«…ничто не изменится к лучшему в нашем доме, да и во всяком
другом доме, до тех пор, пока не усмирите этих певцов».
М.Булгаков, «Собачье сердце»
«Разруха не в клозетах, а в головах»
Сегодня только ленивый не говорит об энергетическом кризисе. Забавно, что вообще-то говоря это явление не имеет объективных оснований. В Украине есть избыточные мощности электростанций, трудовые и природные ресурсы (собственные разведанные запасы энергоносителей), существует предложение любых видов энергоресурсов на региональном рынке. Отсутствует только возможность приобретения энергоносителей — из-за кризиса платежей.
Экономический кризис в энергетике Украины начался при переходе от социалистических, бросовых цен на энергоносители к мировым. Именно тогда было положено начало бартеризации, вексельным и другим суррогатным расчетам, которые дали старт неплатежам. Суррогатные деньги и неплатежи позже охватили всю экономику, бумерангом ударив по энергетике.
Девять лет реформирования украинского ТЭК создали новую устойчивую форму экономических взаимоотношений под названием «суррогатный энергорынок». Это образование до прошлого года представляло собой отдельные сегменты рынка газа, электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и угля, которые через институт посредников (энерготрейдеров) работали на конкретных олигархов, кланы и группировки, принося им сверхприбыли. В зависимости от «веяний реформ», исходящих от очередного куратора энергосектора в Кабмине и проводящего очередной передел энергорынка, вырабатывалась определенная экономическая специализация на этих сегментах: «взаимозачетчики», вексельные «дисконтщики», «давальцы», «переуступщики долга», всякого рода «льготники-неприкасаемые» и многоступенчатые «бартерщики». На этих «грядках» и выросла большая часть крупных и не очень олигархов, которые сегодня присутствуют во власти и вне ее. Не от работников управлений и секторов КМ, а именно от руководителя (премьер-министра, первого вице-, или просто вице-) зависела направленность постановлений правительства, затрагивающих как сам ТЭК, так и промышленность (особенно металлургию и химическую), сельское хозяйство, транспорт, население.
Отсутствие прозрачности, широкое использование денежных суррогатов и «теневых» схем, консервация неплатежей, возможность использования несовершенства правового поля на энергорынке для того, чтобы не возвращать собранные у потребителей деньги, привели ТЭК к предкатастрофическому состоянию.
ТЭК стал беспроцентным кредитором всей экономики Украины, более того, зачастую просто спонсором. Большая часть экспортной продукции стала «конкурентоспособной» лишь благодаря неполной оплате энергетической составляющей себестоимости продукции, что позволяло работать на экспорт даже изначально нерентабельным предприятиям.
За правильными словами — скудные результаты
В конце минувшего года новое правительство сделало некоторые и далеко не бесспорные шаги по наведению порядка на энергорынке. Но вскоре реформы застопорились. Предыдущая многолетняя борьба на энергорынке и сегодняшнее олигархическое противостояние за право работать по старинке показывают, что на нем есть, что делить. Потому желающих «уходить по собственному желанию» не видно. Создание правительства реформаторов поначалу дало надежду на перемены в ТЭК, но сегодня надежда начинает таять. Реформам мешает даже не столько сопротивление олигархов, сколько отсутствие единых взглядов на реформы в самом правительстве и недостаточная поддержка реформ другими ветвями власти. Непонимание стратегии и конкретных шагов правительства широкой общественностью, непродуманность отдельных решений при упрямом их отстаивании создают впечатление глухого тупика.
Тем более что решать приходиться проблемы, копившиеся годами. Положительные тенденции налицо, но общий результат не впечатляет. Проведено несколько скромных (по размаху торговли) аукционов энергоносителей. Хотя сам факт их организации и проведения является шагом вперед. Несколько вырос и уровень денежной оплаты за потребленный природный газ. Впрочем, несанкционированный отбор транзитного газа продолжается.
Состояние расчетов областных энергоснабжающих компаний с Оптовым рынком электроэнергии (ОРЭ) по-прежнему неудовлетворительно. Хотя существенно увеличился сбор денег с государственных облэнерго, но общая задолженность с начала года выросла наполовину.
Отключение предприятий-должников от энергоснабжения практически прекратилось (42% должников продолжают работать). Превышены лимиты электропотребления 11 областями (некоторыми до 80 %).
Низким остается уровень денежных расчетов с ОРЭ приватизированных облэнерго (от 4,7% ОАО «Луганскоблэнерго» ) — ни одно из «лекарств» правительства на них серьезно не подействовало. Любопытно, что недавно, правительство, исчерпав все формы госвоздействия на приватизированные облэнерго, обратилось к Президенту за помощью в решении вопроса сбора с них денег. Это болезненный симптом — исполнительная власть «теряет лицо». Имея полный арсенал воздействия на олигархов (от налоговых до правоохранительных), получающих весомую ренту с государственных финансовых потоков, оно расписалась в собственной беспомощности. В связи с этим возникает множество вопросов. Владеет ли исполнительная власть рычагами регулирования работы приватизированных предприятий облэнерго? Как проводить дальнейшую приватизацию облэнерго и не угрожает ли энергетической безопасности страны их деятельность?
Давайте жить дружно, а то…
Провозглашенные нынешним правительством реформы буксуют, зато спекуляции вокруг них достигли апогея. В ход пошли многотысячные митинги, поддержка партий, пикеты, собрания, коллективные письма. Кампания в СМИ уже перешла на личности, проводится глубокий анализ биографий противостоящих политиков, не забыты дети.
Давно нужно было дать оценку как ходу реформ, так и персонально реформаторам, просчитать последующие шаги, дабы не добивать стратегическую отрасль — ТЭК. Совещание, имеющее своей целью предотвратить развал энергетики, прошло 8 июня в Киеве под председательством самого Президента. Впрочем, сенсаций в виде ожидаемых увольнений и выговоров не последовало. Президент предостерег всех участников совещания от попыток дальнейшей политизации реформ ТЭК. Кучма подверг правительство резкой критике за то, что оно не воспользовалось предоставленными ему возможностями для нормализации ситуации в ТЭК. Евгений Марчук вновь напомнил о невыполнении Указа президента по итогам решения СНБО и предложил срочно закончить формирование централизованного управления ТЭК. Подводя итоги заседания, Президент выразил надежду на то, что Кабинет министров рассмотрит прозвучавшие предложения и примет верные решения.
Впрочем, никакое совещание, даже высшего уровня, не может одномоментно решить проблемы. Их решение должно быть обозначено в концепциях развития экономики, энергетической безопасности и энергетической политики, которые за полгода так и не обнародованы. Пока что в итоге каждой проводимой реформы положение в ТЭК только ухудшалось.
Вопрос скорее в другом. Правительство должно решить сегодня, а лучше вчера, как обеспечить сбор денег с потребителей, облэнерго и как закупить топливо на зиму. Проблемы ТЭК должны стать делом не только Кабинета министров, но всех ветвей власти Украины. Иначе развал ТЭК погребет и экономику, и государство. И если действительно все «для реформирования экономики, подготовлено и сделано в администрации Президента, а только потом предложено Кабинету министров» (выступление главы президентской администрации В.Литвина перед представителями СМИ), то АП должна не только оценивать результаты реформ, но и разделять ответственность за их проведение. Это же относится к СНБО и Верховной Раде. Групповые экономические интересы не должны превалировать над общегосударственными.
Энерговагончик тронется, премьер останется
Вообще-то полугодовой период слишком краток для оценки произошедших или, скорее, намеченных реформ. Однако, анализ некоторых тенденций позволяет сделать определенные выводы. Хотелось бы надеяться, что правительство таки разработает обещанную и, главное, — убедительную концепцию развития не только ТЭК, но и всей экономики, и ему не будет угрожать внезапная отставка.
Как показала практика, неподготовленные и не имеющие полной поддержки в самом правительстве, революционные реформы-наскоки на клановую и криминализованную энергетику обречены на провал. Необходима ежедневная, а не импульсивная политическая воля. Отмена неденежных расчетов и отключение должников от энергоснабжения — необходимое, но недостаточное условие формирования энергорынка, тем более без серьезной подготовки. Анализ практики реформ энергосектора, например, Венгрии, Польши, Словении показывает, что без обеспечения прав собственности и имущественной ответственности, без действенного антимонопольного законодательства и контроля за его соблюдением, без строгого банковского надзора и прекращения бесплатного потребления электроэнергии и топлива нельзя побороть энергобеспредел.
А при возможной смене «не вписавшихся» в команду, что является делом самого правительства, на места «молодых реформаторов» не должны прийти кадры старой школы периода энергобазара с «шахматкой»-указателем направлений товаро- и энергопотоков.
Только правительство, сформированное как команда единомышленников (с учетом соотношения сил в парламенте), с программой и реформами, понятными обществу, с одной стороны, и имеющее полную поддержку со стороны Президента — с другой, может успешно проводить реформы не только в ТЭК, но и во всей экономике государства.
Пока же план подготовки к отопительному сезону срывается — нет денег на закупку топлива. На конец лета эксперты прогнозируют резкое ухудшение ситуации с энергоснабжением. Впереди очередная зима с веерными отключениями подачи электроэнергии?