Как обуздать бедность по-украински

03 ноября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 42, 3 ноября-10 ноября 2006г.
Отправить
Отправить

Сегодня у нас по крайней мере две хорошие новости — для семей с детьми и работающих пенсионеров. Н...

Сегодня у нас по крайней мере две хорошие новости — для семей с детьми и работающих пенсионеров. На фоне одном плохой — о повышении коммунальных тарифов

Пятого ноября около 150 тысяч работников системы органов труда и социальной политики будут отмечать свой профессиональный праздник — День работника социальной сферы. Пользуясь случаем, «ЗН» поинтересовалось у министра труда и социальной политики Михаила Папиева, каковы приоритеты, достижения и трудности в сфере обеспечения социальной защиты наших граждан.

— Михаил Николаевич, один из главных приоритетов деятельности правительства — борьба с бедностью. По каким показателям Министерство труда и социальной политики оценивает ее эффективность и учитывается ли при этом рост цен?

— Преодоление бедности — многоэтапный процесс, на протяжении которого изменяются задачи и уточняются критерии измерения бедности в соответствии с социально-экономическим развитием страны. Украина как одна из 191 государства — члена ООН взяла на себя обязательства войти в 2015 год, уничтожив наиболее острые проявления этого социального недуга. С 2001 года в нашей стране поэтапно реализуется Стратегия преодоления бедности.

В мире нет ни одной страны, преодолевшей бедность. Такие же стратегии утверждают и в США, и в Германии, и в других развитых странах. На первых двух этапах мы преодолевали проявления крайней бедности, то есть добивались улучшения условий жизни граждан, находившихся за чертой бедности, — некоторых категорий инвалидов, одиноких матерей и тому подобное.

Сейчас реализуется третий этап стратегии, рассчитанный на 2005—2009 годы. Речь идет о мероприятиях, направленных на повышение уровня занятости, развитие социального страхования, усовершенствование адресной социальной помощи, социальную поддержку семей с детьми и детей, лишенных родительской заботы. Кроме того, осуществляется постоянный мониторинг показателей бедности.

И здесь как раз время остановиться на конкретных измерениях бедности. Их оценивают по сложной формуле в соответствии с данными комплексного обследования состояния домохозяйств, которое регулярно осуществляется Госкомстатом. Если в 2001 году, например, черта бедности составляла 175 грн., а уровень бедности — 27,2%, то в 2005 году черта была установлена уже на пометке 365 грн., а уровень бедности при этом составлял 27,1%. Таким образом, повышается черта бедности в денежном измерении, а инфляционные процессы в нашем государстве учитываются непосредственно в измерении показателей бедности.

Мониторинг показателей бедности проводится и по критерию, определенному ООН для стран региона Центральной и Восточной Европы в размере 4,3 долл. США по паритету покупательной способности. По этому критерию уровень бедности в Украине в 2005 году составлял 1,3% против 3,2% в 2004-м и 11% — в 2001-м. Комплексно оценивая по разным критериям все изменения ситуации, можно сделать вывод, что они происходят в положительном направлении, и эта динамика сохранится и в следующем году.

Сейчас у нас вообще уникальная ситуация: бедность является проблемой и для работающих. По состоянию на июнь 2006 года, 814 тыс. граждан Украины была начислена зарплата ниже минимальной, установленной законодательством, а зарплата 2,76 млн. человек была меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц. На таких категориях граждан необходимо сосредоточить особое внимание. Именно поэтому премьер-министр Украины определил преодоление бедности среди работающих как один из основных приоритетов социальной политики на следующий год.

— Правда ли, что по инициативе Министерства труда и социальной политики все губернаторы получили от правительства предупреждения о необходимости погасить в регионах задолженности по выплате зарплат и пенсий и что в случае возникновения задолженности их отправят в отставку?

— Задолженность по заработной плате является одним из показателей, по которому правительство проводит мониторинг деятельности областных государственных администраций. По поручению премьер-министра 27 октября в Министерстве труда и социальной политики состоялась коллегия, на которой рассматривалось состояние ликвидации зарплатных долгов во всех регионах Украины.

Хуже всего ситуация в Харьковской, Николаевской, Кировоградской, Ивано-Франковской, Закарпатской областях и в городе Киеве, где с начала года не только не выполняется поручение президента и премьер-министра Украины о необходимости погасить до конца года задолженность по выплате зарплат на экономически активных предприятиях, но и, наоборот, долги растут.

Стыдно становится за Украину перед представителями африканских стран, которые на конференциях Международной организации труда спрашивают у меня, почему в европейской стране есть люди, которые находятся в худшей ситуации, чем рабы. Ведь в Украине более 300 тыс. граждан вообще не получают денег за свой труд.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере оплаты труда несут руководители соответствующих государственных администраций. Мы будем ставить вопрос о соответствии занимаемым постам тех из них, кто будет допускать в регионе ухудшение ситуации с долгами.

У нас все вопросы законодательного урегулирования этой проблемы решены. На 90% эта проблема носит в своей основе субъективный фактор. Я убежден: если будут консолидированы позиции по этому вопросу секретариата президента Украины и Кабинета министров, то до конца текущего года ликвидация задолженности по заработной плате на экономически активных предприятиях утратит свою актуальность.

— Смогло ли Министерство труда и социальной политики достойно ответить на вызов, связанный с ростом платы за газ, воду и электроэнергию для населения?

— Работа комиссии по проверке НАК «Нафтогаз Украины», НКРЭ дала возможность сделать вывод, что установленные этими организациями весной нынешнего года цены были завышены. Это касается как 414 грн. за тысячу кубометров газа для населения, так и 686 грн. на газ для предприятий теплокоммунэнерго.

Сейчас рассматриваются дополнительные механизмы социальной защиты населения в условиях роста цен, в частности, о внедрении дифференцированных тарифов в зависимости от норм и объемов потребления. Например, установление минимальной цены на газ для граждан, проживающих в квартирах площадью до 100 кв. метров. Далее уже нетрудно сделать расчет. По нашим обследованиям, около 90% семей вписываются в эти нормы. Для более обеспеченных газ будет стоить дороже. Не может государство субсидировать зажиточную жизнь и отпускать газ по ценам ниже себестоимости. Такая позиция, по моему мнению, была бы социально справедливой.

Ни одна украинская семья не будет платить за все жилищно-коммунальные услуги в пределах норм больше, чем 20% среднемесячного совокупного дохода. Программа жилищных субсидий в Украине одна из наилучших по социальной направленности. В других странах мира субсидируют или только тех, кто проживает в социальном жилье (то есть граждан, арендующих помещения у государства без права его приватизировать), или же, если жилищно-коммунальные платежи превышают 30% (или даже более) совокупного дохода семьи. И отнюдь не уместно апеллировать к более высоким доходам в этих странах, поскольку оплата жилья, как правило, съедает львиную долю этих доходов. В условиях мирового роста цен на энергоносители наши граждане будут чувствовать себя более защищенными.

— Государственный бюджет выдержит увеличение числа тех, кому потребуются жилищные субсидии?

— На сегодня по среднему показателю имеется 520 тыс. таких семей. Исходя из пессимистического для нас варианта, количество семей, у который есть основания для получения субсидий, увеличится до 1,6 млн. Все необходимые ассигнования в проекте бюджета 2007 года заложены.

Сам механизм защиты семей отработан. С просьбой назначить субсидию люди смогут обращаться в наши управления на местах в течение двух месяцев от даты повышения тарифов. Такое решение было принято для того, чтобы избежать лишнего ажиотажа и очередей в помещениях управлений труда и социальной защиты населения.

В связи с тем, что некоторые органы местного самоуправления решений о новых тарифах так и не одобрили, может сложиться ситуация, что в этом году количество семей, которым нужна субсидия, миллиона не достигнет. Обращаю ваше внимание еще на одно обстоятельство: кроме получающих субсидии, мы учитываем и другие категории граждан, получающих льготы, — их 8 млн. человек. Поэтому обработка дополнительного миллиона заявлений на получение субсидий нас не пугает, у нас существуют все условия для оперативного субсидирования населения.

— Могли бы вы поставить точку в слухах о дальнейшей судьбе выплат при рождении ребенка в размере 8,5 тыс. гривен?

— В 2007 году помощь при рождении ребенка будет выплачиваться в размере восьми с половиной тысяч гривен всем украинским семьям независимо от их доходов.

Шум вокруг этой темы носил сугубо политический характер. Поскольку семьи с совокупным доходом свыше 5 тыс. гривен в месяц в 2006 году даже не обращались к нам по поводу получения этой помощи. В следующем году, по нашим подсчетам, в эти параметры вписались бы около 430 тыс. семей, и не вложились бы только около одного процента семей по всей Украине.

Похожая ситуация и с работающими пенсионерами. Я думаю, что Верховная Рада отменит ограничения пенсий для этой категории граждан. Хотя, на мой взгляд, это тоже неправильно. 95% работающих пенсионеров получают пенсии до 760 гривен на месяц. И если мы примем решение в пользу 5% работающих пенсионеров, то где тогда социальная справедливость?

— Завершим тему единовременного пособия при рождении ребенка. По вашему мнению, выполнила ли эта выплата свою главную функцию — стимулировать рождаемость в Украине?

— Существует определенная инерция демографических процессов, поэтому делать вывод, насколько увеличение единовременного пособия повлияло на рост рождаемости, можно будет не ранее чем через пять лет. По моему мнению, только социальными выплатами решить проблему рождаемости невозможно. Это комплексная проблема, проблема общественной ментальности, я бы даже сказал, вопрос религиозности граждан. Если не решить вопросы предоставления беспроцентных долгосрочных кредитов для приобретения жилья молодым семьям, проблему трудовой миграции (а это около 2,5 млн. преимущественно молодых активных людей), если не обеспечить обязательного трудоустройства молодых специалистов на первое рабочее место, как это было раньше, — на серьезный рост рождаемости в Украине нечего и надеяться.

— Проект бюджета на следующий год критикуют именно за социальную составляющую. Есть ли надежды на качественный прорыв в социальной сфере?

— Правительство поставило перед собой задачу: обеспечить соблюдение социальных гарантий, создать действенный механизм трансформации экономических показателей в показатели социальные, инициировать социальный диалог — прежде всего с представителями бизнеса. Минтруда является визитной карточкой Кабинета министров, ведь именно по тому, насколько эффективно мы сможем внедрять социальные программы, наши граждане смогут судить об эффективности работы правительства в целом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК