже не раз в нашей стране случалось».
Единственный легко прогнозируемый результат от принимаемых мер - повышение цен. На бензин после введения акциза они уже подскочили, но, как видим, это пока не предел: молох, простите, ТЭК, требует еще - по крайней мере на 5 процентов. Впрочем, более точные расчеты - это, скорее, по части Минэкономики. Нам же остается только взгрустнуть о том, что новое налоговое бремя может окончательно подкосить металлургов и предприятия химпрома, основных украинских экспортеров, чьи цены уже и без того по многим позициям перешагнули мировые.
Сокращение экспорта - сокращение валютных поступлений в бюджет - падение курса карбованца - очередное повышение цен... Не правда ли, знакомая песня? Только каким будет припев ее в следующий раз?