EITI — прозрачность "до востребования"

29 января, 2016, 22:03 Распечатать Выпуск №3, 29 января-5 февраля

То, что инвестиции Украине нужны, как воздух, — давно аксиома. Другой аксиомой, к сожалению, является очень высокий уровень их риска. И одна из причин — крайняя запутанность, противоречивость и закрытость информации. Что, собственно, и подтвердила история презентованного на форуме первого отчета Украины в рамках Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI).  

 

 

 

Декабрьский Форум по устойчивому управлению ресурсами особого ажиотажа не вызвал. Несмотря на поддержку и непосредственное участие в его работе первых лиц и представителей Всемирного банка, фонда "Відродження", EITI, Минэнергоугольпрома, общественных организаций, требующих прозрачности добывающих отраслей, и самих добывающих компаний. (В Украине на тот момент ждали, чем закончится шоу с отставкой Яценюка.) Хотя в ходе его дискуссий речь шла о принципах, прямо влияющих на реальные перспективы украинской экономики на десятилетия вперед.

То, что инвестиции Украине нужны, как воздух, — давно аксиома. Другой аксиомой, к сожалению, является очень высокий уровень их риска. И одна из причин — крайняя запутанность, противоречивость и закрытость информации. Что, собственно, и подтвердила история презентованного на форуме первого отчета Украины в рамках Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI).

Собственно Инициатива — это поддерживаемый на международном уровне стандарт обеспечения прозрачности, внедряемый в почти полусотне стран мира. EITI требует проведения аудита платежей компаний и доходов, связанных с разработкой национальных природных ресурсов, которые получают правительства стран. В принципе, EITI и отчет — дело добровольное, но отсутствие последнего — большой минус для инвестиционной репутации страны и ее компаний.

Шесть лет назад, в сентябре 2009 г., Украина обязалась имплементировать ЕІТІ, приняв постановление Кабмина "О присоединении Украины к Инициативе относительно обеспечения прозрачности в добывающих отраслях". Но после этого несколько лет почти ничего реального для присоединения к Инициативе не делалось. Разве что периодически звучали заявления о необходимости "расширить и углубить", приезжали комиссии и эксперты, произносились речи и т.п. Ведь требование соблюдения стандарта ЕІТІ зафиксировали в соглашениях с МВФ, Всемирным банком и тем же Евросоюзом.

Однако в действительности никакая "лишняя" прозрачность не была нужна. Так что, по сути, движущей силой Инициативы были общественные организации и международные кредиторы.

Через три года наконец-то создали Многостороннюю группу заинтересованных лиц по вопросу имплементации ЕІТІ, в которую на паритетных началах вошли чиновники сопричастных министерств и ведомств, представители добывающих компаний и общественных организаций, о чем рассказывало ZN.UA. А заявку на присоединение Украины к ЕІТІ подали только в августе 2013-го, то есть спустя четыре года после упомянутого выше постановления Кабмина. Хотя очень похоже, что сделали это "под евроассоциацию".

Потом был Майдан, "Крымнаш", российское вторжение в Донбасс и проч. В общем, если бы в многосторонней группе не было представителей общественности, а документом не интересовались на Западе, тему точно бы замотали. Но благодаря совместным усилиям внутри и извне, вопрос все-таки довели до практической реализации.

16 июня 2015 г. (через шесть лет после решения присоединиться к Инициативе) Верховная Рада поручила правительству в течение двух месяцев утвердить порядок обеспечения прозрачности в добывающих отраслях. Естественно, эти сроки тоже сорвали, но уже на пару месяцев, а не лет. Прогресс, однако.

Долго пробивавшая программу участия Украины в EITI руководитель DiXi Group Елена Павленко отметила: "Если в документе кто-то заинтересован в руководстве правительства, его проводят и принимают в "ручном режиме". Обычный же документ неспешно проходит управления и департаменты". На это уходят месяцы, а то и годы. В случае с EITI особого интереса не наблюдалось.

Первый отчет Украины EITI создавался в сильно урезанном виде, он охватывает только нефтегазодобывающую отрасль. Сначала его собирались сделать более объемным, включив данные о горнорудной и угледобывающей отраслях. Но, оценив объем работы (и уровень сопротивления), перенесли эту задачу на следующий этап. И, похоже, правильно сделали.

Вообще на фоне произошедшего документ выглядел заведомо устаревшим — презентация в конце 2015-го финансовых показателей… за 2013 г. То есть нечто из категории "падал (поза)прошлогодний снег".

Но реально вокруг и в ходе составления первого отчета Украины EITI кипели совершенно недетские страсти. Документ полностью достиг поставленной цели, заодно показав душераздирающий мрак, царящий в отчетности. Для начала, напомню, пришлось ограничиться только нефтегазовой отраслью.

Причем из 120 компаний, присутствующих на этом рынке, удалось получить информацию только от 49. А каждую четвертую зарегистрированную фирму вообще не удалось найти (таких оказалось 31). Напомню, на балансе этих фирм-"призраков" числятся совершенно реальные месторождения многомиллионной стоимости запасов. 40 компаний гордо отмолчались, еще восемь добытчиков категорически отказались отчитываться, а три прислали неполные ответы. В итоге оказалось только 38 ответивших, или менее трети. Кроме того, часть ответивших добытчиков потребовала, чтобы данные были опубликованы в агрегированном (обобщенном, обезличенном) виде, без указания конкретных компаний. "Прозрачность" вышла замечательная…

Внешне, правда, все выглядело не так проблемно — ключевые игроки (в первую очередь, государственные) отчитались. В итоге охват нефтегазового сектора оказался высоким. Информацию предоставили компании, добывающие 87–89% нефти и газа в стране. Львиную долю высокого процента охвата обеспечили "Нафтогаз Украины" и полугосударственная "Укрнафта". Хотя последняя (с рыночной долей добычи нефти 65–70%) предоставила данные, как говорится, под занавес, когда отчет был почти сформирован без этой компании и данных о ее платежах.

Частный бизнес, стенающий о честных и равных правилах для всех добывающих компаний, тоже не стремился отчитываться. Негосударственные нефтедобытчики вообще проигнорировали опрос. Вся частная нефтедобыча в 2013 г. выдала 325 тыс. т нефти и конденсата, а на запросы ответили компании, добывающие всего 8% от этого объема.

У газовщиков формально ситуация лучше, но и из них ответили компании, добывающие менее половины "частного" газа. Если же отбросить три крупнейшие негосударственные ("Нафтогазодобычу" Ахметова, "Бурисму" Злочевского и "Куб-Газ" — суммарно это 45% "негосударственного" газа), окажется, что и газодобытчики опрос проигнорировали. Так что формирование отчета было впечатляющим процессом. Как, впрочем, и проведение международного форума в стране с реальной линией фронта.

Работа над отчетом шла днем и ночью, рабочая неделя инициаторов его подготовки со стороны общественных организаций (основной удар пришелся на ту же DiXi Group) часто зашкаливала за сотню часов.

Госструктуры по-прежнему не спешили помочь. К примеру, налоговая упорно не хотела предоставлять данные за 2013 г., ссылаясь на их конфиденциальность. При этом аналогичные данные за 2015-й… мирно висели на сайте Государственной фискальной службы.

Вдобавок оказалось, что между данными добывающих компаний и ГФС зиял почти трехмиллиардный разрыв, свести который так и не удалось: по версии добывающих компаний, они заплатили на 2,9 млрд грн больше, чем получили налоговые органы. Компании, предоставившие отчет, сообщили, что перечислили социальные платежи на сумму 2,5 млрд грн. В то же время данные госслужб говорят о поступлении менее полумиллиарда гривен (причем от всех 120 компаний!). Разница всего-то в пять раз. Кто-то врет, и не исключено, что обе стороны.

К слову, по курсу 8 грн/долл. — цена разрыва в отчетности как раз по миллиону долларов в день.

В итоге первый отчет показал, что за прозрачность еще бороться и бороться, а заодно обозначил болевые точки. Но первой цели — повысить прозрачность в ходе подготовки первого отчета Украины по стандартам EITI достичь удалось. Сейчас этот отчет размещен на сайте Минэнергоугольпрома, и каждый желающий может ознакомиться с ним на трех языках (см. раздел "ІПВГ в Україні", 1-й Национальный отчет Украины-2013).

Но заявление о том, что "благодаря этому каждый имеет возможность узнать об основных месторождениях нефти и газа Украины, собственниках лицензий, объемах добычи, платежах компаний в бюджеты всех уровней" и что "представленные в отчете данные являются детальными, проверенными", — это пока в основном заявка на будущее. Пробелов масса, их устранение займет не один год. И сопротивление будет жестким — миллиардные разрывы платежей кого-то неплохо кормят.

В первом отчете есть и откровенные ляпы. К примеру, уровень обеспеченности страны нефтью оказался равен целых 79%. Такую цифру получили просто: в переработке нефти на НПЗ (а простаивают все заводы, кроме "приватовского" в Кременчуге) учли собственную добычу в 3 млн т и импорт (в условиях начавшейся российской нефтяной блокады) 0,8 млн т. Вот и получилась оптимистичная цифра. А тот факт, что Украине требуется минимум в пять раз больше нефти, как-то позабыли.

К слову, о показателях и роли нефтегазовой отрасли в формировании ВВП. В Украине в 2013 г. в нефтегазодобыче было занято
55,6 тыс. человек, или 0,48% наемных работников в экономике страны. При этом они произвели 1,3% ВВП (около 2,5 млрд долл.).

Тем не менее публикация первого отчета — победа, пусть и не полная. Общество, инвесторы, да и власти получили публичную информацию, а госорганы — повод для действий (за шесть лет время поразмышлять уже было). Огромный плюс документа в том, что он составлен в понятном для иностранцев формате.

Следующий отчет планируется подготовить сразу за 2014-й и 2015 г. Причем по трем отраслям — нефтегазодобыче, горнорудной и угледобывающей отраслям. Объем работы и уровень противодействия можно представить. К примеру, раскрытие детальной информации по шахтам предоставит богатую пищу для размышлений, как и по схемам работы ГОКов. Обнадеживает, что Кабмин таки принял постановление, обязывающее предоставлять информацию. Теперь главное не дать об этом забыть.

И, конечно, не стоит думать, что принятие стандарта ЕІТІ обеспечит всеобщую благодать. В списке стран, благополучно годами сдающих отчеты EITI, есть и коррумпированные. Но все-таки совсем уж нагло строить схемы станет сложнее.

В очередной раз всплыла и проблема незаинтересованности местных властей в разработке месторождений. Они от этого практически ничего официально не имеют, кроме разбитых дорог и куч мусора. Точнее, все зависит от того, кто и сколько "выцыганит" у добытчиков. Все основные платежи добывающих компаний идут в центр или, в лучшем случае, частично в областной бюджет. Международный же опыт склоняется к выделению фиксированной доли отчислений громадам по месту добычи.

Данные по месторождениям снова оголили проблему провалов в разведке. Уровень прироста запасов катастрофически мал и неуклонно сокращается (этой теме ZN.UA постоянно уделяет внимание и вернется к ней еще раз отдельно). Львиная доля запасов углеводородов — прогнозные, которые можно смело делить на три. Причем с 2013 г. ситуация с бурением только ухудшилась.

В общем, оптимистичной информации предоставлено немного, работы — непочатый край. К примеру, кто должен отчитываться по такой "хлебной" теме, как договоры о совместной деятельности (СД)? И кому верить, если данные отчетов частных и государственных компаний в таких случаях не совпадут? А если еще и с данными ГФС будут разниться?

Между тем уже появились призывы наподобие "необходимо пресечь всякое манипулирование данными отчета со стороны государственных органов и средств массовой информации". Вот те на. Отчет только обнародовали, причем в полном объеме и на сайте Минэнергоугольпрома, а СМИ уже виноваты. Манипулировать и впрямь не стоит. Но, например, поинтересоваться судьбой более чем 30 "исчезнувших" добывающих компаний очень даже нужно. Как и теми, кто за ними стоит. Прозрачность обязывает! Вряд ли при этом будут обнаружены мощные инвестиции, ведь большинство из разрабатываемых такими компаниями-призраками месторождений, а чаще — просто эксплуатируемых скважин, получены крайне дешево в результате перепродаж. Перепродаж чего и на каком основании?

Кстати, за непредоставление (в том числе неполное предоставление) данных для отчета нужно предусмотреть конкретные штрафные санкции. Часть проблем попробуют решить через "свежий" проект Закона Украины "О раскрытии информации в добывающих отраслях". Можно уверенно прогнозировать, что его прохождение легким и беспроблемным не будет — многим он явно мешает.

Однако закон нужен. И вовсе не депутатам, а, как ни странно, стране. Прокручивать схемы на свету все-таки сложнее, чем в полумраке "договорняков".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно