Открытое акционерное общество «Укртранснафта», объединившее Государственное акционерное общество «Приднепровские магистральные нефтепроводы» и Государственное акционерное общество «Нефтепроводы «Дружба», примерно с 1995 года столкнулось с ранее неизвестным явлением в Украине — повреждением магистральных нефтепроводов с целью краж нефти (позже это явление получило название «несанкционированные врезки в трубопроводы»), а также с разрушением и хищением оборудования линейных сооружений нефтепроводов, содержащих цветные металлы. Начиная с этого момента, руководители и специалисты «Укртранснафти» были настроены на принятие всех возможных мер для пресечения противоправных действий преступников, стабилизации работы общества, уменьшения убытков. Прежде всего, была разработана и внедрена эффективная система контроля утечек из нефтепровода, что позволяет получить информацию о несанкционированных вмешательствах в линейную часть, а также систему вертолетного обследования трасс нефтепроводов. После этого очень остро встал вопрос реагирования на полученную информацию о преступлениях на объектах общества.
Решением руководства «Укртранснафти» были созданы подразделения ведомственной охраны, которые совместно с сотрудниками Государственной службы охраны МВД Украины реагируют на преступные проявления и принимают все возможные меры по профилактике этих преступлений, используя принадлежащий обществу автомобильный транспорт повышенной проходимости. Это позволило объединить возможности МВД Украины по проведению оперативных мероприятий, с одной стороны, и возможности «Укртранснафти» по обеспечению техникой, имуществом, приборами ночного видения, устройствами для поиска несанкционированных «врезок» и отводов, горюче-смазочными материалами, ведомственной радиорелейной и мобильной связью и т.п. — с другой. В частности, подразделения ведомственной охраны ОАО «Укртранснафта» обеспечены автомобилями «Митсубиси-Паджеро» и «Ниссан-Патрол», КАМАЗ 4310, УАЗ 3909, «Унимог», автомобильными и карманными радиостанциями ведомственной транкинговой связи, мобильными и спутниковыми телефонами, приборами ночного видения и биноклями, приборами поиска трубопроводов и несанкционированных «врезок», средствами пассивной защиты (бронежилетами), фонарями, специальным оборудованием, видео- и фотооборудованием для документирования происшествий. Линейная часть магистральных нефтепроводов общества разделена на зоны ответственности и закреплена за подразделениями безопасности. Охрана линейной части осуществляется с помощью патрулирования передвижными патрулями и группами быстрого реагирования; совместного с сотрудниками МВД патрулирования; взаимодействия с диспетчерами; аэровизуального обследования (вертолеты); аварийных бригад (согласно с планом работ); линейных объездчиков; линейных обходчиков.
Вместе с материальным обеспечением подразделений охраны решались вопросы подготовки личного состава: специальная и физическая подготовка, изучение технологии перекачки нефти, материальной части линейных сооружений, трасс нефтепроводов. Отработаны схемы противодействия преступным проявлениям и работы с задержанными до рассмотрения дел в суде. Для этого в составе «Укртранснафти» трудятся юрисконсульты. С 1998 года внедрена и ведется информационная база данных по преступлениям, совершенным в отношении нефтетранспортного предприятия. Отработана жесткая схема реагирования на случаи посягательств на имущество и технологическую нефть предприятия.
Руководство общества всегда уделяло значительное внимание развитию и совершенствованию системы охраны нефтепроводов. На объектах проведена реконструкция, применяются новые технические средства охранно-пожарной сигнализации, охранного телевидения, контроля несения службы, систем управления и контроля доступа, систем технической защиты информации. Разработана и введена фирменная специальная одежда личного состава охраны. Предприятие постоянно подает предложения по усовершенствованию законодательной базы Украины с целью усиления ответственности за нарушение безаварийной работы нефтепроводов.
Увеличение количества несанкционированных вмешательств приходится в основном на весенне-осенний период. Ведь во время проведения сельскохозяйственных работ по полям круглосуточно передвигается большое количество автотранспорта, что усложняет работу подразделений безопасности.
О положительных результатах проведения профилактической работы подразделениями безопасности ОАО «Укртранснафта» свидетельствует тенденция уменьшения противоправных посягательств на объекты общества: количество правонарушений, совершенных на линейной части нефтепроводов, в 2003 году составляло 114, в 2004-м — 115, в 2005-м — 74, за первый квартал 2006-го — всего пять случаев.
Сейчас в Украине хорошо налажен «бизнес» по хищению нефти и газа из нефтегазопроводов. Им занимаются хорошо подготовленные, технически грамотные лица, оснащенные средствами мобильной связи, автомобильной техникой, различными инструментами и устройствами, имеющие опыт по выполнению врезок и доступ на реальные рынки сбыта нефти. Эта система многоуровневая, которую на основании проведенной нами работы можно классифицировать таким образом:
1-й уровень — это лица, непосредственно (то есть технически) врезающиеся в нефтепровод и устанавливающие различные устройства для дальнейшей заправки автомобилей-топливозаправщиков или битумовозов. Эта группа после выполнения работы продает конкретную врезку в зависимости от сложности ее выполнения за 500—3000 долл. лицам, непосредственно занимающимся хищением нефти;
2-й уровень — это лица, непосредственно ворующие нефть, — водители топливозаправщиков с украденной нефтью, сопровождающие их лица, лица, которые ведут наблюдение или охраняют конкретную врезку;
3-й уровень — лица, покупающие врезки, нанимают (или покупают) топливозаправщики и лиц, работающих на втором уровне. Также они открывают фирмы-однодневки для оформления документов для перевозки нефти как печного топлива (мазута) и последующей ее продажи (переработки). Люди этого уровня контактируют с силовыми органами для обеспечения беспрепятственного проезда машин, а также для оказания помощи тем, кого задержали работники органов МВД, с целью освобождения их из-под стражи и реального прекращения уголовных дел. Данный «бизнес» сегодня уже очень хорошо организован и имеет реальные рынки сбыта, требующие насыщения. Преступные группы возглавляют на 80% «лица кавказской национальности», имеющие между собой тесные связи в регионах. В практике «Укртранснафти» есть случаи, когда преступников, задержанных в Полтавской области, через некоторое время задерживали в Николаевской, а со временем — Луганской областях и на нефтепроводах филиала МН «Дружба».
К тому же довольно часто возникают недоразумения в ходе подачи заявлений о преступлениях и при их расследовании, бывают случаи недобросовестной и неполной отработки следственно-оперативными группами места события, фиксации следов преступлений, известны случаи прекращения расследования без выполнения всех предусмотренных законом следственных действий для установления и поиска преступников. Проблема, очень часто возникающая во время работы с правоохранительными органами, — это сложность получения письменного ответа о том, возбуждено уголовное дело или отказано в его возбуждении, а также соответствующих копий постановлений.
Учитывая все выше указанное, а также опыт борьбы с расхитителями нефти, ОАО «Укртранснафта» имеет свои предложения по повышению эффективности безопасности на объектах и линейной части магистральных трубопроводов:
— наладить более действенное взаимодействие с правоохранительными органами для противодействия криминальным проявлениям и разоблачения существующих схем повреждения трубопроводов и краж на объектах;
— работникам правоохранительных органов усилить работу по предупреждению преступлений на объектах ТЭК путем привлечения участковых милиционеров и проведения разъяснительных мероприятий среди местного населения по предупреждению повреждений и преступлений на магистральных нефтепроводах;
— выйти с предложением к органам законодательной власти (КМУ, Минтопэнерго) относительно инициирования законопроекта о привлечении к уголовной ответственности лиц, причастных к повреждению нефтегазопроводов;
— органам прокуратуры Украины следует усилить контроль за ведением уголовных дел, возбужденных правоохранительными органами по фактам преступлений, совершенных в ТЭК;
— целесообразно создать при МВД Украины в областях прохождения нефтепроводов оперативно-следственные группы по раскрытию преступлений в ТЭК.
Реализация этих предложений поможет предотвратить многие преступления и предупредить немалые затраты.