Энергорынок "на ручнике"

6 декабря, 2019, 17:28 Распечатать Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря

Скандальную "поправку Геруса" Верховная Рада отменила, но оставила возможность Кабмину ее обходить, а регулятору — ограничивать цены. И это рынок электрической энергии?!

© Pixabay

Верховная Рада во втором чтении и в целом в среду, 4 декабря, проголосовала за законопроект №2233 о внесении изменений в Закон "О рынке электрической энергии". Голоса "за" отдали 274 народных депутата, 233 из которых представляют пропрезидентскую фракцию.

Народные избранники сосредоточились на так называемой поправке Геруса, в результате принятия которой еще при первом чтении названного законопроекта в украинскую объединенную энергосистему (ОЭС) хлынула российская электроэнергия. Причем, как объясняли в ходе заседания, необходимость в импорте электроэнергии к моменту второго чтения законопроекта №2233 практически исчезла. Поэтому с чистой совестью депутаты приняли очередную поправку, запрещающую двусторонние импортные контракты без позволения на то регулирующих органов.

Автор разрешительной поправки, глава парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус убеждал, что в ней сейчас нет необходимости. Но энергосистемы Украины и РФ по-прежнему соединены…

Основные моменты законодательно утвержденных поправок.

Запрет двусторонних контрактов на импорт электроэнергии (из РФ). Как уже сказано, согласно документу запрещается, в частности, продажа и/или поставки электроэнергии, импортируемой из Российской Федерации, по двусторонним договорам и на внутрисуточном рынке.

Но изюминка состоит в том, что одновременно депутаты оставили за Кабинетом министров право… отменять запрет. Временно, на случай необходимости. И определять срок возобновления действия запрета на импорт. Правда, элегантно? Только никак не рыночно. Это по сути "ручное" регулирование импорта, да и экспорта заодно.

И здесь интересный момент: как быть с Бурштынским энергоостровом, который тоненьким ручейком связывает часть энергосистемы Украины с Европой? И контролирует эту связь компания Рината Ахметова. Энергоостров так и оставят в руках Ахметова? Почему-то депутаты об этом не особо кричали…

Пропускная способность и полномочия регулятора. Это следующая изюминка указанного закона. Электроэнергия не может бесконтрольно экспортироваться и импортироваться. Для этого желающие должны выкупить у оператора энергосистемы (то есть у "Укрэнерго") планируемые мощности. Проще говоря, если тебе не хватает для обеспечения контрактов, скажем, 10 кВт электроэнергии, ты обязан ее закупить на… аукционе, где пальму первенства держит самая дорогая "зеленая" энергетика. "Энергоатому" с его копеечной энергией отвели максимум 15-процентную долю на свободном рынке, остальное он, как и гидрогенерация, обязан поставлять для обеспечения нужд прежде всего населения.

Но "зеленых" не тронули, видимо, рука не поднялась: как платили им даже за необязательно необходимую электроэнергию, так и будут платить. За счет тех же "Энергоатома" и "Укргидроэнерго".

Депутаты уполномочили регулятора (к нему еще вернемся) до конца декабря 2020-го ограничивать доступную пропускную способность, распределяемую на суточных и месячных аукционах, в части межгосударственных связей между Украиной и государствами, которые не являются сторонами Энергетического сообщества. То есть с бывшими республиками Союза?

Согласно решению парламентариев регулятор — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) — теперь также имеет право аннулировать результаты годового аукциона, на котором распределена пропускная способность на 2020 г. в части межгосударственных связей между Украиной и государствами, не являющимися сторонами Энергетического сообщества. В таком случае должны быть возмещены средства, уплаченные за распределенную пропускную способность.

Теперь подробнее о регуляторе. Возложив столь важные полномочия на регулятора, парламентарии не забыли, что согласно решению Конституционного суда по сути Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, является незаконной. Поэтому 5 декабря Верховная Рада одобрила в первом чтении законопроект №2490-1, направленный на приведение деятельности регулятора в соответствие с требованиями Конституции Украины. Хотя на рынке говорят, что все это понадобилось, чтобы в регуляторе были "свои" люди. Это решение поддержали 262 народных избранника.

Зачем торопиться с регулятором? Не говоря о других аспектах (например, установление цен на транспортировку тому же "Газпрому" и согражданам), достаточно отметить, что именно НКРЭКУ должна сначала утвердить законность операторов транспортировки газа и электроэнергии. Со своей стороны, оба претендента в максимально сжатые сроки подготовили требуемые документы для сертификации регулятором и Энергетическим сообществом. И теперь только ждут, когда же НКРЭКУ даст добро, а за ней — и Секретариат Энергетического сообщества. Надеюсь, они успеют в срок, несмотря на недавнюю масштабную ротацию в Нацкомиссии (или благодаря ей?).

Но вернемся к основным аспектам законопроекта №2233.

Предельняя нижняя цена. В принятом 4 декабря документе указано, что со дня начала функционирования рынка на сутки вперед и до 31 декабря 2019-го включительно предельная нижняя граница обязательной продажи электроэнергии производителями на этом рынке не может быть меньше 10% их месячного объема продаж электроэнергии в соответствии с правилами рынка. Вот как грамотно: сначала все ограничили, а теперь еще и обязали. Это по-нашему, по-рыночному…

При этом с 1 января 2020-го до 31 декабря 2025-го включительно предельная нижняя граница обязательного месячного объема продаж электроэнергии производителями и импортерами на рынке на сутки вперед не может быть меньше 15% их месячного объема продаж электроэнергии в соответствии с правилами рынка. Чем не рынок на ближайшие пять лет?

Предельные цены. В случае существенного колебания цен на рынке на сутки вперед, внутрисуточном и балансирующем рынках и в соответствии с методикой, определенной регулятором, НКРЭКУ имеет право устанавливать предельные цены на рынке на сутки вперед, внутрисуточном и балансирующем рынках для каждой торговой зоны с соответствующим обоснованием.

Уровень предельных цен должен влиять на формирование свободной цены минимальным образом. Предельные цены устанавливаются регулятором после консультаций с Антимонопольным комитетом Украины. По мнению идеологов законопроекта, это также должно сдержать рост цен на электроэнергию для населения.

Представляя законопроект, Андрей Герус пояснил необходимость своей поправки улучшением конкуренции на электроэнергетическом рынке страны, что может привести к снижению цены на электроэнергию для промышленных потребителей.

Откуда же возьмется "свободная" минимальная цена (надо понимать, рыночная цена), если о ней со всех сторон так пекутся? Да еще и вразнобой? И что в итоге получит население?..

На парламентском заседании не раз звучало, что комитет, возглавляемый Андреем Герусом, "принимает решения кучкой приближенных депутатов, а голоса остальных не учитываются". В принципе, в ТЭКовском (и не только) комитете Верховной Рады практически всегда так было, так что не стоит удивляться. Другое дело, что надо учиться отстаивать свою точку зрения. Например, как Герус, — назначать заседание комитета в последнюю минуту, не указывая места встречи.

Из предыстории. Верховная Рада Украины 18 сентября одобрила поправку народного депутата Андрея Геруса в Закон Украины "О рынке электрической энергии", разрешив покупать по двусторонним договорам электроэнергию у стран, которые не являются членами Европейского Энергетического сообщества. Как утверждал автор поправки Герус, импорт должен был осуществляться из Беларуси. Однако с 1 октября начался импорт электроэнергии из России, который в ноябре вырос втрое по сравнению с октябрем и занял 15% украинского рынка. В результате останавливаются украинские ТЭС и шахты.

Кстати, о ТЭС и угле. Андрей Герус сообщил в ходе обсуждения ко второму чтению законопроекта №2233, что проблема с углем марки "А" (антрацитный) действительно существует, и многие ТЭС и ТЭЦ вынуждены использовать альтернативное топливо, то есть в основном природный газ. По словам Геруса, переговоры о поставках угля марки "А" и газа ведутся, но это непростой политический вопрос, так как оба эти энергоносителя в основном российского происхождения.

Но что касается регулирования внутренних цен на электрическую энергию, законопроект №2233 уже все определил.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Петр Борисович Петр Борисович 9 грудня, 06:49 На выходе имеем – около 400 поставщиков, имеющих лицензии на закупки э/э у производителей и на биржевых сегментах рынка с последующей поставкой конечным потребителям э/э (миллионы бытовых потребителей и сотни тысяч бытовых потребителей). На входе – две монополии, сегодня обеспечивающие 80-85% всей потребности в электричестве страны, но способные и все 100% покрыть. В серединке (на бирже – одно государственное предприятие, занимающее монопольное положение, продающего около 50% всей э/э на РСВ). Плюс супер пупер эксклюзив для ВИЭ по тарифам (космические в 2-3 раза выше, чем в Европе и в 2-7 раз ниже, чем в мире) и по условиям продаж (должны выкупит все или заплатить за все; без ответственности за энерго-небалансы и возмущениях в системе). Без ручника пока тут никак. Пока главное не выпустить рычаг из правильных рук, не сдать его как было уже почти 15 лет в руки частного «немонополиста», который намеревается отсечь импорт, раздражающий ценами, существенно ниже, чем хочется ему, и не позволять и далее экспорт э/э другим производителям и поставщикам (только себе любимому). Наверное, чтобы снять с ручника, убрать ручник надо бы увеличить количество генерирующих объектов, в том числе путем добровольного (либо понудительного) разделения трех генераций (одной частной и двух государственных) на 4-5-7 субъектов каждую. Наверное, ест смысл, новые хозяйствующие объекты тепловой генерации отделить от слияния в вертикально-интегрированной идиллии с топливной составляющей, чтобы был и рынок генераций и рынок угля в стране. Ну и с супер пупер ВИЭ в бедной стране пора бы навести порядок и запустить процессы адекватного ценообразования и рыночные механизмы (аукционы, как во всем мире, равную конкуренцию с другими генерациями, как в США, препятствованию кратно завышенным потерям потребителей, как в Испании), иначе выглядим перед всем разумным миром очень неадекватно. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться Петр Борисович Петр Борисович 11 грудня, 06:25 Прошу прощения за неточности (описки), поправляюсь: сотни тысяч небытовых потребителей электроэнергии в Украине; космические тарифы на электроэнергию ВИЭ в Украине в 2-7 разы выше, чем в мире. И по сути статьи хочется ещё немного добавить. Поправки «Геруса» на объемы производства э/э в Украине, на возможности экспорта избытков дешевой невостребованной э/э от АЭС Украины никак почти не влияют, а вот как «катализатор разгрузки (снижения)» цены э/э для конечных потребителей очень даже сработали. Может они не дали заработать больше генерациям, зато спасли потребителя от ценовой эскалации на электроэнергию, за которой снижение конкурентоспособности, доходов и рабочих мест на предприятиях Украины. Возможности государства регулировать (а не диктовать и заставлять) в рыночной экономике признается в подавляющем количестве стран мира, особенно в такой отрасли, как энергетика. Основная проблема нашего электрического рынка в монополизации производителей э/э, когда одной государственной компании (ЭА) принадлежит 55% общего объема производства э/э (и её за это «доят» уже 15 лет в пользу частно(олигархо)-чиновнического «партнерства»), другой частной компании (ДТЭК) принадлежит 25% и в условиях, когда государство своими ПСО выключила ЭА (свою государственную компанию) с двухсторонних договоров с небытовыми потребителями, существенно ограничило на биржевых сегментах, то определяющим становится влияние ДТЭК на формирование цены, которое можно регулировать только импортом. А.Герус с его поправками действовал и действует в интересах потребителей, которых в сотни тысяч раз больше, которые дают рабочих мест в тысячи раз больше и влияют на рост экономики в (ВВП) в десятки раз больше, чем генерации. Ну так и электроэнергетика и рынок электроэнергетики существуют благодаря и для потребителей электроэнергии, а не для олигархов, нуворишей-собственников ВИЭ с их «инвесторами» и не для спасения человечества планеты Земля от СО2 за счет благосостояния граждан самой бедной страны Европы. согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1277, 11 января-17 января Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно