Кабинет министров Украины 4 февраля принял решение об использовании нефтепровода Одесса — Броды в прямом направлении. Как сообщил вице-премьер Андрей Клюев, в соответствии с решением правительства будет создана рабочая группа, которая будет решать с собственниками нефти вопросы совместного использования нефтепровода. Он также подчеркнул, что правительство поддерживает законопроект о передаче в концессию нефтепровода Одесса — Броды и морского нефтетерминала «Південний».
По словам министра топлива и энергетики Сергея Ермилова, уже в этом году ожидается транспортировка по нефтепроводу 4—5 млн. тонн каспийской нефти. Предполагается, что нефть поставят из Казахстана и Азербайджана.
Министр подчеркнул, что правительство изучило все точки зрения, в том числе замечания председателя НАК «Нафтогаз України» Юрия Бойко и приняло решение единогласно. По его словам, при принятии решения на первом месте были экономические соображения. С.Ермилов также напомнил, что все исследования подчеркивают выгодность использования нефтепровода в прямом направлении в долгосрочной перспективе. «Когда дискуссия идет о каких-то краткосрочных преимуществах, мы с вами не собираемся жить один или два года. Это время очень быстро пройдет. А через два-три года, как показывают исследования, если будет начато использование в реверсном варианте, то будут очень быстро созданы альтернативные пути и, возможно, этот нефтепровод вообще не будет нужен», — подчеркнул министр.
Весной прошлого года российская компания ТНК-ВР выразила готовность поставить 380—420 тыс. тонн технологической российской нефти сорта Urals в виде товарного кредита на три года для заполнения Одесса — Броды, а также обеспечивать до 9 млн. тонн нефти в год для прокачки в так называемом реверсном направлении. После объявления о решении правительства Украины относительно использования нефтепровода Одесса — Броды президент Торгового дома «ТНК-Украина» Александр Городецкий сказал, что компанияТНК-ВР продолжит убеждать Украину в целесообразности реверса нефтепровода Одесса — Броды, в частности, в рамках рабочей группы, которая должна быть создана по решению правительства. Он подчеркнул, что компания по-прежнему уверена, что в краткосрочной перспективе реверс является наиболее целесообразным вариантом использования нефтепровода.
А тем временем и американская Chevron предложила транспортировать нефть по нефтепроводу Одесса—Броды в прямом направлении уже в нынешнем году.
Посол США в Украине Джон Хербст уже приветствовал решение правительства Украины об использовании нефтепровода Одесса — Броды для транспортировки каспийской нефти в Европу. По его словам, «это усилит энергетическую независимость Украины, и, мы считаем, это будет большей выгодой для Украины в нефтяной промышленности в долгосрочной и даже в краткосрочной перспективе».
Первая очередь нефтетранспортной системы Одесса — Броды сдана в эксплуатацию в мае 2002 года. Ее пропускная способность — 9—14,5 млн. тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров. Морской нефтяной терминал «Південний» (Одесса) способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40—45 млн. тонн в год с увеличением резервуарного парка до 600 тыс. кубометров.
В середине января 2003 года главы нефтетранспортных монополистов Украины и Польши ОАО «Укртранснафта» и PERN «Przyjazn» подписали в Варшаве соглашение о подготовке к совместной реализации международного проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора Одесса — Броды — Плоцк — Гданьск в присутствии представителей правительств обеих стран. Документ предполагает создание СП для достройки нефтепровода Одесса — Броды до польского Плоцка. Протяженность нового нефтепровода составит около 500 км, пропускная способность — около 25 млн. тонн, стоимость проекта — 350—400 млн. евро.
До достройки нефтепровода до Плоцка предполагалось поставлять каспийскую нефть на европейские нефтеперерабатывающие заводы либо по нефтепроводу «Дружба» последовательно с российской Urals, либо железной дорогой из Брод.
Не остался равнодушным к нефтяной теме на минувшей неделе и парламент, ратифицировавший в среду соглашение о сотрудничестве по реализации проекта интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия».
Соглашение о проекте интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» подписали правительства Украины, России, Беларуси, Словакии, Венгрии и Хорватии 16 декабря 2002 года в Загребе (Хорватия). Оно предполагает создание нового трансъевропейского маршрута транспортировки нефти из России в портовый терминал «Янаф» в Омишале (Хорватия). Согласно соглашению ежегодный объем транспортируемой нефти по новому маршруту на первом этапе должен составить 5 млн. тонн с последующим увеличением до 15 млн. тонн.
Соглашение определяет принципы сотрудничества сторон по реализации проекта интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» для транспортировки дополнительных объемов нефти на мировые рынки по трубопроводным системам шести вышеупомянух государств.
Стороны обязуются обеспечивать свободу транзита дополнительных объемов нефти через территорию соответствующего государства, гарантируют включение в графики транспортировки дополнительных объемов российской нефти и транзитной нефти в соответствии с заявками поставщиков. Стороны также соглашаются не предпринимать шагов, противоречащих данному соглашению, которые могут повлечь ограничение или быть препятствием для реализации проекта интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Стороны также обязуются обеспечивать таможенный контроль за транзитом дополнительных объемов нефти.
Уполномоченной организацией, которая будет отвечать за выполнение соглашения, со стороны Украины определено ОАО «Укртранснафта».
Депозитарием соглашения является правительство Венгрии.
Соглашение подписывается сроком на 10 лет и будет автоматически продолжаться на дальнейшие 10-летние периоды, если стороны письменно не договорятся о другом. Действие соглашения можно прекратить, письменно сообщив о своем намерении депозитарию не позже, чем за 12 месяцев до прекращения участия в соглашении.
ОАО «Укртранснафта», в которое входят филиалы: Магистральные нефтепроводы «Дружба» и Приднепровские магистральные нефтепроводы, занимается транспортировкой нефти. Все 100% его акций переданы в уставный фонд НАК «Нафтогаз України». «Укртранснафті» принадлежит также нефтепровод Одесса — Броды и терминал «Південний».