Недра: кредит от правнуков

Поделиться
О том, как ими, недрами, от имени Укра­инского народа распоряжались в 2011 году и как собираются это делать в 2012-м.

«Земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу виключної (морської) економічної зони є об’єктами права власності Українського народу. Від імені Українського народу права власника здійснюють органи державної влади та органи місцевого самоврядування в межах, визначених цією Конституцією.

Кожний громадянин має право користуватися природними об’єктами права власності народу відповідно до закону.

Власність зобов’язує. Власність не повинна викорис­товуватися на шкоду людині і суспільству.

Держава забезпечує захист прав усіх суб’єктів права власності і господарювання, соціальну спрямованість економіки. Усі суб’єкти права власності рівні перед законом».

Стаття 13 Конституції України

Кому принадлежат недра Ук­раины? Ответ в Конституции. О том, как ими, недрами, от имени Укра­инского народа распоряжались в 2011 году и как собираются это делать в 2012-м, - ZN.UA спросило председателя Государст­венной службы геологии и недр Украины Эдуарда СТАВИЦКОГО.

«Мы заставляем действовать на упреждение проблем»

- Эдуард Анатолиевич, для гео­логической отрасли Украи­ны в заканчивающемся году актуальными были четыре проблемы: отсутствие инвестиций; устаревшее оборудование и технологии; проблемы, связанные с реорганизацией; изменение законодательства. Какие из них удалось решить однозначно? Какие проблемы остались и как вы намерены их решать?

- 2011 год действительно выдался сложным, это был год становления Государственной службы геологии и недр Украины в новом формате. В стратегичес­ком смысле именно этот год оп­ределял залог будущей жизнеспособности и успехов геологической отрасли и недропользования Украины. Это как с ребенком в первый год жизни, когда родители стремятся обеспечить залог его будущего здоровья и иммунитета, что позволит впос­ледствии достойно пройти и выдержать все жизненные испытания. Вот и мы постарались сделать все возможное для будущей жизнестойкости Госгеонедр. Уве­ренно могу сказать, что президентский указ об административной реформе нами выполнен на 100%. Мы реформировали структуру Госгео­недр; взяли на себя полную от­ветст­венность за предприятия отрасли (а их на сегодня в подчинении Госгеонедр 14, включая Украинский государственный геолого-разведывательный институт); зарегистрировали в установленном порядке все положения о Госгео­нед­рах и привели их в соответст­вие со всеми действующими законодательными актами Украины.

Мы создали шесть территориально-региональных органов Госгео­недр, госслужащие которых, согласно законодательству и статусу, имеют право выполнять все функции (как то проведение гео­аудита, научно-техническое сопровождение лицензионной деятельности по недропользованию и т.п.); изменили и утвердили уставы всех подведомственных предприятий и положения о них, включая НАК «Надра Украины». Словом, выполнили огромный юридический и зачастую рутинный, хотя и необходимый труд. Таким образом нами достигнуто взаимопонимание по вертикали и горизонтали власти, в частности в геологической отрасли, и реформа, задуманная в части геологической службы, нами полностью проведена, включая заключительную ликвидацию прежней геологической службы. У нас нет долгов. Теперь мы настроены на плодотворный труд в будущем году и на перспективу.

- Произошла ли анонсированная вами год назад «либерализация отношений государства с недропользователем»? И случился ли «приток инвестиций в отрасль»? В каких объемах денежных единиц он на сегодня выражается?

- Мы существенно дерегулировали и тем самым упростили взаимоотношения между государством и недропользователями; ввели такие понятия, как научное сопровождение и геологическая экспертиза. Это два наукоемких понятия и сферы деятельности, существующие во всем цивилизованном мире. Но это, в свою очередь, требует существенной реорганизации нашей научной составляющей Украинс­кого государственного геологоразведовательного института - УГГРИ, госпред­приятий «Гео­экспер­тиза» и Геоинформ. Ведь современное развитие геологии требует активного участия научных учреждений и организаций. У нас уже есть четкие планы, как выстроить такую модель, которая позволит уже с 1 января 2012 года наполнить новое для Украины понятие «научное сопровождение» конкретным содержанием и смыслом, и при этом не доставит неоправданных проблем недропользователям.

- Новое - забытое старое? Геологическая экспертиза проектов в Украине проводилась и прежде. И ее проведение недропользователи заказывали у тех же отечественных госструктур, негосударственных или зарубежных компаний. И преж­де такие услуги не были бесплатными. Теперь вы просто таким образом пытаетесь поддержать подведомственные Госгеонедрам научные учреждения и компании? Оправдан ли такой протекционизм в рыночных условиях?

- Научное сопровождение во всем мире дорого стоит. И геологическая экспертиза, как вы правильно заметили, в Украине, если ее так можно назвать, тоже была. Но прежде у нас как часто было: кто платит, тот и «заказывает» результаты экспертизы, в том числе и геологической. Мы требуем (и четко прописали это в документах) ответственности и научных консультантов, и недропользователей. Проще говоря, мы заставляем и призываем их действовать на упреждение возможных проблем. В этом и состоит основное отличие научного сопровождения от преж­де существующей практики. Чтобы потом не возникало проблем ни с контролирующими недропользование органами, ни с фискальными органами, с которыми Госгеонедра работают очень тесно. Согласно новому Налоговому кодексу, как вы знаете, рентные платежи за пользование недрами вносятся в отдельную декларацию недропользователем и прямо уплачиваются в бюджет. Так что ответственность за недропользование теперь не только перед геологическими госслужбами, но и перед налоговыми.

У нас есть три аккредитованные компании, которые уполномочены и могут на должном уровне выполнять научное сопровождение проектов по недропользованию. Это научный центр НАК «Надра Украины» в Полтаве, работающий в основном по научному сопровождению и геологической экспертизе проектов по разведке и добыче углеводородов. Госпред­приятие «Гео­экспер­тиза» - занимается проектами по твердым полезным ископаемым и воде. И, традиционно, Госу­дарст­венная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ). Но этих трех предприятий маловато и мы намерены в первом квартале 2012 года проводить повторную аккредитацию. Думаю, подключим к этим работам и создаваемый при УГГРИ научно-технический центр. Он будет территориально охватывать западную Украину, цент­ральную часть, в частности по сопровождению проектов, касающихся воды. В последнее время в Госгеонедах особенно много заявок именно по водам. Но об этом позже.

Научное сопровождение, по сути, представляет собой постоянное аудирование работ, проводимых недропользователем. И не с точки зрения надзора как такового, а с точки зрения, во-первых, элементарной логики, а, во-вторых, возможности недропользователя правильно и грамотно вести утвержденную программу геологических работ. Зачастую инвесторы, которые стоят за непосредственным недропользователем (лицензиатом), располагают только той информацией, которую им посчитают нужным предоставить супервайзеры (топ-менеджеры). Мы же - посредством введения научного сопровождения и геологического аудита - по сути даем им возможность получения информации от альтернативного и достоверного источника на основе закона и развивающих его подзаконных актов.

«Я такими подлостями не занимаюсь»

- Как на такое «новшество» отреагировали недропользователи и инвесторы?

- Сначала насторожились, ведь, как правило, все новое настораживает. Теперь даже благодарят. Потому что практическое воплощение идеи уже воспринимается иначе, чем на начальном этапе, и не вызывает недоверия. Можете сами убедиться - информация на нашем интерактивном сайте.

- Были ли попытки предпринимателей использовать надзорные службы Госгео­недр (как и Госналоговой службы, с которой, как вы говорите, вы тесно сотрудничаете в части налогооб­ло­жения недропользования) против конкурентов? Ведь - по сути - такой механизм (тот же геонадзор) существует…

- Сразу парирую все подобные даже теоретические предположения и тем более попытки. Механизмов «влияния», незаконного «устранения» конкурентов посредством госнадзорных органов в Ук­раине достаточно и без нас. Об этом свидетельствует и активная борьба государства со всеми проявлениями коррупции. Что касается нашей отрасли, то все, кто меня хоть немного знают, знают и то, что я такими подлостями не занимаюсь. Это во-первых. А во-вторых, я всегда открыт для диалога, и для меня нет, скажем так, приоритетов по принципу «свой» - «чужой», или по принципу политических предпочтений. Есть, разумеется, люди, как и у каждого человека, с которыми я ближе общаюсь. Это нормальные человеческие взаимоотношения. Но…

- Эдуард Анатолиевич, признайтесь, неужели никто не предлагал вам подобных «идей» против своих конкурентов? В это сложно поверить! Не обязательно «за небесплатно» - «за спасибо», например, как старому другу...

- Люди, которые меня знают и которые хотя бы теоретически могли бы говорить на эту тему, осознают - чтобы сохранить наши человеческие отношения, такого предлагать нельзя. Говорю вам об этом исренне. А так что б кто-то пришел с такими «предложениями», наверное, сразу бы выставил за дверь! Это точно. Вы понимаете, мы же в этой стране живем, у меня здесь семья, дети, их будущее. Зачем же, как говорится, портить себе карму тем, что я у кого-то что-то забрал или кому-то сделал большую неприятность? Есть вопросы, в которых я настоятельно рекомендую соблюдать закон. Да, это есть, не скрываю. И все недропользователи ощутили: я руководствуюсь таким принципом - «Не знаешь как поступить - поступай по закону». Больше ничего не нужно выдумывать.

Возможности «насолить» у меня как главы Госгеонедр есть, но это будет сказываться на инвестиционном климате всей страны. Это слишком большая ответственность и я ее осознаю. В уходящем году мы приложили невероятные усилия для улучшения международного имиджа Украины в плане недропользования и непосредственно доверия к Гос­геонедрам. Доброе имя складывается по крупицам. А уничтожить его можно одним неосторожным движением, одной, казалось бы, мелочью. Не говоря уже о «незаконном проктеционизме»... Вся информация потенциальным инвесторам передается, анализируется ими, и даже малейший недобрый слух может разрушить всю пирамиду взаимоотношений, которую мы так скрупулезно выстраивали. Слава Богу, пока все нормально.

«Единое окно»: вместо 60-ти - 7-8 документов

- Вы сами заговорили об инвесторах. Расскажите, создано ли так называемое «единое окно» для инвесторов? Насколько, на ваш взгляд, эта затея оказалась эффективной? Представи­тели многих компаний говорят, что легче им не стало…

- Мы идем вперед, и делаем правильно, если нас критикуют. Но - обо всем по порядку. За прошедший год я и сотрудники Госгеонедр Украины посетили едва ли не все центральные офисы мирових добывающих компаний. Я говорю сейчас об актуальнейшей теме - о нефтегазовой. Со всеми ведущими нефтегазовыми компаниями мы заключили меморандумы о взаимодействии и обмене конфиденциальной информацией и опытом. С такими ведущими компаниями, как ExxonMobil, Shell, Chevron, Eni, а также с бразильской Petrobpas, немецкой RWE. И с геологическими компаниями - Western­Geco и DeGolyer and Mac­Naughton.

- Что сделано, кроме подписания меморандумов, в частности с американским агентством CERA ?

- CERA дала нам свои информационно-коммуникационные возможности. Взаимно мы обмениваемся геологической информацией общего плана. Госгеонедра приглашают на все значимые в геологическом мире конференции.

С компанией Eni достигнута договоренность, которая сейчас реализуется - пошаговое создание СП с дочерним предприятием НАК «Надра Украи­ны» и компанией Cadogan по добыче нетрадиционных газов по «Львовскому бассейну» (прошу не путать с Олесской площадью!). Проект «Львовс­кий бассейн» - разработка на основе совместной информации, обработанной в созданной Полтавской лаборатории, которая способна проводить анализ геологической информации в 3D-формате. В этом научном центре, который сейчас сотрудничает с французской Shlum­ber­­ger, будет возможность 3D-моделиро­вания месторождений.

- Во сколько обошлось такое оборудование? Это ведь дорогое удовольствие…

- Дорогое - если дорого покупать. Если экономно подходить к этому вопросу, то максимально, со всеми издержками и инсталляцией необходимых программ, - это обойдется нам в сумму до 3 млн. грн. Мы воспользовались «собирательным принципом» и за счет этого удешевили сам процесс. В феврале 2012 года этот научно-исследовательский центр в Полтаве будет официально открыт. Будет интересно - приезжайте, приглашаю.

Государство должно получить прибыль от использования недр и инвестиций в эту отрасль

- Вернемся ко «Львовскому бассейну». Совместное пред­приятие с Eni, выкупившей компанию Cadogan, уже создано?

- СП в процессе создания и регистрации. Уже согласован и подписан инвестиционный план. Проводится сбор и анализ геологической информации, готовится финансовый план-график. С третьей декады января 2012 года начнутся геологические работы на четырех лицензионных площадях (еще три площадки - в стадии оформ­ления лицензии). Под­пи­сан инвестиционный договор с Eni; сумма инвестиций (до подтверждения геологичес­ких запасов, а это полтора-два года) составит 95 млн. долл. Это только на геологическое исследование. Ни о бурении с последующей добычей, ни о постройке коммуникаций на этом месторождении речь пока не идет.

- Что предполагаете там найти?

- Если наши цифровые расчеты верны и прогнозы по этому месторождению перевести в баррели, то ожидается 300-400 млн. барр. (в пересчете газ на нефтяной эквивалент). То есть прогнозируем добычу 1-2 млрд. кубометров газа в год.

- Какие планы насчет Юзовс­кого и Олесского месторождений?

- Кабинет министров уже принял решении о подготовке к конкурсу по этим площадям (месторождениями их можно будет называть после подтверждения запасов). Сейчас разрабатываются тендерные условия. Госгеонедра планируют объявить конкурс по изучению Юзовской и Олесской площадей 25 января 2012 года. Мы рассчитываем на конкурс где-то 25 марта (через 60 дней после объявления). Тендеры будут объявлены пока только на геологическое изучение указанных площадей.

- Потенциальные участники тендеров по Юзовской и Олесской площадям уже заявили о своих намерениях?

- Мы ожидаем участие таких компаний, заявивших о намерениях выкупить первичную геологическую информацию, как ExxonMobil, Shell, Chevron, Eni, TNK-BP, а также отечественных - ПАО «Укрнафта» (подконтрольна группе «Приват» И.Коломойского. - А.Е.) и «ДТЭК-Нефтегаз» (контролируется группой компаний Р.Ахметова. - А.Е.). Некоторая отсрочка конкурса на пользу всем. За это время мы успели внести законопроект об изменениях в СРП в части защиты налогообложения инвестора. И очень надеемся, что в случае принятия законопроекта 9539-1 уже через 2,5-3 года взаимоотношения на рынке газа станут рыночными.

В соглашениях о разделе продукции уже с 2012 года не будет пункта, обязывающего инвесторов продавать 50% добытых природных ископаемых на внутреннем рынке, тем более по фиксированным ценам. Это условие прежде отпугивало инвесторов. Инвестор получит логичное рыночное право распоряжаться своей долей добытых полезных ископаемых, в частности углеводородов - нефти и газа. До сих пор договоры о совместной деятельности нефтегазодобывающей отрасли предусматривали обязательную продажу 50% причитающейся инвестору доли углеводородов на внутреннем рынке Украины по регулируемым (фиксированным) ценам.

Кроме того, законодательно будет закреплено, что возможные изменения в налогообложении добывающих предприятий не будут распространяться на стороны, заключившие СРП, после даты подписания соглашения о разделе продукции. Это значительно упростит работу инвесторов и повысит доверие к Украине как ответственному и обязательному земле­владельцу.

- Непредвиденные обстоятельства все равно могут возникнуть и по Юзовской площади, и по Олесской…

- Могут. Но это бизнес. И для государства Украина, и для потенциальных инвесторов. Будем торговаться. Тем более, что мы уже подняли прежнюю стоимость начальной геологической информации до ее рыночного эквивалента.

- В несколько раз?!

- Намного больше, чем прежде.

- Начальный пакет?

- Нет, просто информация. Чтобы сориентироваться, интересен ли выставляемый на конкурс (торги) геологический объект, или нет. А пакет информации стоит на порядок дороже.

- И кто-то купил информацию по таким ценам?

- Заключены договоры о покупке информации с компаниями Chevron и Shell. Подали заявки также Eni, ExxonMobil и BP. Есть заявка и «Укр­нафти». Это из поступивших заявок на покупку информации. Соответственно, их заинтересованность позволяет сделать предположение об их интересе в участии в конкурсе.

- Какова ситуация с лицензионным участком и планом его разработки компанией Vanco?

- Новое соглашение о разделе продукции с компанией Vanco Prikerchenska будет подписываться уже с учетом нового законодательства и выше указанного положения об СРП. Пока что, несмотря на согласие сторон пойти на мировую, из-за автоматически продолжающейся процедуры международного арбитражного рассмотрения (в Стокгольме) подписать новые договоры с Vanco Prikerchenska юридически невозможно.

- А другие участки на украинском шельфе?

- Мы подготовили для конкурса в 2012 году на украинском причерноморском шельфе площади «Скифская» и «Таврия». Вопрос о госфинансировании геологических работ вообще снят: государство должно получить прибыль от использования недр и инвестиций в эту отрасль, насколько это возможно с учетом геологических рисков.

- И насколько это возможно и реально?

- Насколько - время покажет. Госгеонедрами продлены контракты с компаниями по так называемым спекулятивным съемкам. Мы выровняли условия распределения прибыли. До меня это было (условно) 20 на 80% в пользу иностранной компании, сегодня - 50 на 50%. Причем, не когда-нибудь там, когда инвестиции окупятся, а сразу. Считаю это своим достижением. И главное, что мы предусмотрели в договорах, это то, что полученная геологическая информация по таким площадям, как «Скифская» и «Тав­рия», должна перейти и в распоряжение Гос­геонедр. Это распространяется на спекулятивную съемку. Да, она будет оплачена потенциальным инвестором, но как основа для формирования пакета конкурсной информации она буде использована для государства бесплатно.

«Капитализация «Нафтогаза Украины» может увеличиться до 70-90 млрд. долларов»

- Озвученные вами изменения в законах, включая Закон «О недрах», - это революция!

- Да. Когда парламент рассмотрит и примет законо­проект №9539-1 изменений в восемь законов, в Украине фактически начнется создание нового рынка - рынка недропользования. Лицензия на недропользование станет товаром с реальной стоимостью. Приня­тие этого закона будет означать легитимизацию оборота лицензий на рынке ценных бумаг, что однозначно положительно повлияет на инвестиционный климат в Украине и на недропользование.

Законопроект №9539-1 разрабатывался с участием специалистов Госгеонедр и учитывает как государственные интересы, так и интересы инвесторов. Он будет иметь особое значение для отечественных недропользователей, так как позволит им привлечь дополнительные кредитные средства, используя лицензию в качестве обеспечивающего залога для кредита.

Свободный оборот лицензий на рынке повысит капитализацию национальных компаний-лицензиатов. Например, капитализация НАК «Нафтогаз Украины», владеющей лицензиями на доказанные запасы природного газа категории С1 в 1 трлн. кубометров, может увеличиться до 70-90 млрд. долл.

- В России В.Путин объявил о «глобальном собирании российских земель» под своей «короной» - в политическом смысле, прежде всего. В Украине наблюдается процесс «раздачи земель» - в экономическом смысле. В чьи руки? Сколь­ко на сегодня выдано специальных разрешений на недропользование в Украине, в частности по углеводородным месторождениям?

- На сегодня действует 3 650 специальных разрешений на недропользование. Причем в уходящем 2011 году таких разрешений было выдано только 247. Что касается геологической разведки и добычи углеводородов, то в настоящее время действительными остаються 463 спецразрешения. В 2011 году по этим видам полезных ископаемых было выдано 36 спецразрешений.

- Были ли случаи нарушений лицензионных условий, в результате которых аннулировались лицензии?

- Нарушения были, но они устранялись в определенные законодательством сроки. Так что случаи аннулирования лицензий - из числа рядовых. У кого-то истек срок действия лицензии и он не стал его продлевать. Кто-то из недропользователей отказался от дальнейших работ по причине их коммерческой непривлекательности (или дороговизны на данном этапе), у кого-то скважины оказались «пустыми», где-то месторождение исчерпало свой ресурс и т.п. В общей сложности на сегодня в стадии аннулирования всего 203 лицензии (спецразрешения), в том числе 14 - по углеводородам.

- А обещанная вода? Сегодня - это ценнейший ресурс.

- К счастью, Украина богата на ресурсы питьевой воды, и если пересчитать запасы на душу населения, мы находимся на первом месте в Европе (см. рис. 2).

Олесская площадь расположена в пределах Львовской и Ивано-Франковской областей (см. рис. 1). Общая площадь участка - 6324 кв. км.

Минимальный объем инвестиций на протяжении периода геологоразведочных работ на Юзовской площади должен составлять не менее 1,6 млрд. грн. (на Олесской площади - 1,3 млрд. грн.). В случае принятия инвестором решения о переходе к этапу промышленной разработки Юзовской площади, объем общих инвестиций, в том числе необходимых для обеспечения промышленной разработки, определяется по результатам конкурса, но не менее 30 млрд. грн. (на Олесской площади - не менее 25 млрд. грн.).

Площади включают все осадочные породы, которые залегают в пределах их периметра и ограничены по глубине пользования недрами отметкой 10 тыс. метров от поверхности или геологическим фундаментом (в зависимости от того, что будет достигнуто раньше): газ природный, газ сланцевых пород, газ центрально-бассейнового типа, газ (метан) угольных пластов, нефть, конденсат.

После подписания и госрегистрации СРП инвестору будет предоставлено специальное разрешение на пользование недрами для геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки с дальнейшей добычей углеводородов (промышленной разработкой) в пределах участка сроком на 50 лет. Спецразрешение на недропользование может быть продлено в законодательно установленном порядке.

Основные критерии распределения продукции по СРП

Вся произведенная продукция на момент распределения между государством и инвестором принадлежит государству (т.е. максимальная часть компенсационной продукции, за счет которой инвестору будут компенсированы его затраты, составляет 70% общего объема произведенной продукции до полного возмещения затрат инвестора).

Доля государства в прибыльной продукции должна составлять не менее 16,5% общего объема такой продукции.

Особенности условий договора со стороны государства

Победитель конкурса заключает договор относительно участка совместно с хозяйственным товариществом, 100% уставного капитала которого принадлежит государству, или хозяйственным товариществом, созданным при его участии (далее - компания), что определяется Межведомственной комиссией на конкурсных условиях. При этом компания получает 50% прав и обязанностей инвесторов (кроме тех, которые являются исключительными правами и обязанностями оператора по соглашению) и, в частности,
50% совокупной доли всех инвесторов в прибыльной продукции.

Победителя конкурса назначает оператор соглашения, который обеспечивает надлежащее выполнение и финансирование работ, предусмотренных соглашением.

После заключения договора государство в лице Кабмина Украины, победитель конкурса и компания заключают договор сроком на 50 лет, если другое не будет согласовано сторонами.

Окончательный срок представления заявлений на участие в конкурсе составляет два месяца с даты опубликования объявления о проведении конкурса.

За участие в конкурсе предположительно будет взыматься плата в размере 500 тыс. грн. Плата вносится на регистрационный счет Госгеонедр. Плата за участие в состоявшемся конкурсе его участникам не возвращается. Если конкурс признан несостоявшимся, денежные взносы за участие в нем возвращаются участникам в полном размере.

Конкурсная документация, которую разрабатывает Меж­ведомственная комиссия, должна содержать: картографические материалы относительно участка; общую характеристику и геологическое описание участка; перечень имеющейся геологической информации, которую можно приобрести в Госгеонедрах. Пакет конкурсной документации, по предварительным данным, будет стоить порядка 100 тыс. грн.

Справка ZN.UA:

Общие прогнозные ресурсы подземных вод Украины составляют 61689,2 тыс. м3/сутки (см. рис 2).

Обеспеченность прогнозными ресурсами питьевых подземных вод населения Украины в среднем 1,3 тыс. м3/сутки на одного человека.

Водоснабжение населения Украины осуществляется прежде всего за счет поверхностных источников, лишь около 20% в таком водоснабжении занимают подземные воды. Из ресурсов подземных вод добывается около 9%.

Ресурсы подземных вод по регионам распределены неравномерно из-за геологических, физических и географических особенностей регионов Украины. Преобладающая часть прогнозных ресурсов сосредоточена в северных (Черниговской, Киевской, Полтавской, Сумской) и западных (Львовской, Ривненской, Волынской, Тернопольской) областях Украины. Ресурсы южного и восточного регионов (АР Крым, Донецкой, Николаевской, Одесской и Кировоградской областей) ограничены.

Для промышленного использования из указанных прогнозных ресурсов подземных вод геологами разведаны и подготовлены эксплуатационные запасы подземных вод в количестве 16087,67 тыс. м3/сутки на более чем 1000 участках месторождений, из которых эксплуатируются около 600.

Госгеонедра для обеспечения населения экологически чистой подземной питьевой водой за средства Госбюджета также осуществляют гидрогеологические поиски питьевых подземных вод и бурение артезианских скважин. На сегодня пробурены более 1750 артезианских буровых скважин, общей производительностью свыше 400 тыс. м3/сутки. Преобладающая часть пробуренных артезианских скважин расположена в маловодных южных и восточных областях Украи­ны (в АР Крым, Донецкой, Луганской, Николаевс­кой, Одесской и Кировоградской областях), а также в регионах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме