Как "Северный поток" становится "Южным"

17 ноября, 2017, 17:00 Распечатать

Для Украины важно отсрочить строительство как "Северного потока-2", так и второй нитки "Турецкого потока". 

© nord-stream2.com

Европейская комиссия предлагает распространить правила Третьего энергопакета на "Северный поток-2". Тем временем "Газпром" уже заканчивает строительство первой нитки "Турецкого потока". В случае строительства двух ниток "Турецкого потока" столетие Республики в 2023 г. Турция встретит как настоящий газовый хаб европейского класса. А украинская ГТС уже в ближайшие годы потеряет 31 млрд кубометров транзита газа.

Минувшая неделя принесла, наконец-то, хорошие новости с полей геополитических сражений. Европейская комиссия подготовила и опубликовала проект "Директивы Европейского парламента и совета", дополняющей Директиву 2009/73/ЕС об общих правилах международного рынка природного газа. Этот документ призван урегулировать правила строительства и функционирования трансграничных газопроводов, по которым природный газ транспортируется из-за границ Евросоюза на территорию объединенной Европы. Его появление связано с реализацией "Газпромом" проекта "Северный поток-2" и отчаянной борьбой Польши, Словакии, стран Балтии, Скандинавии, а также Украины против политически мотивированного проекта, одной из основных целей которого является устранение Украины как транзитной страны для российского природного газа.

В Брюсселе наконец-то заметили, что крайне странной является ситуация, когда одна часть трубы (до "европейских" территориальных вод) регулируется в рамках одного правового режима, а после пересечения морской границы — другого. До сих пор, правда, это обстоятельство не мешало работе целого ряда трубопроводов, идущих в ЕС из Северной Африки через Средиземное море, а также из той же России ("Северный поток-1"). Однако агрессия России против Украины, беспрецедентное вмешательство РФ во внутриполитические процессы в США и ЕС, плачевные, с точки зрения экономики, результаты деятельности "Северного потока-1" и откровенно политический характер "обходных" маршрутов поставок российского газа в Европу все изменили. ЕК в достаточно жесткой форме заявила "Газпрому": потребление газа в ЕС до 2030 г. останется практически на нынешнем уровне, никакой необходимости в отмене транзита через Украину нет, а "Газпром" должен играть по общим для всех конкурентным правилам.

Когда эти правила были распространены на почивший с миром трубопровод "Южный поток", Путин этот проект просто ликвидировал. В случае принятия упомянутого предложения ЕС такая же участь, очевидно, ожидает и новую игрушку Кремля. Так "Северный поток-2" вполне может стать "Южным".

По мнению ряда отечественных аналитиков, основной целью Путина, с точки зрения строительства как "Северного потока", так и "Турецкого потока" через Черное море, является обход территории Украины и нанесение значительного ущерба украинской экономике, которая потеряет до 4 млрд долл. в год платежей за транзит газа. В зависимости от транспортируемых объемов.

Однако это не совсем так. Обойти Украину можно было бы и по территории Беларуси, о чем речь шла еще в 2001 г. Нанести ущерб только нашей стране для Москвы — недостаточно амбициозная задача. России нужны хаос и раскол в Европе. Европейский Союз с его ценностями, жесткими правилами и высоким уровнем жизни — вот достойный раздражитель для РФ, веками живущей в атмосфере хаоса, социальной нищеты и беззакония. Достичь этой цели с помощью "элегантного" обходного маневра, оставляющего с носом страны Балтии, Скандинавии и Польшу, дающего преимущество самому влиятельному члену ЕС — Германии (которая очень кстати отказалась от ядерной энергетики и поэтому нуждается в поставках "экологически чистого" топлива), выглядело хоть и масштабной, но вполне осуществимой задачей. Европа не успела опомниться, как "Северный поток-1" стал реальностью. Другое дело, что выведенные в теории экономические показатели его деятельности оказались весьма далеки от реальности, а частые ремонты поставили под сомнение надежность нового маршрута по сравнению со "старой", но весьма исправно функционирующей украинской ГТС.

Кстати, еще в 2009-м на международном энергетическом форуме в Москве глава "Ростехнадзора" представил данные о количестве аварий на магистральных газопроводах России. Цифры колебались от 52 в 2001-м и 2003 г. до 26 — в 2008-м, и многие из этих аварий были признаны очень серьезными. В то же время в Украине произошло три аварии за семь лет, и ни одной очень серьезной. Но кремлевские мантры об "изношенности" украинской ГТС звучат до сих пор.

В истории борьбы с "Северным потоком-2" не обойтись без упоминания о Вашингтоне. Именно США и Польшу на Западе называют главными бенефициарами пусть и промежуточного, но все же важного предложения ЕС. Действительно, Варшава отчаянно боролась против планов "Газпрома", и польские правительственные чиновники (безусловно, вместе и параллельно с разноплановыми усилиями Украины) немало сделали, чтобы добиться поддержки ЕС и США, даже невзирая на обострение украино-польских отношений.

Появление соответствующих формулировок в американском санкционном законодательстве стало мощным ударом по планам "Газпрома", который немедленно обвинил Вашингтон в незаконном создании конкурентных преимуществ для экспорта собственного сжиженного газа. В этом контексте следует заметить, что заинтересованность США в экспорте значительных избытков сланцевого газа отрицать невозможно, однако ни по ценовым показателям, ни по уровню имеющейся инфраструктуры эти планы пока не могут стать реальностью.

Тем не менее, как заявили на состоявшейся на прошлой неделе в столице США конференции по вопросам энергетики в German Marshall Fund of the United States, правительство США все это время проводило консультации с европейскими партнерам с точки зрения новых российских газопроводов с тем, чтобы проводить скоординированную политику и, среди прочих целей, учесть интересы Украины. Очевидно, в ходе этих консультаций позиция Украины и Польши была принята во внимание, а также учтена точка зрения Словакии, которая может потерять транзитные платежи, и Дании, которая борется за экологию северных морей, результатом чего и стало упомянутое выше предложение Еврокомиссии. Его одобрение не требует консенсуса и может быть принято большинством голосов, в отличие от обсуждаемого ранее "мандата на переговоры" с РФ, о котором в Брюсселе говорили ранее.

Дополнительным фактором, сыгравшим в пользу Украины, стали, как ни странно, весьма противоречивые результаты выборов в Германии. В ходе сложных коалиционных переговоров, которые ведет фрау Меркель, выяснилось, что "зеленые" выступают категорически против "Северного потока-2" по экологическим соображениям, а также считают необходимой солидарность с восточными соседями по ЕС.

Брюссельские инсайдеры утверждают, что представленный проект директивы, фактически распространяющей на офшорные трубопроводы внутренние правила Третьего энергопакета ЕС, является тем компромиссом, который Ангела Меркель готова предложить партнерам по возможной коалиции. Формально его авторы ссылаются на утвержденные ранее планы ЕС по развитию возобновляемой энергетики, строительству интерконнекторов, особенно со странами Балтии, развитию LNG-терминалов и соответствующей инфраструктуры.

Однако по сути, как это обычно бывает в подобных случаях, за вполне обоснованными экономическими и экологическими расчетами стоят прагматичные политические интересы. И если для Германии распространение законодательства ЕС на "Северный поток-2" не означает отказ от строительства этого газопровода, а наоборот, улучшает реноме проекта, управление которым сможет взять на себя европейская компания, а доступ к трубе получат и независимые поставщики, то для "Газпрома" подобная ситуация неприемлема. Когда ЕС распространил Третий энергопакет на "Южный поток", РФ нашла путь через Турцию. Сложно сказать, найдет ли Москва свою "Турцию" на севере Европы, однако самое время вспомнить и о другом детище Путина — "Турецком потоке".

Когда в ходе визита в Анкару в 2014 г. Путин неожиданно для многих объявил об отказе от планов строительства "Южного потока" и вместо него предложил Эрдогану строить "Турецкий поток", этот проект ввиду его очевидной абсурдности рассматривался скорее как "операция прикрытия" (на которые Путин мастер) для "Северного потока-2". Однако реальность оказалась совершенно иной.

По состоянию на сегодняшний день именно "Турецкий поток" как ни один другой "поток" оказался близок к завершению, по крайней мере, в его первоначальном однониточном варианте. "Газпром" уже заявил об окончании строительства морского участка в российских территориальных водах и передал эстафету турецким партнерам, уложив на глубине 2171 м символическую трубу с нарисованными на ней флагами двух государств. Пока проложена одна нитка газопровода, однако за ней, и это уже не вызывает сомнений, последует и вторая. По первой трубе газ должен пойти в конце 2019 г., вторая, по словам руководителя проекта Italian Greek Interconnector Poseidon Элио Руджери, появится к 2023 г.

Когда в 2016 г. подписывались межправительственные турецко-российские соглашения, речь шла лишь об одной нитке, турецкая сторона обосновывала свой интерес к проекту "устранением транзитных стран", а Россия обещала Турции снижение цен. С тех пор ситуация де-юре осталась прежней, а де-факто изменилась. Тесная дружба Эрдогана и Путина воплотилась в строительство двух ниток, а о снижении цен… забыли.

Интерес Турции очевиден. На ее территории заканчивается строительство газопровода ТАНАП, по которому азербайджанский газ из месторождения Шах-Дениз-2 пойдет в Турцию и Европу. На границе Турции и ЕС эстафету подхватит Трансадриатический газопровод (ТАП), выведенный решением Еврокомиссии из-под действия Третьего энергопакета. В случае строительства двух ниток "Турецкого потока" столетие Республики в 2023 г. Турция встретит как настоящий газовый хаб европейского класса. К этой дате должна быть введена в эксплуатацию и первая атомная станция в Аккую, которую строит РФ, а также произойдет множество других важных событий.

В результате Украина потеряет 31 млрд кубометров транзита, а влияние РФ в ключевой стране региона многократно усилится. Вполне вероятно, что вследствие мощного давления и с Востока, и с Запада на Брюссель и Берлин "Северный поток-2" будет либо остановлен, либо как минимум отсрочен, что тоже можно считать грандиозным результатом с учетом неимоверных лоббистских усилий Москвы.

А вот "Турецкий поток" грозит превратиться в мину замедленного действия с точки зрения не только экологии Черного моря (ведь вся глубоководная часть трубы проходит по насыщенным сероводородом "мертвым" водам Черного моря), но и разрушительного политического влияния России на Турцию и Балканы (Сербия и Венгрия уже объявили о желании получать газ именно через "Турецкий поток", да и Болгария не против).

Кроме того, вторая ветка "Турецкого потока" вполне способна помешать строительству ТАП, что сделает приоритетный для ЕС Южный транспортный коридор бессмысленным. Инвестиционное решение по проекту IGI Poseidon должно быть принято в конце 2019 г., и хочется надеяться, что хотя бы к тому времени в европейских столицах осознают ту угрозу, которую несет обходной маневр Путина на юге Европы.

Для Украины крайне важно добиться принятия Европейским парламентом и Европейским советом проекта внесенной директивы, а также максимально отсрочить строительство как "Северного потока-2", так и второй нитки "Турецкого потока". "Газпром" уже заявил об отсрочке строительства "Северного потока-2" в связи с позицией Дании и теперь ищет возможности изменения маршрута. Однако конец прошлой недели принес еще одну любопытную новость. "Газпром", экономические показатели деятельности которого вызывают у инвесторов серьезные опасения, впервые упомянул в проспекте к евробондам о возможности разделения компании. Соответствующее решение может быть принято правительством РФ, однако оно, скорее всего, имеет лишь опосредованную связь с инвестиционными планами. Это может быть и попытка вывести "Газпром" из-под санкций, и смягчить решение Стокгольмского арбитража, и в каком-то смысле пойти навстречу требованиям ЕС об "анбандлинге". Ведь однажды "Газпром" уже продемонстрировал "гибкость", найдя компромисс с ЕК в контексте антимонопольного расследования 2011 г. Не исключено, что вскоре станет ясно, насколько изобретательны юристы "Газпрома" и его лоббисты в Европе в том, чтобы продолжать обманывать всех все время.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Жан Ковальчук Жан Ковальчук 18 листопада, 05:30 Не верится, что Германия упустит выгоду. Но выход есть. Условия транзита через территорию Украины могут стать более конкурентными, более интересными и более привлекательными. Нам неизбежно придётся оптимизировать условия транспортировки газа и отказаться от меньшего, чтобы не потерять большее. согласен 2 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно