Что означает докапитализация "Нафтогаза Украины" гособлигациями

20 марта, 2015, 23:18 Распечатать Выпуск №10, 20 марта-27 марта

По идее, "Нафтогаз" должен продавать ОВГЗ, которые "выдал" ему Минфин и за которые он может выручить "живые" деньги, на рынке, то есть покупателем может быть любое юридическое лицо. Но довольно часто, если не всегда в последнее время, выходит так, что покупателем в конечном итоге оказывается Национальный банк.

© ZN.UA

 

 

 

Из 29,7 млрд грн, предусмотренных госбюджетом-2015 на покрытие дефицита "Нафтогаза Украины", Минфином уже потрачено 17,2 млрд.

Министерство финансов выпустило облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) для увеличения уставного капитала НАК "Нафтогаз Украины" на 17,2 млрд грн со средневзвешенной ставкой 14,5% годовых, сообщает агентство "Интерфакс" со ссылкой на Национальный банк Украины. Одновременно с выпуском облигаций госзайма Нацбанк выкупил в феврале ОВГЗ на 11,2 млрд грн, а всего с начала года — на 21,2 млрд.

Финансистам понятно, попробуем этот механизм объяснить проще. Тем более что в
2014 г. дефицит "Нафтогаза" составил почти 107 млрд грн, и еще неизвестно, каким на самом деле он окажется в 2015-м.

 

Исходим из того, что НАК "Нафтогаз Украины" — самостоятельный хозяйствующий субъект со своими бюджетом и балансом. Правительство помогает "Нафтогазу", финансируя его дефицит, то есть разницу между его доходами и расходами. Это законно. Кроме того, "косвенно" правительство, точнее, регулятор энергорынка — НКРЭКУ также активно влияет на эту компанию через тарифы на газ и электроэнергию. Но сейчас речь не об этом.

Как это происходит? Закон о госбюджете на 2015 г. не предусматривает прямого финансирования "Нафтогаза" из бюджета, то есть в расходной части главной сметы страны нет строки НАК "Нафтогаз Украины". Иными словами, дефицит НАКа не финансируется за счет налогоплательщиков, по крайней мере, в этом уверяет правительство.

Кабмин финансирует только дефицит "Нафтогаза", выпуская долговые бумаги (облигации внутреннего государственного займа). То есть дефицит "Нафтогаза", как и государственный дефицит, финансируется за счет прироста государственного долга.

Формально это происходит так: государство выпускает ОВГЗ, которые используются для пополнения уставного капитала НАК "Нафтогаз Украины". Затем, получив облигации в свой уставный фонд, "Нафтогаз" продает их и таким образом получает "живые" деньги для своих нужд.

Поэтому, когда Минфин и Нацбанк говорят, что госбюджет в 2015 г. выделил на финансирование "Нафтогаза" 29,7 млрд грн, речь идет о том , что Кабмин дал право Минфину выпустить ОВГЗ на сумму 29,7 млрд грн для пополнения уставного фонда "Нафтогаза".

По идее, "Нафтогаз" должен продавать ОВГЗ, которые "выдал" ему Минфин и за которые он может выручить "живые" деньги, на рынке, то есть покупателем может быть любое юридическое лицо. Но довольно часто, если не всегда в последнее время, выходит так, что покупателем в конечном итоге оказывается Национальный банк.

Как сообщалось ранее, программа расширенного финансирования EFF Украины с Международным валютным фондом ограничивает объем покупки Нацбанком ОВГЗ для рекапитализации "Нафтогаза": 17,2 млрд грн — на конец марта, 26,1 млрд — на конец июня, 28,3 млрд грн — на конец сентября и декабря 2015 г.

Одновременно, согласно договоренностям с МВФ, НБУ в первом квартале 2015 г. может напрямую продать "Нафтогазу" 1,486 млрд долл. для обеспечения критического импорта, а во втором квартале довести этот показатель до 1,686 млрд долл. Во второй половине 2015 г. такие прямые продажи не предусмотрены.

23 января 2015 г. правительство уже приняло постановление об увеличении уставного капитала "Нафтогаза" на 31,5 млрд грн (на всю сумму, оговоренную в первоначально утвержденном госбюджете-2015) за счет выпуска облигаций сроком до десяти лет со ставкой 14,5% годовых. При пересмотре госбюджета 2 марта размеры докапитализации "Нафтогаза Украины" были сокращены до 29,7 млрд грн. Это втрое меньше, чем объем помощи "Нафтогазу" из госбюджета в прошлом году (когда правительство профинансировало дефицит "Нафтогаза" на 107 млрд грн).

Но поскольку "Нафтогаз" покупает импортный газ за доллары, то и сравнивать суммы нужно в долларовом выражении. И если перевести сумму поддержки нефтегазовой монополии из бюджета в "твердую валюту", то цифры и вовсе мало сопоставимы. По среднегодовому курсу доллара за 2014 г. 107 млрд грн, потраченные тогда на поддержку "Нафтогаза", — это почти 9 млрд долл. В 2015-м из-за девальвации предусмотренные бюджетом 29,7 млрд грн — всего лишь немногим более 1,2 млрд долл. То есть Кабмин пытается уменьшить дефицит "Нафтогаза", который считается едва ли не главной структурной проблемой украинской экономики (см. также ZN.UA
№ 36–37 от 10 октября 2014 г., "Андрей Кириленко: "Чтобы закрыть дыру одного лишь "Нафтогаза", необходимы две украинские финансовые системы
").

Для справки. Предыдущая программа stand-by, о которой Украина договорилась с МВФ весной 2014 г., также содержала допустимые объемы докапитализации ОВГЗ "Нафтогаза Украины" и монетизации Нацбанком этих бумаг валютой для расчетов с российским "Газпромом", а также выплаты 1,67 млрд долл. в счет погашения гарантированных государством еврооблигаций НАКа. Согласно программе stand-by, объем прямой продажи НБУ валюты "Нафтогазу" был ограничен суммой 6,935 млрд долл.

Кстати, в расходной части госбюджета все же есть две бюджетные программы на компенсацию разницы в энерготарифах. Но эти деньги не предназначены "Нафтогазу". Одна программа объемом 2,9 млрд грн (деньги распределяет Минрегион) — это предоставление субсидий предприятиям, которые производят, транспортируют и поставляют тепловую энергию населению или предоставляют услуги по централизованным водопоставкам.

Вторая программа объемом 24,4 млрд грн — это прямая субвенция из госбюджета, получателем которой является непосредственно население, домохозяйства. Она предоставляется гражданам на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло- и водоснабжения, словом, услуг ЖКХ. Причем, если в первоначальной версии госбюджета-2015 было заложено на эту субвенцию 11,9 млрд грн, то
2 марта Верховная Рада по предложению Минфина проголосовала за увеличение ее объема до 24,4 млрд грн.

***

ZN.UA обратилось за комментарием по поводу дефицита и его финансирования к "Нафтогазу".

Сергей КОНОВЕЦ, заместитель председателя правления НАК "Нафтогаз Украины":

— Действительно, общая сумма финансирования дефицита, полученная НАК "Нафтогаз Украины" прямо и опосредованно из госбюджета в 2014 г., составила 107,3 млрд грн. При этом напрямую компании
были переданы в качестве взноса в уставный фонд ОВГЗ на сумму
96,6 млрд грн.

Кроме того, для погашения задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию для населения из госбюджета была профинансирована соответствующая субвенция местным бюджетам. Средства субвенции в сумме 10,7 млрд грн были перечислены теплогенерирующим и теплопоставляющим предприятиям для дальнейшего погашения задолженности перед "Нафтогазом" за потребленный природный газ.

В бюджете 2015-го на погашение задолженности по разнице в тарифах выделено 2,9 млрд грн, однако доля "Нафтогаза Украины" в этой сумме фактически отсутствует, поскольку компания не имеет налоговой задолженности перед госбюджетом за прошлые периоды, которая может быть источником проведения соответствующих расчетов согласно Закону Украины
"О Государственном бюджете Украины на 2015 г.". Что касается прямых субвенций из госбюджета для финансирования субсидий для населения, то их увеличение позволит потребителям рассчитываться за газ в полном объеме и к финансированию дефицита "Нафтогаза" напрямую не относится.

В госбюджете на 2015 г. после внесенных изменений затраты на рекапитализацию компании предусмотрены в сумме 29,7 млрд грн. Однако сравнивать размер средств, полученных из бюджета в прошлом году, с предусмотренным в госбюджете объемом выпуска ОВГЗ для внесения в уставный фонд НАК "Нафтогаз Украины" на 2015 г. некорректно. За счет монетизации полученных в прошлом году ОВГЗ компания покрыла убытки от реализации газа населению и ТКЭ по регламентируемым государством ценам в сумме 19,1 млрд грн. Остальная сумма в основном была израсходована на расчеты с ОАО "Газпром" за газ, импортированный в четвертом квартале 2013-го — втором квартале
2014-го, а также на погашение евробондов и процентов по ним.

Поэтому корректнее сравнивать финансирование дефицита в прошлом году в сумме 19,1 млрд грн с предусмотренными на 2015 г. 29,7 млрд грн. Дефицит "Нафтогаза" в 2015 г. по сравнению с прошлым годом растет, поскольку, несмотря на увеличение цен для населения и ТКЭ, растут убытки от реализации газа для этих категорий потребителей.

Объяснение этому очень простое. Рассмотрим реализацию импортного газа для тепловиков, которые поставляют тепловую энергию населению (эта категория потребляет исключительно импортный газ, поскольку газ собственной добычи из ресурсов ПАО "Укргаздобыча" потребляется населением в полном объеме). Цены будут повышены с 1 апреля 2015 г., при этом за первый квартал тепловики используют 3,3 млрд кубометров газа, что составляет 53% их годового объема потребления. Таким образом, увеличение тарифов повлияет на уменьшение убытков только от половины объема газа, реализованного "Нафтогазом" тепловикам.

За первый квартал 2015-го убытки НАКа от продажи газа тепловикам, производящим тепло для населения, прогнозируются в размере 20,6 млрд грн (3,3 млрд куб. м х (710 грн/тыс. куб. м – 320 долл. х 21,7 грн/долл.)=20,6 млрд грн). При этом аналогичные убытки за первый квартал 2014 г. составили 6,1 млрд грн (3,8 млрд куб. м х (788 грн/тыс. куб. м – 268,5 долл. х 8,9 грн/долл.)=7,2 млрд грн). И этот убыток еще не включает убытки от реализации импортного газа для населения, поскольку ресурсов газа, добываемого "Укргаздобычей", не хватает на покрытие потребностей населения в полном объеме. Как видим, основным фактором увеличения убытков компании стала девальвация национальной валюты.

Таким образом, предусмотренные программой расширенного финансирования EFF Украины с МВФ и полученные от Минфина ОВГЗ для "Нафтогаза Украины" в первом квартале в сумме 17,2 млрд грн были полностью использованы на покрытие убытков от реализации импортного газа для производства тепла для населения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Liza_UA Liza_UA 21 березня, 23:28 Коли дозволяв Гонтарєвій валити гривню, Яценюк думав про Нафтогаз? МВФ вірно робить, що не фінансує це свято марнотратства від владної бандоти. Нехай опустять гривню ще у 2 рази, то можуть засунути тоді собі свої тарифи у дупу. Бо не підвищуючи зарплати і пенсії, їх тарифи будуть скоро більше ніж ці зарплати і пенсії і тоді їх точно ніхто не буде платити. А Нафтогаз і НБУ потрібно взагалі ліквідувати, як диверсійні антидержавні структури. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно