Днепропетровщина всегда отличалась от других регионов Украины стабильно высокой стоимостью бензина и дизтоплива, причем на всех 307 АЗС области были установлены единые цены. Дело в том, что в свое время при формировании сети АЗС в области не были учтены некоторые нюансы антимонопольного законодательства. В результате контроль над большей частью автозаправок был сконцентрирован в руках одной бизнес-группы.
На резкое повышение стоимости нефти на мировом рынке в Украине первыми откликнулись днепропетровцы, сумевшие до середины мая поднять цену бензина марки АИ-95 с 2,30 до 2,80 грн. за литр. К началу июня это же топливо стоило уже 3,50 грн., но не везде. Примерно 80% АЗС стали продавать АИ-92 и АИ-95 по талонам, а кое-где — по безналичному расчету.
Как известно, резкое подорожание топлива по всей Украине стало причиной подписания меморандума между Кабмином и четырьмя ведущими компаниями —операторами рынка нефти и нефтепродуктов — «ТНК-Украина», «Лукойл-Украина», «Укртатнафта» и «НК «Альянс-Украина» о фиксированной цене на высокооктановое топливо марки АИ-95 — 2,90 грн.
Кнутом…
Днепропетровские нефтетрейдеры «Лидер», «Альфа-Днепр», «Укртатнафта-Восток», «Олимп», мягко говоря, проигнорировали меморандум и как ни в чем ни бывало продолжали реализовывать АИ-95 по талонам. Этой же политики стали придерживаться компании «Авиас», ПТФ «Авиас», «Водограй», «Алмаз», «Оптима-трейд» и «Юкон-сервис Плюс», вывесив на своих прайс-указателях огромные нули. К слову, вышеназванные предприятия реализуют светлые нефтепродукты на 50% АЗС Днепропетровска. Не испугала бензиновых королей и начатая 17 мая сотрудниками УМВД в Днепропетровской области операция «Октан», в ходе которой уже проверили 108 фирм, реализующих нефтепродукты, и возбудили 15 уголовных дел, составили 58 административных протоколов. Правда, власти Кривого Рога, Днепродзержинска и даже маленького Першотравенска сумели найти общий язык с хозяевами бензоколонок и АИ-95 за 2,90 таки стал продаваться там без проблем.
Но в Днепропетровске к середине июня все оставалось по-прежнему. Тогда облгосадминистрация применила испытанный метод: многочисленная армия проверяющих «оккупировала» непокорные АЗС. И, разумеется, выявила разного рода нарушения — несоблюдение налогового законодательства, требований земельного законодательства, противопожарной безопасности, метрологических норм и правил. Кроме того, на главных закоперщиков — «Олимп» и «Лидер» 11 июня в Хозяйственный суд был направлен иск днепропетровского межрайонного прокурора. Оказывается, АЗС этих структур не имеют соответствующих разрешений природоохранного прокурора. Вдобавок Днепропетровское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета начало расследование деятельности вышеназванных компаний по подозрению в антиконкурентных согласованных действиях. Больно ударила и облгосадминистрация, заявив, что к непокорным фирмам будут применяться самые жесткие меры — от увеличения налога на землю до отключения электроэнергии.
Тотальный «наезд» принес свои плоды: одна за другой АЗС стали «вывешивать белые флаги». Уже в начале минувшей недели часть автозаправок области дружно продавала АИ-95 и АИ-92 по ценам 2,90 и 2,70 грн. соответственно.
...и пряником
Чтобы подсластить пилюлю, облгосадминистрация инициировала подписание меморандума местного значения. 17 июня его подписали ведущие операторы нефтерынка области: все те же фирмы «Олимп», «Лидер», «Укртатнафта-Восток», «Нефтек-ойл», «НТК», «Веста-сервис». Меморандум декларирует согласованные действия областных властей и трейдеров, работающих на днепропетровском рынке нефтепродуктов. Согласно меморандуму, власти обязуются обсуждать с участниками рынка принимаемые регуляторные акты, а трейдеры, со своей стороны, поддерживать цены на бензин на среднеукраинском уровне.
Кроме того, трейдеры обязуются заранее информировать облгосадминистрацию об изменениях цен на бензин, а власти обещают оказывать всяческое содействие нефтетрейдерам при открытии новых автозаправочных станций в регионе, в частности, предлагается отменить существующий в Днепропетровске мораторий на строительство АЗС.
Тем не менее, «зеленый свет» в первую очередь получат предприятия компаний «Лукойл» и «Альянс», которым до топливного кризиса вход в область был заблокирован. Мэров Днепропетровска, Днепродзержинска, Кривого Рога, Никополя и Павлограда уже обязали в месячный срок провести конкурсы по выделению земельных участков для строительства АЗС этих фирм. «Привлечение на рынок нефтепродуктов области других операторов позволит не зависеть от основных поставщиков кременчугского завода и увеличит конкуренцию», —заявил начальник управления по вопросам предпринимательства и регуляторной политики ОГА Олег Кужман.
Однако из поля зрения многочисленных проверяющих странным образом выпал крупнейший нефтетрейдер нескольких регионов Украины — «Сентоза-ойл», имеющий самое непосредственное отношение к «Приватбанку». Собственно именно «Сентоза» долгое время «заказывала музыку» цен на топливо в области. Губернатор Днепропетровщины Владимир Яцуба 14 июня провел рабочую встречу с председателем наблюдательного совета банка Игорем Коломойским. Судя по заявлению И. Коломойского, стороны достигли определенного консенсуса. Впрочем, по мнению председателя наблюдательного совета «Приватбанка», «хотя Кабмин и четыре оператора нефтерынка подписали меморандум, это ситуация временная». И.Коломойский вдобавок спрогнозировал увеличение цен на дизтопливо и бензин марки А-80. К слову, упомянутая марка бензина сейчас на десять копеек дешевле солярки.