Ядерная энергетика: донор скорее мертв, чем жив…

Поделиться
НАЭК "Энергоатом" рассматривается высокими должностными лицами как источник для выполнения государственных обязательств перед гражданами Украины, ну и, само собой, для вспомоществования "родным" олигархам. Вот только источник уже исчерпался до дна.

В Украине, где горизонт государственного планирования ограничивается одним-двумя годами, ее руководство общественные интересы заменило личными, непрофессионализм в сфере государственного управления достиг катастрофического уровня, а все министры, похоже, обслуживают интересы "своих" финансово-промышленных групп, у ядерной энергетики и атомной промышленности будущего, похоже, нет. А ведь это отрасли, развитие которых требует долговременного планирования и крупных инвестиций.

Народный депутат А.Мирный (заместитель главы парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности) в сентябре текущего года на круглом столе, который был посвящен обсуждению проекта Концепции развития электроэнергетики Украины до 2030 г., подготовленного украинскими экспертами, выразил неподдельное удивление, что за время своей каденции он не видел в комитете людей, которые бы лоббировали атомную отрасль. А вот от тепловиков лоббисты появляются там регулярно. Кто же будет лоббировать атомную отрасль, если три ее ключевые госкомпании возглавляют исполняющие обязанности? Вдумайтесь: у НАЭК "Энергоатом" за почти 14 месяцев второй и.о. главы компании, в ВостГОК и госконцерн "Ядерное топливо" и.о. назначены в июне. Даже профильный департамент министерства возглавляет и.о.

Очевидно, что неопределенность статуса руководителя не может положительно влиять на производственную деятельность предприятий. В родном министерстве энергетики и угольной промышленности впервые за многие годы нет замминистра, выходца из ядерной отрасли. И вообще, сегодняшний министр энергетики больше занят нефтегазовыми вопросами. В экспертной среде бытует мнение, что Семья пока не решила, что делать с этой отраслью. С одной стороны, хочется "прихватизировать", а с другой - есть понимание, что АЭС - не макаронная фабрика, они находятся под пристальным международным контролем, особенно после аварии на "Фукусиме". Как в народе говорят, и хочется, и колется... Вот отсюда, скорее всего, и берет истоки такая кадровая политика: всех руководителей ключевых атомных предприятий держать в состоянии неопределенности для лучшей управляемости.

Системообразующее предприятие ядерной отрасли - НАЭК "Энергоатом", находящееся в 100-процентной государственной собственности, рассматривается высокими должностными лицами как источник для выполнения государственных обязательств перед гражданами Украины, ну и, само собой, для вспомоществования "родным" олигархам. Вот только источник уже исчерпался до дна. И живительных ключей, его подпитывающих, не только не наблюдается, но и ждать их неоткуда. А кризис в отрасли уже настал.

Оптовый рынок электроэнергии:
коллапс на пороге

Совет Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) на своем заседании 24 сентября одобрил текст письма премьер-министру Украины, в котором просит в проекте бюджета на 2014 г. предусмотреть средства, которые бы позволили сдержать рост задолженности потребителей за электроэнергию. Злостными неплательщиками являются коммунальные предприятия, производящие тепло, водоканалы и государственные шахты, которые покупают электроэнергию по льготным ценам, а разницу между среднерыночной ценой и льготной для них возмещают из государственного бюджета. На 1 сентября долг этих потребителей перед ОРЭ составил 9,6 млрд грн, из которых 4,8 млрд грн задолжали государственные шахты, на поддержку которых в госбюджете 2013 г. было предусмотрено 7,8 млрд грн. Угольщики только за первый квартал получили из этой суммы 40%, а вот водоканалы не получили ничего из предусмотренных 3,3 млрд грн. Если платежей из госбюджета-2013 не последует, то долг перед ОРЭ до конца года увеличится еще на 800 млн грн.

Всего же задолженность всех потребителей перед ОРЭ на 1 сентября составила 12,5 млрд грн. Первый тревожный звоночек прозвенел еще в мае.

По состоянию на 16 мая с.г. госпредприятие "Энергорынок" смогло рассчитаться с производителями электроэнергии только на 77%. Такой низкий уровень расчетов наблюдался лишь в середине 90-х годов прошлого века, когда экономика Украина практически находилась в коме после разрыва всех кооперационных связей вследствие распада СССР.

В свою очередь, неплатежи потребителей электроэнергии влекут за собой рост задолженностей других участников рынка - поставщиков электроэнергии (облэнерго) перед ГП "Энергорынок", а последнее не может рассчитаться с компаниями-производителями электроэнергии.

Так, задолженность ГП "Энергорынок" перед оператором всех АЭС Украины - НАЭК "Энергоатом" за восемь месяцев с учетом долгов предыдущего периода составляет 6,4 млрд грн, т.е. 3,6 месяца бесплатной работы всех энергоблоков АЭС.

ГП "Энергорынок" вынуждено было выпустить в мае гособлигации на сумму 1,5 млрд грн и брать кредиты в банках. По состоянию на 13 августа объем кредитов составил 3,4 млрд грн, а 24 сентября совет ОРЭ поручил открыть новую кредитную линию на 800 млн грн. При этом, привлекая кредиты, ГП "Энергорынок" авансирует производство электроэнергии только тепловым электростанциям, которые работают по ценовым заявкам. Так, 24 сентября было принято решение выделить 987 млн грн кредитных средств ПАО "Центрэнерго", ПАО "Донбассэнерго", ПАО "ДТЭК Днепрэнерго", ПАО "ДТЭК Западэнерго", ООО "ДТЭК Востокэнерго".

Интересный момент, что компаниям группы ДТЭК было выделено аж 620 млн грн, и лидирует в этой тройке "ДТЭК Западэнерго" с суммой 330 млн грн (ДТЭК является монополистом в экспорте украинской электроэнергии, а в состав "Западэнерго" входит Бурштынский остров, который синхронизирован с восточно-европейскими энергосистемами. - О.Д.). В августе объем авансовых платежей ТЭС составил 867 млн грн, а в июле - 1 млдр грн.

Если посмотреть на структуру производства электроэнергии по итогам 2012 г., то электроэнергия, производимая на АЭС, составила 47% от всей произведенной в стране. При этом ее доля в структуре среднеоптовой цены - 23%. На электроэнергию, произведенную на ТЭС, пришлось около 40% от всего объема, однако ее стоимость составила 54% среднеоптовой цены (см. табл.).

Для удержания среднеоптовой цены Нацкомиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) упорно не повышает тариф для атомных станций. Так, в прошлом году у гидроэнергетиков, у которых при производстве электроэнергии нет топливной составляющей, средний тариф был 20,65 коп./кВт∙ч, у атомщиков - 21,6 коп./кВт∙ч.

Замечу, что ядерное топливо, закупаемое у российской компании ТВЭЛ, с годами не дешевеет, а вовсе даже наоборот. И именно высоким уровнем топливной составляющей - до 80–85% тепловики объясняют высокую цену, которую платит ГП "Энергорынок" за их электроэнергию, - в три раза больше цены атомного киловатт-часа. А их топливо - в основном уголь отечественного происхождения.

Но попытки удержать среднеоптовые цены на рынке не очень успешны. В 2012 г. цена электроэнергии выросла по сравнению с 2011-м на 15,64%. По состоянию на 1 сентября с.г. цена увеличилась на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На сегодняшний день она составляет 74,84 коп./кВт∙ч, а облэнерго продает электроэнергию промышленным предприятиям первого класса напряжения по 81,1 коп./кВт∙ч, второго класса - по 103 коп./кВт∙ч.

Почему же это происходит? Несмотря на усилия НКРЭ удержать цены на рынке, заложенные в тариф "Центрэнерго" средства на восстановление после пожара Углегорской ТЭС, как и на компенсацию фонда заработной платы сотрудникам этой ТЭС, повышение числа льготных потребителей электроэнергии по решению правительства (меморандум КМУ и двух ферросплавных заводов) - все это делается за счет Оптового рынка электроэнергии, что и приводит к увеличению среднеоптовой цены и перекрестного субсидирования.

Кстати, давая преференции ферросплавным заводам, КМУ ничтоже сумняшеся нарушил требование части 2 статьи 25 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которому органам госвласти, регулирующим отношения в хозяйственной сфере, запрещено принимать акты, которые устанавливают привилегированное положение субъектов хозяйствования или ставят в неравные условия отдельные категории субъектов хозяйствования и тем или иным способом нарушают правила конкуренции.

Кроме того, из-за экономического кризиса в Украине снизилось потребление электроэнергии. Для АЭС в декабре 2012 г. был установлен плановый объем производства электроэнергии на 2013 г. - 86,7 млрд кВт∙ч, что на 3,3 млрд меньше по сравнению с 2012 г. Однако в апреле в прогнозном балансе, утвержденном приказом Минэнергоугольпрома, план для АЭС "похудел" еще на 1,2 млрд кВт∙ч. И еще ежемесячно для АЭС устанавливаются меньшие плановые показатели даже по сравнению с утвержденным годовым балансом.

Специалисты НАЭК, исходя из фактических объемов производства за первые девять месяцев и прогнозного баланса на октябрь-декабрь, предполагают, что производство электроэнергии составит около 83,1 млрд кВт∙ч. За восемь месяцев 2013 г. недовыработка электроэнергии на АЭС за счет диспетчерских ограничений достигла рекордных 6,7 млрд кВтч! Для сравнения: аналогичный показатель за 2012 г. составил 1,4 млрд кВтч.

В результате такой политики правительства доля АЭС в производстве электроэнергии за восемь месяцев упала до 43,2%, в структуре Энергорынка - до 44,5%. Недостающие проценты дала дорогая тепловая электроэнергия. Получается парадокс - производство дешевой электроэнергии сдерживают, чтобы покупать недостающие объемы тепловой, которая в три раза дороже. Правительство объясняет это благими целями - для оплаты добытого угля и труда шахтеров. Решая таким образом социальные вопросы в угольной отрасли без проведения назревших реформ, правительство уничтожает высокотехнологичную инновационную отрасль, какой является ядерная энергетика, с высококвалифицированными специалистами, за которой к тому же стоят уранодобывающие, приборостроительные, энергомашиностроительные, строительно-монтажные предприятия, организации научно-технической поддержки, конструкторские бюро, проектные институты, получающие заказы от атомщиков для модернизации энергоблоков и получавшие бы их при новом строительстве ядерных объектов.

Тарифная политика
в электроэнергетике
ведет к банкротству
НАЭК "Энергоатом"

О дефицитности тарифа для атомной электроэнергии говорилось и писалось много, но воз и ныне там. Существенных сдвигов нет. Повышение с 1 июля 2013 г. тарифа до 22,2 коп./кВт∙ч проблем не решило. Прекрасно, что удалось привлечь кредиты ЕБРР и Евратома объемом 600 млн евро под Комплексную программу повышения безопасности украинских АЭС с учетом постфукусимских мероприятий, общая стоимость которой без НДС составляет 16,5 млрд грн и которая рассчитана до 2017 г. Однако
600 млн евро - это менее трети необходимых средств на всю программу. Возврат кредита и средства на выполнение этой программы в полном объеме должны быть в тарифе. Но нет, НКРЭ не повышает тариф.

Напомню, 2012 г. НАЭК "Энергоатом" закончила с чистым убытком 2,7 млрд грн. При этом правительство заставило НАЭК в конце года выпустить облигации на сумму 1,7 млрд грн, из которых 1,5 млрд сразу же ушли в госбюджет для покрытия бюджетных дыр как авансовые налоговые платежи за 2013 г. По итогам первого полугодия 2013-го, по сообщениям СМИ, чистый убыток "Энергоатома" составил 2,5 млрд грн.

Если НАЭК не хватает средств на выполнение в полном объеме суперважной, прежде всего для нашего общества, пережившего Чернобыльскую катастрофу, Комплексной программы повышения безопасности АЭС, что уж говорить о новом строительстве и других инвестиционных программах.

Сегодня инвестиционная составляющая в атомном тарифе составляет около 8%, в то время как в европейских странах для атомных энергокомпаний она не ниже 30%. А ведь надо продлевать срок эксплуатации действующих атомных энергоблоков, поскольку к 2019 г. проектный срок заканчивается у 10 из 15 блоков.

До сих пор не начато проектирование Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива для трех украинских АЭС - Хмельницкой, Ровенской, Южно-Украинской. Все документы, позволяющие дать начало процессу, готовы, в том числе закон Украины о размещении ЦХОЯТ, вокруг которого было сломано столько политических копий. ТЭО было утверждено еще в феврале 2009 г., закон принят в феврале 2012-го. Но в тарифе НАЭК и в минувшем году, и в текущем не заложено ни копейки на проектирование и строительство. Если бы закон был оперативно принят еще в 2009 г., и средства были бы предусмотрены в тарифе, компания "Энергоатом" сэкономила бы за четыре года около 400 млн долл., не вывозя отработавшее топливо на длительное хранение в РФ.

Важным проектом для всей Объединенной энергосистемы Украины, страдающей от нехватки маневренных мощностей, является достройка гидроагрегата №3 Ташлыкской ГАЭС, входящей в состав Южно-Украинского энергетического комплекса вместе с Александровской ГЭС и ЮУАЭС и находящейся на балансе НАЭК "Энергоатом". Рекордный долгострой (с 1981 г.). Дело сдвинулось в 2006-м и 2007-м, когда были введены в эксплуатацию гидроагрегаты №1 и №2. И после этого - шесть лет бездействия по причине отсутствия средств в тарифе НАЭК.

И о строительстве новых энергоблоков №3 и №4 ХАЭС. Пока договаривались с РФ об обещанном кредитовании проекта (с 2010 г. после подписания рамочного соглашения о сотрудничестве в этом строительстве), произошли события на АЭС "Фукусима-Даичи". Требования к безопасности новых проектов ужесточились, и теперь проект "Атомстройэкспорта" с ВВЭР-293Б, с которым компания победила в конкурсе реакторных технологий в 2008 г. (одно из его важнейших условий - возможность использовать существующие строительные конструкции), не актуален. ТЭО на этот проект было утверждено, строительство оценивалось в 39 млрд грн. В июне с.г. Госатомрегулирования на открытом заседании коллегии огласила результаты проведенной государственной экспертизы концептуального проекта новых энергоблоков №3 и №4 на базе проекта АЭС-92, который был представлен российской стороной компании "Энергоатом". Один из выводов экспертизы следующий: "У представлених концептуальних проектних рішеннях по нових енергоблоках № 3, 4 Хмельницької АЕС на базі проекту АЕС-92 передбачається застосувати нові активні й пасивні системи безпеки, однак вони фізично не можуть бути реалізовані на відповідних відмітках в існуючих будівельних конструкціях цих енергоблоків". А это значит, что строить надо с нуля, и речь уже идет о суммах около 12 млрд долл.

По-моему мнению, в силу обстоятельств сегодня отпало очень важное условие, входившее в конкурсные документы 2008 г. А поэтому необходимо объявлять полноценный международный тендер и приглашать к участию в нем всех владельцев мировых реакторных технологий. Все равно время упущено, так хоть можно финансово выиграть при наличии реальной конкуренции. Ведь предыдущий "конкурс по выбору реакторных технологий" проводился под одного всем известного участника без пакета финансовой составляющей проекта.

Наши российские коллеги в ядерной сфере уже неоднократно демонстрировали, чего стоят их обещания по финансированию совместных проектов. То вместо обещания государственного кредитования 85% от стоимости энергоблоков №3 и №4 стали предлагать кредиты коммерческих банков с соответствующими процентами, вследствие чего их окупаемость растягивается на десятки лет. То стоимость завода по производству ядерного топлива в Украине увеличилась с обещанных 300 млн долл. до
462,5 млн в ТЭО, которое готовилось совместно. (Замечу попутно, что завод по производству ядерного топлива в Казахстане - совместный проект компаний "Казатомпром" и французской АРЕВА с таким же объемом производства - 800 ТВС в год стоит порядка 250 млн долл.)

По подсчетам специалистов НАЭК, тариф с учетом девяти инвестиционных проектов (кроме крупных вышеперечисленных, еще реконструкция открытых распределительных сооружений 750 кВ РАЭС, ХАЭС, ЗАЭС, строительство на площадках комплексов по переработке радиоактивных отходов и т.д.) и для выполнения в полном объеме комплексной программы должен составлять 27,3 коп./кВт∙ч. Казалось бы, не Бог весть какая величина. Но правительство поддерживает частную тепловую генерацию и не идет на компромиссы с государственной атомной.

Если учесть, что по итогам 2013 г. НАЭК не продаст 7 млрд кВт∙ч, то валовый доход компании уменьшится на стоимость этих непроданных миллиардов киловатт-часов, а это на минуточку 1,5 млрд грн. Так что величину чистых убытков компании второй год подряд даже озвучить страшно. Из-за недостатка финансовых ресурсов НАЭК не выполняет свои контрактные обязательства, и последствия уже серьезные.

На грани остановки

Напомню, что долгие годы, с середины 90-х, Украина не могла произвести собственного уранового концентрата больше, чем
800 т в год. Перспективное урановое Новоконстантиновское месторождение, разведанное еще в советское время, никак не могли освоить из-за хронического отсутствия финансовых ресурсов, несмотря на принимаемые на уровне государства программы.

Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как НАЭК "Энергоатом" в 2008 г. заключила десятилетний контракт с ГП ВостГОК, обязуясь выкупать весь объем уранового концентрата, который тот будет производить. Началась опытно-промышленная эксплуатация Новоконстантиновской шахты, наблюдалась положительная динамика в росте объемов уранового концентрата, которые по итогам
2012 г. достигли 960 т. В ноябре 2012-го Кабмин утвердил проект строительства предприятия на базе Новоконстантиновского рудника стоимостью 6,5 млрд грн. Это большие деньги, и понятно, что проект может быть реализован только при ритмичном финансировании. А в связи со
строительством завода по производству ядерного топлива в Украине, который обещают ввести в эксплуатацию в 2015 г., в планах было нарастить уран собственной добычи к началу 2015-го до 1880 т в год.

Но, увы... В конце 2012 г. НАЭК "Энергоатом" не подписала допсоглашение к своему 10-летнему контракту с ВостГОКом, объяснив это низким тарифом на атомную электроэнергию и отсутствием средств. Несмотря на поручения министра энергетики и угольной промышленности по обеспечению стабильной работы урановой отрасли, НАЭК заявила о готовности приобрести только 870 т концентрата, что на 20% меньше годового плана ВостГОКа (1050 т). И ВостГОК вынужден был подписать допсоглашение на условиях НАЭК, что обеспечивает финансирование его деятельности только до октября 2013-го.

Если вопрос не будет решен, комбинат может остановиться в четвертом квартале. По состоянию на 1 января 2013 г., образовалась задолженность НАЭК за поставленный уран в 53 млн грн. Возникли задержки с выплатой заработной платы, обязательными платежами в бюджеты разных уровней, за потребленную электроэнергию и т.д. На предприятии работает около 7 тыс. человек. Среди работающих на предприятии - шахтеры с вредными условиями труда (работают в урановых шахтах). Шахты расположены в Кировоградской области, в которой наблюдается дефицит рабочих мест. В случае остановки предприятия возникнет социальная напряженность не только в Кировоградской, но и
в Днепропетровской области (г. Желтые Воды).

О сокращении работников заявило и руководство Кировоградского предприятия НПП "Радий", производящего автоматизированные системы для управления реакторами. Было заявлено о сокращении в октябре-ноябре 300 сотрудников, а сокращения начались еще летом. Это связано с "отсутствием финансирования проектов модернизации украинских АЭС", а основной заказчик предприятия - НАЭК "Энергоатом". Речь идет о предприятии, которое выжило в тяжелые 90-е годы, смогло освоить производство нового для себя оборудования - АСУ третьего поколения, имеет собственное конструкторское бюро, квалифицированные кадры.

НАЭК "Энергоатом" задолжала и другим организациям, например, проектному институту "Харьковский энергопроект". А на опытных проектантов АЭС идет настоящая охота со стороны РФ. Там планов громадье, а своих специалистов не хватает. Предлагаются прекрасные зарплаты и условия для жизни. Если Украина лишится таких специалистов, она лишится и институциональной памяти в этой сфере.

Не секрет, что украинские специалисты принимали участие в строительстве и введении в эксплуатации энергоблоков в Китае, Иране, сейчас в Индии, работая по контрактам с "Атомстройэкспортом". Переманивают наших атомщиков и с действующих АЭС. Так, бывший зам. главного инженера Запорожской станции возглавит строительство АЭС в Бангладеш по российскому проекту. Трудятся наши специалисты на строительстве АЭС в Беларуси и Турции. С таким отношением правительства к ядерной отрасли дойдем до того, что оставшиеся у нас АЭС скоро некому будет эксплуатировать.

Просто удивительно, что к стратегической отрасли, иметь которую мечтают многие государства, в нашей стране подобное отношение со стороны власти. Объявленные президентом в 2010 г. реформы в электроэнергетике не начались. Программа экономических реформ президента игнорируется правительством абсолютно. Если бы она выполнялась в сроки и по этапам, как планировалось, не сложилась бы описанная выше кризисная ситуация в электроэнергетике. С какими же результатами В.Янукович подойдет к следующим выборам, если его правительство саботирует объявленные им инициативы? Отсутствие результатов у сегодняшней властной вертикали является отличным сигналом для избирателей полностью сменить неэффективную власть.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме