Очередное заявление бывшего канцлера Германии, а ныне высокооплачиваемого наемника «Газпрома» Герхарда Шредера на тему злополучного Северо-Европейского газопровода, как всегда, наделало много шума. А его слова о том, что политические и экологические проблемы не смогут затормозить это строительство, были процитированы всеми ведущими СМИ мира.
Как известно, 1200-километровый газопровод совместными усилиями России и Германии планируется проложить по дну Балтийского моря, связав напрямую российских поставщиков и западноевропейских потребителей. Его маршрут пролегает через территорию, находящуюся в юрисдикции России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Но самое главное – на пути этого газопровода неизбежно окажутся захоронения оружия времен Второй мировой войны, которое массово сбрасывалось тогда в море.
В декабре прошлого года вопросом экологической и военной безопасности своих территориальных вод всерьез озаботились шведские законодатели. Как утверждает Майкл Мур, занимающий один из высоких чинов в шведской армии, Балтийское море буквально «начинено» неразорвавшимися минами. Всего, по его оценкам, в этом районе на морском дне лежит около 100 тысяч единиц боеприпасов. Кроме того, там же захоронены большие запасы иприта.
Тем не менее Герхард Шредер упорно называет все эти возражения несостоятельными или и вовсе «недоразумениями». Более того, несколькими днями ранее он назвал их примитивными «антироссийскими рефлексами». Ему вторит Дирк Ван Амельн, заместитель технического директора проекта. Никакой опасности ни взрыва, ни поражения химическими отравляющими веществами, по его мнению, не существует. Ведь мины не снабжены запальными устройствами, а иприт находится в инертном жидком состоянии. Более того, тот факт, что специалисты собираются разведать и, если понадобится, расчистить коридор шириной два километра, по его мнению, только повысит экологическую и военную безопасность региона.
Впрочем, верить на слово лоббистам Северо-Европейского газопровода в Европе не спешат – ведь, несмотря на то, что запускать его собираются уже в 2010 году, всесторонняя оценка экологических и военных рисков его строительства так и не проведена. Зато ударными темпами растет стоимость газопровода, с самого начала сделавшего заявку на звание самого дорогого. И если сначала речь шла о 4—6 млрд. долл., затем о 10, то сейчас была названа уже сумма в 12 млрд. Причем не долларов, а евро.