Для связности повествования кратко напомню смысл предыдущей статьи (ZN.UA №6 от 15 февраля 2019 г.).
Изумившись хроническому отсутствию банковских реквизитов "керуючих компаній" разных районов г. Киева (услуга "Утримання будинків та прибудинкових територій", УБПТ) в коммунальной платежке, а также внезапной и необъявленной смене получателя коммунальных платежей в январе 2019 г., я выяснил много интересного и увлекательного. В частности, то, что киевские коммунальные платежи обрабатывает одесская (!) фирма с очень сомнительной репутацией, а ответственные чиновники КГГА и работники банков делают все, чтобы реквизиты конечного получателя коммунальных платежей не были доступны.
В результате имеем неполную платежку, которая ограничивает свободу выбора способа оплаты со всеми вытекающими последствиями - от "изумительного" сервиса государственных банков до нарушения антимонопольного законодательства.
Но это - далеко не самый серьезный вывод. Все, что непрозрачно и скрыто от общественности, с огромной вероятностью если еще не является коррупцией, то обязательно ее породит. Стоит ли напоминать о роли коррупции в "гибридной" войне?
Естественно, все эти вопросы были заданы в конце предыдущей статьи. Не менее естественно для чиновников, что по состоянию на 26 февраля, день написания статьи, эти вопросы остались без ответа, хотя я не сомневаюсь в том, что ZN.UA предоставило бы (и предоставит!) публичную возможность ответить на них любому желающему.
Такая вот предыстория. А теперь - ее продолжение.
Я очень ждал февральские платежки, помня обещание чиновницы из "Центру комунального сервису": "Побачите нового отримувача коштів". Платежки пришли, но по-прежнему строка "Керуюча компанія N-го району" снова осталась беспризорной!
Что ж, продолжаем исследовать объект. Для начала иду в ближайшее отделение Приватбанка по адресу: г. Киев, пр. Вернадского, 79. Обеденный перерыв, полчаса до открытия кассы. Я уже второй в очереди. Видя томительное ожидание, милая сотрудница предлагает оплатить коммунальные через банкомат, но, узнав, что у меня нет приватовской карты, вежливо оставляет ждать кассира. Проходит полчаса. В утешение наблюдаю после себя в очереди не менее 15 человек, - набежали, помня про обед... Оплачиваю комиссию. Услуги банка, однако, составили 60 грн! Но какие там эмоции, если мы на шаг продвигаемся к истине.
Полученная в "Привате" распечатка приятно удивила, - получателем оказалась действительно "Керуюча компанія Святошинського району м. Києва" с совершенно реальным кодом ЕГРПОУ, МФО банка и расчетным счетом. То есть именно тем получателем, который обозначен в платежке, действительно является исполнителем услуги УБПТ, но почему-то был обделен реквизитами! Результат!
Действие номер два - оплата второй платежки по этому же Святошинскому району в отделении Ощадбанка, адрес которого уже известен нам из первой статьи: г. Киев, ул. Депутатская, 30.
Помня о времени открытия "нормальных" учреждений, являюсь к Ощадбанку в половине девятого. Очередь уже собирается, я - третий. Но радость омрачает надпись на табличке: открытие не в девять, а в десять утра! К десяти за мной уже выясняют отношения порядка 30 человек. Все это происходит на улице перед закрытыми дверями. М-да, сервис...
Наконец отделение банка открывается. Очередь резво перемещается внутрь и выстраивается к банкомату с надписью "Ощадбанк - Мій банк - моя країна!". Запомним эту надпись! С точки зрения Закона Украины "О защите прав потребителей", она исчерпывающе идентифицирует предоставителя услуги. То есть банкомат принадлежит не кому-либо, а Ощадбанку!
В очереди на оплату коммунальных преимущественно пенсионеры. Вполне естественно, что пожилым людям сложно оперировать кодами и названиями, да еще и на сенсорном экране терминала, поэтому всем желающим ассистирует милая девушка. О да, мы знакомы, - это та самая, которая две недели назад рассказывала мне сказки о невозможности предоставить реквизиты. Мелочь, но приятно.
Операция ввода данных совершенно публична, экран большой, надписи читаются с трех метров. В отдельных квадратиках по мере заполнения высвечиваются получатели - "Киевкоммунсервис", "Киевводоканал", ""Киевтеплоэнерго". И вдруг - стоп! - "Финансовая компания "ГЕРЦ", та самая, вызвавшая столько вопросов. Да, слукавила ассистент, мягко говоря.
Подходит моя очередь, оплачиваю, получаю распечатки. И вуаля! - таки "ГЕРЦ"! Мало того, с расчетным счетом в одесском, а не в киевском банке (см. фото). Спустя полдня оплачиваю еще одну платежку, район уже другой - Печерский. Результат тот же.
И что же это получается? Один и тот же Святошинский район, но получателей средств два? То есть если платишь в Приватбанке, то получатель - "Керуюча компанія", а если в Ощадбанке, то - ФК "ГЕРЦ"? В первом случае получатель в киевском банке, во втором - в одесском? И это притом, что и "Ощад", и "Приват" - государственные учреждения и, по идее, должны управляться единообразно? Однако.
Этого уже достаточно, чтобы полностью подтвердить догадки, сделанные в предыдущей статье, и повторно задать вопросы киевлянам, КГГА, НАБУ, СБУ и дальше по списку. Но мы, раз уж зацепились с этой историей, пойдем дальше.
Внимательно читаем распечатку из Ощадбанка. Во-первых, банком-получателем киевских коммунальных платежей числится Одесское областное управление Ощадбанка, МФО 328845. Во-вторых, расчетный счет получателя начинается с цифр 2603, что в переводе с банковского плана счетов означает транзитный счет. В-третьих, чуть ниже есть непрямая пометка "отримувач - Керуюча компанія Святошинського району", сумма и код личного счета плательщика - та самая связка, которая в конце концов отправит "временно использованные" деньги с транзитного счета фирмы-"прокладки" настоящему получателю.
Ну и, наконец, наш "ГЕРЦ" гордо назван "финансовой компанией".
Начнем с последнего. Согласно "Современному экономическому словарю" Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. (М.: Инфра,1999), как и многих других подобных изданий, "Финансовые компании - юридические лица, фирмы, осуществляющие финансовые операции в виде кредитования, предоставления разных видов кредита, прежде всего потребительского и инвестиционного. Финансовые компании привлекают с этой целью финансовые средства физических и юридических лиц. Финансовые компании, осуществляя ряд функций банков, относятся к категории менее надежных, чем банки, финансовых организаций, но способных приносить более высокие проценты по вкладам" (конец цитаты).
Вам нужен дополнительный толковый перевод этого определения? Мне - нет. Кроме одного вопроса: где мои "более высокие проценты" по вкладу с названием "киевские коммунальные УБПТ"? Впрочем, не только мои.
Разбираемся дальше. Поиск в Интернете по коду ЕГРПОУ 39763909 дает ссылку на ФК "ГЕРЦ" и ее сайт.
Интересного много. Информация представлена по 2017 г., не позже. Хотя отчетный 2018-й уже завершен.
Финансовая компания в форме ООО - "Общество с ограниченной ответственностью" - отвечает по обязательствам исключительно уставным фондом. Уставный фонд - 5,05 млн грн. Достаточно ли этого для обеспечения надежности? Если допустить, что примерно 1,3 млн киевских семей в месяц платят примерно по 300 грн, то только месячный оборот по транзитным счетам может достигать 390 млн грн, то есть в
77 раз больше. Вывод?
Для сравнения напомню, что согласно современным требованиям НБУ уставный капитал любого банка должен составлять 200 млн грн. Неужели требования к надежности контрагента, обрабатывающего коммунальные средства миллионов человек, меньше, и для этого найдется убедительное обоснование? И кто убережет нас всех от искушения (гипотетического) руководства подобной фирмы пожертвовать всего лишь пятью уставными миллионами ради выдачи невозвратного кредита в сторону некоего офшорно-островного государства, не имеющего с Украиной договора об экстрадиции? Вы помните ситуацию с национализацией долгов Приватбанка? Интересно, что в такой гипотетической ситуации нам предложит КГГА?
Баланс ФК "ГЕРЦ" за 2017 г. Строка 1165 (деньги и их эквиваленты) и ее расшифровка в заключении аудиторской компании - "…остаток денежных средств на транзитных счетах" совершенно ожидаемо включены в раздел "Актив баланса", то есть являются источником для инвестирования. Жаль, что не видим динамики этой статьи по (временно) отсутствующему балансу 2018 г., оборотов по ней и расшифровки выданных кредитов-инвестиций, - именно в период, когда поток с "отсутствующими" реквизитами реально был перенаправлен в ФК.
Лицензии ФК: "переказ коштів", "надання фінансових послуг з факторингу", "надання коштів у позику", "надання гарантій та поручительств". Последнее - особо любопытно. Одно неосторожно выданное поручительство в пользу абстрактно ненадежного Васи Пупкина, - и арест счетов в обеспечение обязательств. Транзитных счетов с киевскими коммунальными, стоит догадаться? А если Вася Пупкин вдруг окажется адептом "русского мира" с соответствующей государственной принадлежностью, а?
Заметьте, до сих пор я вчитываюсь всего лишь в обычную банковскую квитанцию, а не в секретный пакт "Молотова-Риббентропа", но вопросов к госслужбам становится все больше и больше. Неужели никто из них не задумывался раньше хотя бы о надежности "схемы", ведь речь идет не о мелком, например о пополнении счетов мобильных операторов через уличный терминал.
Очень интересна роль, исполняемая в этой истории государственным Ощадбанком. Если "коммунальные" терминалы принадлежат ему, на основании чего в них внесен такой шаблон платежа? Если эти терминалы принадлежат кому-то другому, то почему нет адекватных опознавательных надписей, и на них гордо красуется "Мій банк - моя країна"? Где результат так называемой автоматизации процесса, который должен состоять в отсутствии очередей в 20-х числах каждого месяца? Что экономит для самого банка наличие терминала, возле которого пенсионерам ассистирует живой оператор с вполне реальной зарплатой? В угоду каким нелепым принципам отсутствующие в платежках реквизиты отсекают от этого "неповоротливого" постсоветского монстра конкурирующие системы оплаты?
Но главный вопрос как был, так и остается заданным КГГА: почему поток коммунальных платежей по статье УБПТ спрятан за отсутствующими реквизитами и перенаправляется в одесскую фирму?
Ваша прямая обязанность - обеспечить реквизиты в каждой платежке, продублировать их на сайтах "керуючих компаній", "центрів комунального сервісу", КП "ГІОЦ" и обеспечить финансовую надежность вверенного вам города.
Столицы Украины, позволю напомнить!
P.S. В исследовании использованы исключительно открытые источники.
Персональные данные на фото обезличены по просьбе плательщиков, разрешивших их публичное использование в такой форме.