Атом в законе

4 июля, 2014, 19:35 Распечатать

Низкоуглеродные подходы при планировании развития энергосистемы нам придется совмещать с требованиями к уровню цен и надежности поставок электроэнергии. А достичь этого возможно лишь на основе развития атомной энергетики как основного источника базовой электроэнергии.

Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС ставит экономику Украины перед необходимостью проведения очень сложных и амбициозных реформ. При этом преобразования в стране придется осуществлять, очевидно, на фоне экономического, политического, идеологического и военного противостояния с РФ. В такой ситуации нашей стране нужно тщательно выверять каждый шаг в поиске баланса между экономической эффективностью и безопасностью.

Энергетика при этом уже стала важнейшей сферой евроинтеграционных реформ и поиска такого баланса. Низкоуглеродные подходы при планировании развития энергосистемы нам придется совмещать с требованиями к уровню цен и надежности поставок электроэнергии. А достичь этого возможно лишь на основе развития атомной энергетики как основного источника базовой электроэнергии.

К сожалению, последние годы атомная генерация Украины находится в кризисе — управляющая компания НАЭК "Энергоатом" демонстрирует огромные убытки, наращивая долги. Например, по итогам 2013 г. чистые убытки компании выросли на 31% и составили 4,8 млрд грн. Это происходит потому, что ценовая политика в рамках действующей модели энергорынка представляет собой в основном ценовой популизм, рассчитанный на население, и решение отраслевых проблем во многом за счет атомщиков. Как результат, заниженный тариф для "Энергоатома" и масса проблем у компании с финансированием расходов, прежде всего, связанных с перспективными проектами развития.

Надежды на экономически сбалансированное ценообразование на электроэнергию разных видов генерации после перехода на новую модель энергорынка, скорее всего, таковыми и останутся. Закон "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины" предполагает, что цены на электроэнергию АЭС и в дальнейшем будут жестко регулироваться. При этом атомщики останутся донорами для других видов генерации и населения.

Однако такая ситуация, мягко говоря, не вполне соответствует евроинтеграционным задачам Украины в сфере энергетики. Переход на параллельную работу с объединением европейских операторов ENTSO-E потребует, в частности, использования одинаковых методов тарифообразования. То есть для атомщиков тариф должен будет формироваться в соответствии с практикой стран — членов ЕС и рекомендациями МАГАТЭ, а это предполагает, что уровень тарифа должен обеспечивать финансирование всех затрат на протяжении жизненного цикла АЭС.

Одной из таких недостаточно учтенных затрат является финансирование работ по выводу из эксплуатации существующих АЭС и ее важная составляющая работы с радиоактивными отходами.

На сегодняшний день статьей 91 раздела VI Бюджетного кодекса Украины определено, что средства финансового резерва для выведения из эксплуатации атомных блоков, который формируется в соответствии с Законом Украины "Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности", НАЭК "Энергоатом" перечисляет в специальный фонд Госбюджета Украины.

Также Закон "Об обращении с радиоактивными отходами" предполагает создание специального государственного фонда обращения с такими отходами, который формируется за счет экологического налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов.

Таким образом, организация, занимающаяся эксплуатацией АЭС (т.е. "Энергоатом"), фактически устранена от формирования решений о выведении АЭС из эксплуатации.

Очевидно, что оценку финансовых ресурсов, необходимых для закрытия АЭС, необходимо производить в контексте развития атомной энергетики.

При этом необходимо учитывать следующие факторы:

1. Продление срока эксплуатации существующих в Украине блоков АЭС. Для водо-водяных энергоблоков срок продления эксплуатации сверх нормативных 30 лет составляет 10–20 лет.

2. Государственная стратегия развития энергетики. Для Украины возможны два ее варианта:

— приоритетное развитие традиционной энергетики, что будет означать рост объемов установленной мощности АЭС и коэффициента использования их мощности;

— приоритетное развитие возобновляемой энергетики, что может привести к уменьшению коэффициента использования мощности АЭС и более ранним срокам начала выведения их из эксплуатации.

3. Эффективность использования тандема потребителей-регуляторов.

Вероятнее всего, к 2020 г. будут введены в эксплуатацию два новых блока на Хмельницкой АЭС, после чего установленная мощность АЭС составит 15,8 ГВт.

При оптимистическом для атомной энергетики сценарии срок работы для всех энергоблоков будет продлен на 20 лет. При этом, кроме новых блоков ХАЭС, к 2030 г. будут достроены несколько энергоблоков на двух-трех АЭС, и суммарная мощность атомной генерации составит 25,8 ГВт.

Базовый сценарий предполагает, что сроки эксплуатации энергоблоков с реакторами ВВЭР-440 и первого построенного энергоблока с реактором ВВЕР-1000 будут продлены на 10 лет, а для остальных блоков — на 20 лет. Также к 2030 г. будут достроены новые энергоблоки суммарной мощностью 8 ГВт.

Согласно пессимистическому сценарию, к 2030 г. общая установленная мощность энергоблоков АЭС с продленным сроком эксплуатации составит 9 ГВт, при этом новые блоки построены не будут.

Предполагается, что после 2030 г. выведенные из эксплуатации энергоблоки АЭС будут компенсироваться новыми. Их мощность составит:

— для оптимистического сценария — 3–4 ГВт;

— для базового — 5–6 ГВт;

— для пессимистического —
6–7 ГВт.

При достройке энергоблоков необходимо учитывать необходимость диверсификации ядерных технологий. Так, после 2030 г. на стадию коммерческой реализации могут выйти реакторы четвертого поколения, которые будут базироваться на эволюционных проектах или построены на принципиально новых технологиях — быстрых нейтронах, других видах топлива (U-Th, U-Pu).

В рамках всех сценариев Украине необходимо реализовать эффективные решения для развития ядерно-топливного цикла и обращения с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом.

При этом приоритетными вопросами обращения с радиоактивными отходами будут:

— модернизация существующих и создание новых технологических линий предварительной и глубокой переработки твердых и жидких радиоактивных отходов на АЭС;

— извлечение из хранилищ и переработка ранее накопленных радиоактивных отходов;

— усовершенствование контейнерного парка для сбора, транспортировки и хранения радиоактивных отходов.

Также необходимо разработать основные технические решения системы обращения и длительного хранения высокорадиоактивных отходов и реализовать первоочередные мероприятия, связанные с приемкой и обращением с радиоактивными отходами от переработки отработанного ядерного топлива, возвращаемого из РФ.

Для отработанного ядерного топлива сейчас реализуется так называемое отложенное решение — длительное (до 50 лет) хранение с последующим принятием решения о его переработке или захоронении.

В перспективе необходимо обеспечить:

— безопасную эксплуатацию пристанционного хранилища отработанного ядерного топлива сухого типа на Запорожской АЭС;

— создание централизованного хранилища сухого типа для отработанного ядерного топлива для действующих реакторов и перспективных энергоблоков;

— разработку стратегии и технологии безопасного обращения с отработанным ядерным топливом после окончания срока его длительного хранения.

Необходимо будет финансировать роботы по повышению эффективности и безопасности энергоблоков.

Таким образом, суммарная стоимость мероприятий, связанных с развитием атомной энергетики до
2030 г., по оптимистическому сценарию составит 255 млрд долл., базовому — 282 млрд, пессимистическому — 227 млрд долл.

При этом от нынешнего решения организационных, финансовых и технологических проблем закрытия АЭС будет зависеть успех развития всего ядерного комплекса Украины. Для решения этих задач целесообразно создать фонд выведения из эксплуатации АЭС, и для его наполнения использовать соответствующую ценовую надбавку к тарифу на электроэнергию атомной генерации. Ее величина будет зависеть в основном от суммарной стоимости работ, даты начала накопления средств и коэффициента использования мощности.

При оптимистическом сценарии необходимые для начала работ средства нужно накопить уже к 2030 г.

При этом на сегодняшний день актуальны два технологических решения:

1. Непрерывный демонтаж энергоблоков АЭС на протяжении 15 лет. В этом случае максимальное количество блоков в процессе демонтажа будет в период 2037–2050 гг.

2. Демонтаж с выдержкой, осуществляемый по крайней мере 30 лет — часть времени тратится на то, чтобы материалы прошли выдержку и снизили радиоактивность. В рамках этой технологии максимальное количество блоков будет демонтировано на протяжении 2037–2065 гг.

Стоимость работ по выведению АЭС из эксплуатации оценивается специалистами в 300 млн — 1 млрд долл. за 1МВт установленной мощности. Причем на максимальном значении настаивают и европейские эксперты.

Таким образом, если в рамках оптимистического сценария развития ядерной энергетики начать в 2015 г. накопление средств на демонтаж АЭС, целевая надбавка не превысит 7 коп./кВт∙ч. Однако если средства начать накапливать в 2020 г., надбавка вырастет на 20%, а в условиях политики приоритетного развития возобновляемой энергетики (пессимистический сценарий) — на 30%.

Еще одним важным аспектом развития ядерной отрасли, требующим поиска источников финансирования на перспективу, является строительство новых атомных электростанций. Расчеты свидетельствуют, что если в процессе строительства АЭС кредиты составят 60–70% от общих источников финансирования,  электроэнергия такой станции будет на 25–40% дороже, чем у атомной генерации, созданной без привлечения кредитования. В то же время ценовая инвестиционная надбавка, которая позволит профинансировать строительство энергоблока удельной стоимостью 3000 долл./кВт установленной мощности, составит 1,2–1,4 долл./МВт∙час, что вполне приемлемо даже в наших условиях.

Таким образом, переход на европейские принципы ценообразования в электроэнергетике может привести к ощутимому удорожанию электроэнергии, произведенной на атомных электростанциях. Однако опыт европейских энергорынков свидетельствует, что атомная генерация все равно остается конкурентоспособной.

Очевидно, что для Украины на перспективу ближайших десятилетий "атомный" сценарий развития электроэнергетики не имеет альтернативы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно