ЭДВАРД ЧОУ: «ВАЖНО ДЛЯ УКРАИНЫ… ВАЖНО ДЛЯ ЕВРОПЫ»

Поделиться
В ближайшее время американская компания Halliburton Kellogg Brown & Root предоставит украинской стороне в лице ...
Эдвард Чоу

В ближайшее время американская компания Halliburton Kellogg Brown & Root предоставит украинской стороне в лице заказчика — компании «Укртранснафта» окончательный отчет по результатам исследования спроса на каспийскую нефть в регионе Центральной и Восточной Европы. Однако уже сегодня, по предварительным результатам, можно однозначно сказать о наличии на европейском рынке спроса на каспийскую нефть, которая может быть доставлена туда по трубопроводу Одесса — Броды. По крайней мере, к такому выводу эксперты пришли в процессе изучения рынка. Это весьма важный фактор для компании «Укртранснафта», которой и принадлежит нефтепровод, а также морской нефтеперевалочный комплекс в Южном.

Рассчитывать на максимальную огласку результатов исследования, вероятно, не стоит. Хотя бы потому, что речь идет о коммерческом проекте, за которым также с нескрываемым коммерческим интересом наблюдают многие хваткие конкуренты «Укртранснафти». Но определенно можно сказать, что потенциальными покупателями каспийской нефти, которая может быть доставлена по украинскому участку маршрута Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, являются чешские, польские и германские компании, владеющие нефтеперерабатывающими заводами.

Однако эксперты отмечают, что перспективы трубопровода Одесса — Броды в значительной мере зависят от продолжения этой нефтемагистрали по территории Польши до Гданьска. Что касается польской темы, то это как раз тот случай, когда политический диалог начал давать экономические результаты. В данном случае своевременным оказалось введение указом Президента поста специального уполномоченного Украины по проблемам ЕАНТК. Наличие у руководителя «Укртранснафти» соответствующих дополнительных полномочий позволяет сочетать при реализации проекта как экономические, так и политические аспекты проблематики нефтетранспортного коридора.

Заинтересованность польских компаний известна. В Киеве даже открыто представительство компании «Голден Гейт», которая координирует усилия всех заинтересованных в проекте ЕАНТК польских компаний. А пока, как говорится, утрясаются нюансы возможного сотрудничества и анализируются результаты исследования, компания «Укртранснафта» готовится к заполнению 674-километровой нефтемагистрали Одесса — Броды технологической нефтью.

Напомню, что кроме американской Halliburton коммерциализацией этого проекта занят и стратегический бизнес-консультант «Укртранснафти» Эдвард Чоу, с которым украинская нефтетранспортная компания подписала контракт 29 января 2002 года. Учитывая условия своего контракта с «Укртранснафтой», господин Чоу воздержался от оглашения нюансов проведенного американской компанией исследования, однако кое-что в связи с проектом ЕАНТК объяснил подробнее.

— Моя задача как бизнес-консультанта «Укртранснафти» — вопросы коммерциализации проекта ЕАНТК и в частности нефтепровода Одесса—Броды и морского нефтетерминала «Южный». Что же касается проведенного американской компанией исследования, то его результаты в настоящее время анализируются «Укртранснафтой», после чего этой компанией будет принято решение.

— Из оглашенных первых результатов исследования известно, что эксперты прогнозируют на первом этапе эксплуатации нефтепровода Одесса—Броды его неполную загрузку, хотя он и способен прокачивать уже 9—14,5 млн. тонн нефти в год. Не означает ли это, что украинский нефтепровод окажется невостребованным?

— Мы как раз и заняты тем, чтобы этого не произошло. Хотя должен заметить, что на первом этапе такого крупного проекта это вполне стандартная ситуация. Так было и с нефтепроводом «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК), пропускная способность которого на первом этапе — 29 млн. тонн, а впоследствии может быть увеличена до 67 млн. тонн в год. Пропускная способность нефтепровода Одесса—Броды в перспективе также может быть увеличена до 40 млн. тонн.

— Считаете ли вы обязательным участие в проекте ЕАНТК польских компаний?

— На мой взгляд, это повысит коммерческую привлекательность всего проекта, расширит возможности его участников и будет выгодно как украинской, так и польской стороне.

— Как бизнес-консультант «Укртранснафти», обладающий опытом работы и в КТК, и в компании Chevron, посоветуете ли вы украинской компании организовать международный консорциум на базе созданной нефтетранспортной инфраструктуры — нефтепровода Одесса—Броды и терминала «Южный»?

Думаю, что в Украине с этим вопросом уже определились и решение о создании международного консорциума уже принято. Так что должно произойти согласование позиций его возможных участников.

И в завершение важно отметить, что в своем телеинтервью программе «Свiт. Огляд» г-н Чоу обратил внимание на проект ЕАНТК как фактор, который помогает Украине интегрироваться в европейскую энергетическую систему. «Это очень важно для Украины, важно для самой Европы. Украина сейчас рассматривается как стратегическое звено в транспортировке в Европу газа, и речь идет о том, чтобы она стала таким же стратегическим звеном и в транспортировке нефти», — резюмировал Эдвард Чоу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме