Украинское правительство заждалось крупных иностранных инвесторов. О необходимости их привлечения неоднократно заявляли первые лица нашего государства. Не секрет, что наиболее лакомым кусочком для западного капитала является сфера добычи нефти и газа. Но даже в этой отрасли новые инвесторы в последние полгода не появились. Западные толстосумы ждут завершения начатой правительством Юлии Тимошенко реформы государственного управления в нефтегазовой сфере. Впрочем, инвестиционный климат в Украине формируется множеством факторов. О том, что мешает приходу западного капитала в нашу страну и о вариантах решения накопившихся проблем, — в интервью Виктора ДМИТРИЕВА, председателя правления «Ригал Петролеум Украина». Эта британская компания уже шесть лет работает в Украине и до сих пор является единственным крупным западным инвестором, решившимся вложить десятки миллионов долларов в разведку новых украинских газоконденсатных месторождений.
— Виктор Иванович, как рынок воспринял реформу государственного управления отраслью?
— Любая реформа всегда имеет и плюсы, и минусы. Даже если реформа направлена на перемены к лучшему, она создает определенную нестабильность. И это проблема, которой уже многие годы болеет Украина. Госкомитет по геологии то создают, то ликвидируют. Сейчас вот речь зашла о том, чтобы отобрать корпоративные права у НАК «Надра Украины». Все эти шатания и брожения вряд ли приведут к хорошему результату. Прежде всего, потому что в Украине различные структуры часто создаются под конкретную фамилию. А рынок хочет предсказуемости и прозрачности. Как минимум, компании должны знать, куда идти и к кому обращаться для решения своих проблем. Для западного инвестора очень важно быть уверенным, что если решение принято, то это надолго, а лучше — навсегда.
— Известна ли участникам рынка конечная цель проводимой сейчас реформы?
— Признаюсь, информация о целях реформы если и доходит до рынка, то очень скудная. До конца ни одна компания не знает, чего ожидать завтра. Я понимаю, что новая метла всегда метет по-новому, но конечная цель неизвестна. Не могу сказать, что это держится в тайне, но эта информация не публична. Можно, конечно, ориентироваться на постоянно провозглашаемые декларации. Но если серьезно, то результатов пока не видно.
— Компания «Ригал Петролеум» работает во многих странах мира. В связи с этим любопытно, насколько нынешняя структура управления отраслью в Украине отвечает международной практике?
— Сложно сравнивать. Начнем с того, что европейские стандарты управления любой отраслью сводятся к максимальному учету мнений участников рынка. В нашей же отрасли, наверное, лишь два монополиста — «Укрнафта» и «Укргазвидобування» — могут похвастаться тем, что правительство постоянно прислушивается к их мнению. Под них и создается национальный стандарт управления отраслью. Но если правительство провозгласило, что хочет видеть на рынке конкуренцию, что ожидает прихода крупных иностранных инвесторов, то нужно обеспечить участие абсолютно всех участников рынка в принятии государственных решений по регулированию отрасли.
Кроме того, если говорить о международных стандартах, нигде выдача лицензий и управление корпоративными правами не объединено в одной государственной структуре. В Украине именно такая ситуация. Получается, сами себе выдают лицензии. Структура, выдающая лицензии, должна существовать абсолютно независимо. Эта функция вообще не должна принадлежать какому-то министерству. Иначе сложно обеспечить принцип равноправия государственных и частных компаний на рынке. Каждый должен иметь возможность на открытом конкурсе подать свою заявку.
— Сейчас обсуждается возможность создания рабочей группы при Министерстве экологии, куда бы вошли представители добывающих компаний. На каком этапе решение этого вопроса?
— К сожалению, участники рынка в этом вопросе более инициативны, чем министерство. Такую рабочую группу можно и нужно создать. И в первую очередь от этого выигрывает государство. Например, в юридической сфере. Каждую компанию обслуживает какая-то юридическая фирма. Мы готовы оплачивать услуги лучших юристов, чтобы министерство учитывало все юридические составляющие того или иного решения. Это позволит избежать многих исков и напряженности на рынке. Но лучший способ избежать конфликтов — это принятие коллегиального решения. Очень важно, чтобы каждый мог высказать свое мнение, прежде чем решение на государственном уровне будет принято окончательно. Именно отсутствие стабильности — самое неприятное, что может быть на рынке.
Мы реализуем сразу несколько крупных инвестиционных проектов в Украине. Они рассчитаны на много лет вперед. И вот сейчас мы слышим, что после того, как рента уже один раз в этом году была повышена, этот вопрос может быть пересмотрен еще раз, и снова в сторону увеличения ренты. На мой взгляд, в этом нет никакой логики. А ведь мы в таком случае просто рискуем выйти в минус, и тогда реализация крупных проектов будет остановлена. А это труд, который занял у нас последние шесть лет. Я уверен, что этой ситуации не было бы если бы участники рынка имели возможность высказывать свои пожелания, к которым прислушивались бы в Кабинете министров. Абсолютно нормально, когда приходит новое правительство и хочет чего-то быстро достичь. Но позитивный результат возможен только в том случае, если будет использован шанс выслушать людей, которые давно работают на рынке.
— Известно, что в начале года многие крупные западные компании начали резервировать инвестиции для Украины. В том числе и в нефтегазовой отрасли. Но реальные деньги в нашу страну пока не идут. Как вы думаете, почему?
— Существенно ситуация в Украине пока не изменилась. Все продолжают ждать. Выполнения деклараций, заявленных в момент прихода нового правительства, пока не видно. Поэтому иностранные инвесторы ограничиваются подписанием ничего не обязывающих документов с правительством. Более предметно переговоры идут в том случае, если заходит о правительственных гарантиях под тот или иной проект. Но правительство не должно давать гарантии каждой компании, которая приходит в Украину. Такой гарантией может быть только стабильное законодательство и стабильная экономика. Это позволяет спокойно просчитать перспективность проекта на десять-двадцать лет вперед. Любая крупная компания, прежде чем прийти в новую для себя страну, оценивает политические риски. Они очень существенно влияют на конечный результат любого проекта. Инвесторы ждут стабильности.
— Если говорить более глобально, что вы можете сказать об изменении инвестиционного климата в Украине в первом полугодии?
— Если абстрагироваться от статистики, то в нашей отрасли пока ничего существенно не улучшилось. Но, с другой стороны, давать какие-либо однозначные оценки пока еще рано. В Украине, к сожалению, привыкли работать от выборов к выборам, которые влекут за собой обязательную смену правительства. Это очень опасно для инвестиционных проектов. Я думаю, что нужно дать правительству Юлии Тимошенко поработать как можно дольше. Пусть оно попытается достичь того, что было задекларировано в программе деятельности правительства. Тогда можно будет оценивать правильность выбранного пути. Очень не хотелось бы, чтобы после очередных выборов в нашей отрасли опять вместо министерства придумали комитет, снова началась очередная реформа в государственном управлении. Все это ведет к нестабильности. Если так будет происходить и дальше, Украина не будет привлекательной для зарубежных инвесторов.
Пока инвесторы ждут, они понимают, что всего и сразу требовать неправильно. Но нельзя ждать до бесконечности. Поэтому мы надеемся не только на понимание правительством наших проблем, но и на то, что это правительство сделает все необходимое для улучшения инвестиционного климата в Украине, чтобы иностранный инвестор чувствовал себя здесь комфортно.