27 сентября с.г. министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Александр Попов в ходе круглого стола с участием представителей МинЖКХ, Ассоциации городов Украины и общин, Минэкономики, Минфина, МинАПК, центра муниципального менеджмента «Хабитат» и журналистов презентовал вариант документа «Новые подходы к реализации общегосударственной стратегии реформирования жилищно-коммунального хозяйства Украины: удешевление кредитных ресурсов». По сути, речь шла о финансовой поддержке предприятий жилищно-коммунальной отрасли через механизм удешевления кратко- и среднесрочных кредитов.
Примечательно, что вариант удешевления кредитов вынесен МинЖКХ на публичное обсуждение с участием всех сопричастных и заинтересованных сторон. По словам министра А.Попова, этот проект положен в основу одной из 15 программ, составляющих пакет мероприятий, требующихся для комплексной реализации общегосударственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Но так как необходимый для действия всех предлагаемых механизмов закон так и не принят составом народных депутатов пятого созыва, есть смысл продолжить его обсуждение. Хотя тот факт, что разработанный и утвержденный Кабмином 22 августа 2007 года законопроект не вступил в силу, ставит под сомнение возможность задействовать предложенные механизмы удешевления кредитов, предназначенных для реформирования ЖКХ, уже в следующем году.
В результате министр вынужден констатировать, что госбюджет-2008 был проголосован на заседании Кабмина без учета предлагаемых профильным министерством расходов на финансирование программы реформирования ЖКХ. То есть на сегодняшний день понятно, отметил А.Попов, что «в 2008-м мы получим такой же ресурс, что и в этом году, — 4 млрд. грн.». Впрочем, министр надеется, что до конца года эта проблема (с принятием соответствующего закона и внесением изменений в бюджет-2008) еще может быть разрешена, и МинЖКХ получит возможность предоставлять кредиты на проекты в жилищно-коммунальном хозяйстве под 1—8% в зависимости от окупаемости конкретного проекта. Сегодня же ставки коммерческих банков по кредитам в лучшем случае составляют 10—11% годовых, что автоматически сужает объем кредитных ресурсов.
Всего же, по состоянию на сегодняшний день, МинЖКХ будет реально располагать в 2008 году следующими суммами для осуществления программы реформирования ЖКХ. Как уже было сказано выше, 3 млрд. грн. бюджетных средств министерство получит из госбюджета и еще один миллиард гривен будет направлен через программы Министерства региональной политики и строительства. 200 млн. грн. МинЖКХ получит на отработку механизмов удешевления кредитов коммерческих банков под проекты в жилищно-коммунальной отрасли. Еще 200 млн. грн. поступят через Нацагентство по энергосбережению — под проекты замещения газа другими видами топлива. А также два кредита Всемирного банка — 700 млн. и 1,5 млрд. грн. (соответственно 140 млн. и 300 млн. долл.).
Кроме того, Александр Попов надеется на участие в управлении объектами ЖКХ частных компаний, которые, по предварительным расчетам, при условии стабильности могут ежегодно привлекать в отрасль до 500 млн. долл. частных инвестиций. Впрочем, министр отметил, что реформы в отрасли в значительной степени зависят от политической стабильности в стране.
В этом году случился прецедент. «Наконец-то у нас появилась проблема — как использовать средства, выделяемые Всемирным банком и ЕБРР», — говорит А.Попов. Представитель центра муниципального менеджмента «Хабитат» Александр Затолокин сообщил, что, по данным Счетной палаты, остаток неиспользованных средств Всемирного банка и ЕБРР за 2006 год составил 1,146 млрд. долл. Это связано с тем, что, во-первых, эти международные институты предоставляют льготные кредиты только под госгарантии. Во-вторых, предоставление кредитов тормозится по причине отсутствия квалифицированного менеджмента сопровождения проектов на местах. Словом, специалисты по реформированию ЖКХ в масштабах страны и конкретного села или города — серьезная проблема. Это тоже сказывается на дороговизне кредитов, так как несет дополнительный риск для кредитора.
В проекте удешевления кредитов для жилищно-коммунального хозяйства профильное министерство отвело серьезную роль местным бюджетам. Однако на сегодняшний день они практически не готовы полноценно участвовать в подобных программах. В силу многих причин. Как отметил в этой связи представитель Ассоциации городов Украины и общин Юрий Ганущак, структура средств, необходимых и выделяемых на реформу ЖКХ и удешевление кредитов, может перераспределятся не за счет государственного, а за счет местных бюджетов, которые будут очень четко контролировать реформу, так как вложат свои, а не общие (государственные) средства. Но для этого, считает он, необходимо вводить плату за землю, которая и пополнит местные бюджеты. По самым скромным подсчетам, введение такого налога позволит в три раза увеличить поступления в местные бюджеты. Увы, говорит Ю.Ганущак, рассчитывать на введение налога на недвижимость в Украине в ближайшие годы не приходится. Хотя все цивилизованные страны за счет этого налога могут обеспечить себе и качественные, и доступные услуги ЖКХ.
Что касается непосредственных объемов привлечения кредитов, то в зависимости от условий кредитования (и от политической стабильности либо нестабильности) МинЖКХ намерено привлекать через специально созданную для этого финансовую структуру (какую — сегодня это тоже обсуждается) ежегодно до 100 млрд. грн. инвестиций в период с 2008 по 2011 годы под максимум 8% годовых.
Разумеется, пока это теоретические расчеты. С ними мы подробнее познакомим читателей «ЗН» в дальнейшем. Дабы вы четче представляли, как, кто и на каких условиях намерен участвовать в реформе жилищно-коммунального хозяйства.