В пылу политических баталий как-то незаметно для отечественных СМИ прошло заявление Счетной палаты о финансовом положении НАК «Нафтогаз Украины». Впрочем, сложности птичьего языка бухгалтерского учета вряд ли могут сравниться с решениями Конституционного суда по дате проведения выборов или похождениями украинского министра в Германии. Вместе с тем, по данным «ЗН», выводы украинских аудиторов достаточно серьезно всколыхнули западных инвесторов и банкиров, имеющих финансовый интерес в украинском нефтегазовом монополисте.
Большинство опрошенных «ЗН» экспертов отметили традиционность выводов аудиторов Счетной палаты (СП): проверяемый объект финансово несостоятелен, и финал уже близок. Вместе с тем политологи не исключают, что «Нафтогаз» в который раз стал заложником политических баталий между Кабмином и секретариатом президента, где победителей, по украинской народной традиции, уже не только не судят, но и не осуждают. НАК сочла оценочные суждения Счетной палаты надуманными, манипулирующими бухгалтерскими данными и наносящими вред интересам компании и государства. Впрочем, западные инвесторы, с которыми успело пообщаться «ЗН», придерживаются противоположной точки зрения. В попытке разобраться в сложившейся ситуации «ЗН» обратилось за разъяснениями к Юрию КОЛБУШКИНУ, заместителю председателя правления НАК «Нафтогаз Украины», отвечающему за финансово-экономический блок.
— Юрий Петрович, вы курируете всю финансово-экономическую деятельность НАК «Нафтогаз Украины». Почему ваша компания официально заявила о манипулятивности заявления Счетной палаты?
— Деятельность НАК «Нафтогаз Украины» достаточно сложная с финансовой точки зрения. Непосвященному разобраться в ней непросто. Аудиторы Счетной палаты в течение месяца пытались проанализировать три достаточно неоднозначных периода 2006—2008 годов. По сути, НАК только с апреля 2008 года снова начала полноценно функционировать на рынке. И проводить параллели всех трех лет, по моему мнению, не совсем корректно. Видимо, до конца не разобрались.
— В какие числа и за какой период деятельности НАК «Нафтогаз Украины» Счетная палата проводила последний аудит? Вы лично видели отчет аудиторов?
— Проверка проводилась в течение февраля 2009 года за период 2006—2007 годов и девять месяцев 2008-го.
В последний раз аудиторы из Счетной палаты приходили в НАК в 2006 году, а целью их визита была проверка взаимоотношений НАК «Нафтогаз Украины» с «РосУкрЭнерго». После этого никаких просьб от этой организации к компании до последней проверки не поступало. Что выглядит весьма странно.
Я знаком с полным отчетом Счетной палаты, выводами и рекомендациями. У нас есть свои замечания к ним.
— По итогам аудита Счетная палата Украины заявила, что в финансовом плане Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» на 2009 год заложен дефицит в размере 6,1 млрд. грн. Действительно ли этот дефицит был запрограммирован, если учесть, как считает СП, что дотации предусмотрены только в объеме 1,6 млрд. грн.?
— Действительно, в Законе Украины «О государственном бюджете на 2009 год» предусмотрена дотация в размере 1,6 млрд. грн. В то же время, исходя из фактического объема полученного и потребленного импортного газа, в финансовом плане компании на 2009 год, утвержденном Кабинетом министров, предусмотрена компенсация разницы в тарифах между ценой полученного и реализованного импортного газа в сумме 7,7 млрд. грн.
Формально Счетная палата может заявить о том, что в Госбюджет не внесены изменения относительно компенсации «Нафтогазу», поскольку антикризисные законопроекты Кабмина не были проголосованы Верховной Радой. Однако есть постановление правительства от 11 марта текущего года о компенсации НАК «Нафтогаз Украины» недостающих финансовых средств.
— Действительно ли финплан «Нафтогаза» был утвержден без баланса газа Украины на 2009 год?
— Баланс газа Украины на 2009 год был передан в Кабинет министров сразу же после утверждения финплана НАКа. Такая последовательность предусмотрена процедурой подготовки и представления данного документа. Могу только сказать, что, согласно нашим расчетам, объем импортного газа в текущем году должен составить 33 млрд. кубометров, а внутренняя добыча — 20,6 млрд. кубометров.
— Как вы считаете, какие основания есть у Счетной палаты заявлять, что «финансово-хозяйственная деятельность «Нафтогаза» носит закрытый и непрозрачный характер, а информация о финансовом положении госхолдинга и его внешнеэкономических связях противоречива»?
— С полной ответственностью хочу заявить, что НАК «Нафтогаз Украины» сегодня является самой прозрачной и открытой государственной компанией в стране. Еще с 2004 года «Нафтогаз» ежегодно проходит бухгалтерский аудит по международным стандартам, проводимый компанией Ernst&Young, а отчеты размещаются на официальном сайте компании и с ними могут ознакомиться все желающие. Помимо этого, деятельность госкомпании постоянно проверяют аудиторы правительственных и парламентских контролирующих органов. Поэтому говорить о ее «закрытости и непрозрачности» не приходится.
К примеру, какая еще из государственных корпораций столь детально раскрывает данные о движении товара (газа), оплате его растаможивания, движении финансовых средств, о финансовом плане, расчетах с бюджетом и т.п. Не говоря уж о содержании внешнеэкономических контрактов, которые, к моему большому сожалению, регулярно раскрываются в Интернете.
А если кому-то захотелось сделать дешевый PR, наносящий прямой вред государству, и получить сомнительные дивиденды от этого, то пусть это останется на его совести. История все расставит по своим местам.
— Аудиторы утверждают, что «платежеспособность компании зависит от внешних финансовых источников», а финансовая устойчивость, рентабельность и темпы экономического роста НАК являются достаточно низкими. Действительно ли «в последние годы финансово-хозяйственная политика НАК основывалась на привлечении кредитов», как констатируют в СП?
— Давайте для ответа на этот вопрос обратимся к мировому опыту ведения бизнеса. Все известные крупные холдинговые компании с мировым именем работают за счет привлечения кредитов. НАК «Нафтогаз Украины» — не исключение. Нехватка оборотных средств, вызванная несвоевременными и на низком уровне расчетами за газ, да еще помноженная на разницу в цене покупки импортного газа и его реализации отдельным категориям потребителей внутри страны, заставляет компанию идти на эти шаги.
При этом в отчете Счетной палаты указано, что стабильность и прибыльность деятельности компании зависит от цен и тарифов, утверждаемых НКРЭ на отдельные виды деятельности, от дополнительных внешних источников финансирования, приоритетности деятельности на рынке сбыта природного газа. При этом сохранение рентабельности и недопущение убыточности деятельности «Нафтогаза» требует существенного увеличения цен и тарифов, что обязательно приведет к резкому ухудшению материального положения большей части населения Украины. А поскольку мы являемся социально ориентированной госкомпанией, нам приходится прибегать к столь серьезным финансовым заимствованиям.
— Действительно ли на сегодняшний день задолженность НАКа по кредитам превышает 35 млрд. грн.? Кроме того, Счетная палата оценивает потребности НАК «Нафтогаз Украины» в средствах на 2009 год для погашения кредитов по договорам, срок действия которых истекает в этом году, и процентов по этим кредитам почти в 17,5 млрд. грн. Это так? Где НАК возьмет на это средства? Снова будет брать кредиты? Или есть другие варианты?
— Любые взаимоотношения компании с кредиторами — это святая святых и являются коммерческой тайной. Об этом мы уже официально заявили. У нас достаточно резервов для того, чтобы выполнить все свои обязательства перед иностранными инвесторами и кредиторами.
— Аудиторы также отмечают, что газовые контракты заключались в большинстве случаев без достаточного экономического обоснования, а деятельность на газовом рынке Украины таких посреднических структур, как RosUkrEnergo AG и ЗАО «УкрГаз-Энерго» (УГЭ), привела к переплате отечественными потребителями за потребленный только в 2007 году газ около 2,3 млрд. грн. При этом текущая задолженность RosUkrEnergo на начало 2009 года перед «Нафтогазом» составляла 170,6 млн. долл. и до сих пор не погашена. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Давайте исходить из того, что с 2006 года постоянно изменялась схема поставок газа как в Украину, так и внутренним потребителям. В начале 2006-го поставщиком было RosUkrEnergo, а в апреле того же года и до 2008 года — «УкрГаз-Энерго». При этом наиболее платежеспособный сегмент — промышленность — находился под контролем «УкрГаз-Энерго», а НАК была вынуждена поставлять газ менее привлекательным секторам — теплокоммунэнерго и населению.
Не стоит забывать и о ценовой политике. Как правильно указано в отчете Счетной палаты, цена полученного от «УкрГаз-Энерго» газа в конце 2006 года составляла для «Нафтогаза» 108 долл. за тысячу кубометров, что на 13 долл. превышает заявленную РУЭ цену. В 2007 году НАК получала газ от УГЭ по 139,01 долл. при заявленной цене 130 долл. за тысячу кубометров.
В 2008 году ситуация кардинально изменилась. Мы постепенно вышли из замкнутого круга посредников, вернули поставки газа промышленности, прямые контракты с «Газпромом». Но невозможно за столь короткий период решить те проблемы, которые накапливались годами. Мы работаем.
От редакции. Мы приглашаем и Счетную палату Украины обосновать свои заявления в отношении НАК «Нафтогаз Украины».