Гамлетовская фраза «быть или не быть», спроецированная на современный украинский нефтерынок, стала главным апрельским тезисом. Терзала она импортеров, поскольку на бумаге льготы есть, а на деле нет, и производителей нефтепродуктов по той причине, что нефть можно завезти, но куда девать солярку? В апреле проблема равных прав для всех участников рынка переросла в проблему защиты отечественного рынка и производителя. Не менее актуален и другой вопрос: хватит ли мужества правительству и трезвости парламенту защитить рынок от импортных нефтепродуктов?
Уже очевидно, что два самых жарких «посевных месяца» сельхозпроизводители обошлись без дешевого импорта. Паника на капитанском мостике «корабля полей» была напрасной: и горючее в избытке, и цены предельно низкие.
Тем не менее, учитывая озабоченность народных депутатов решением «правительственного вопроса», в апреле (по крайней мере на момент подготовки материала) так и не удалось поставить законодательную точку над «i» в вопросе отмены недействующих льгот на импорт дизтоплива. В результате рынок нефтепродуктов остался в подвешенном, интравертном состоянии: горючее импортируется без льгот, заводы продолжают его производить, рынок перенасыщен, что подтверждается затяжным падением цен.
Цена и качество
Вопрос «кто должен управлять?», мучивший в свое время Платона, апрельские цены на нефтепродукты превратили в тезис нефтетрейдеров «не надо такого управления», адресованный парламенту. Стоимость светлых нефтепродуктов снижалась повсеместно, но разными темпами. Причем темпы снижения цены по регионам и минимальная стоимость нефтепродуктов, установившаяся в третьей декаде апреля, не везде совпадают.
Например, наибольшие темпы падения стоимости «дизельки» отмечены в Харьковской, Запорожской, Киевской областях, низкооктанового бензина — в Днепропетровской, Киевской и Херсонской областях, бензина марки А-92 — во Львовской, Ривненской и Закарпатской областях. В то же время наиболее низкие цены предложения по разным видам топлива были отмечены на рынках Луганской, Донецкой, Киевской, Полтавской, Волынской областей и в Крыму.
Среднее падение цен с 23 марта по 23 апреля составило: на дизтопливо 4,8%, на А-76 4%, А-92 3,6%, А-95 3,3%.
В предложении компаний невозможно не заметить огромный разброс цен. Так, если 23 марта разброс цен в предложении А-76 составлял, в зависимости от региона, 50—150 грн., то 23 апреля — 80—208 грн. на тонне; по дизтопливу эти показатели изменились с 45—140 грн. до 65—190 грн. Такой разброс цен показывает, что в ближайшее время разница между верхним и нижним пределом предложения начнет сокращаться либо за счет снижения верхнего предела, либо за счет подъема нижнего. Вероятнее всего, произойдет второе, и средняя цена нефтепродуктов начнет расти. Но произойдет это плавно и уже ближе к середине мая.
Стоимость горючего на бензоколонках начала постепенно снижаться. Но все же падения розничных цен, адекватного уменьшению в опте, не произошло. Это объясняется тем, что прибыли оптовиков рассеялись между мелкооптовыми и розничными операторами. И все же цена бензина и солярки на АЗС приятно радует владельцев авто в отличие от качества продаваемых нефтепродуктов. Несмотря на все прелести снижения цены, даже некоторые столичные «короли бензоколонок» умудряются продавать некачественные, фальсифицированные бензины. С оживлением междугородного движения увеличилось и количество некачественного бензина, продаваемого на трассе. Опрос 148 автовладельцев на въезде в Киев показал, что 85% из них сталкиваются с фальсифицированными нефтепродуктами и они оценивают вероятность заправки некачественным бензином на трассе, по сравнению с городом, как 4 к 1.
Производители
и аукционы
Апрель стал наилучшим для украинских производителей месяцем с точки зрения объемов, стабильности, равномерности и загрузки производственных мощностей. Теорию психолога Юнга о «коллективном и личном бессознательном» украинские НПЗ и их владельцы преобразовали в тезис о возможности сознательного сочетания интересов «личности (НПЗ) и коллектива (потребителей)».
За 24 дня апреля отечественные НПЗ переработали почти 1 млн. тонн нефти, поставив на рынок почти 150 тыс. тонн бензинов и в два раза больше солярки. Отдавая дань уважения лидерству «Лисичанскнефтеоргсинтеза», переработавшего наибольшее количество сырья, заметим, что его стабильная работа не стала главной новостью. Даже высокая загрузка «Укртатнефти» и заметное увеличение поставок нефти на «Херсоннефтепереработку» и «Лукойл-Одесский НПЗ» не может сравниться с прорывом, несущим больше психологические, чем материальные дивиденды, который произошел на «Нефтехимике Прикарпатья» и «Галичине». Эти заводы так хорошо, как в апреле, не работали уже более полугода.
На аукционах по продаже нефтепродуктов прошло несколько заметных событий. Прежде всего, с середины апреля несколько сократились объемы продаж на торгах, проводимых компанией «ТНК-Украина». Спад покупательской активности был отмечен практически по всем группам предлагаемых нефтепродуктов, что можно объяснить низким спросом, насыщением рынка либо увеличением импорта горючего. Всего же за 24 дня апреля 149 покупателям было продано 19,15 тыс. тонн низкооктанового бензина; 8,25 тыс. тонн высокооктанового и 29,28 тыс. тонн дизтоплива производства «Лисичанскнефтеоргсинтез».
Второе событие: в апреле фактически впервые в этом году изменился ценовой тренд — цена А-80 выросла с 1620 до 1640 грн. и только в конце месяца «свалилась» за отметку 1600 грн. за тонну. А цена А-95 была практически неизменной — 1980—1970 грн. за тонну.
Третье событие — это выход на аукционы «Лукойл—Украина» и компании «Инфокс».
Из первых трех аукционов «Лукойл-Украина» один был неудачным (не было подано заявок), а на остальных двух было продано 1,05 тыс. тонн нефтепродуктов. Неудачным был и старт «Инфокса»: на предлагаемый кременчугский бензин марки А-92 покупателей не нашлось.
Перспективы и защита
Теория экономиста Самуэльсона о том, что «предприятие останется в отрасли пока экономическая прибыль в этой отрасли не станет равна нулю», в апреле стала тезисом, определяющим работу отечественных НПЗ на ближайшие полгода. Из опроса 41 эксперта компаний, торгующих горючим, очевидно, что такие гиганты, как «ТНК-Украина», «Лукойл-Украина», «Казахойл-Украина» и «Укртатнефть», уже заняли на рынке свое место и останутся на нем в любом случае.
Даже с учетом того, что, несмотря на возможную отмену Верховной Радой льгот на импортное дизтопливо, производителей в этом году подстерегают определенные неприятности.
Так, с 1 июля 2001 года, согласно новому Налоговому кодексу РФ, экспорт нефтепродуктов из России будет облагаться нулевой ставкой налога. В то же время при экспорте нефти НДС и акцизный сбор остаются.
То есть, эстафету лоббизма украинских импортеров нефтепродуктов продолжили российские лоббисты, экспортирующие ГСМ. Конечно же, и «Лукойл», и «ТНК», и «Казахойл» и та же «Татнефть» (акционер «Укртатнефти») имеют собственные НПЗ в России, и после такого решения им будет рентабельней заниматься поставкой в Украину нефтепродуктов, нежели ввозить и перерабатывать нефть. Вопрос в том, нужно ли это Украине?
Учитывая тот факт, что отечественный рынок не защищен от импорта нефтепродуктов, а по существующей регуляторной базе, на что «ЗН» не раз обращало внимание, производители находятся в заведомо проигрышном перед импортерами горючего положении. Несложно догадаться, к чему могут привести дополнительные льготы для российских экспортеров готовой продукции — к остановке украинских НПЗ. Не побоюсь показаться банальным, но заранее известно, кто от этого потеряет — украинские производители, бюджет, социум и, в конечном счете, набившая оскомину энергетическая безопасность.
«Российскому правительству, когда вопрос касался защиты местных производителей труб, удалось ввести квотирование импорта украинских труб. Не исключено, что вопрос, сможет ли Украина создать подобную гибкую схему квотирования импорта нефтепродуктов, станет наиболее актуальным на украинском нефтерынке», — считает замминистра экономики Александр Шлапак.
«Украина, конечно же, может начать специальное расследование против поставщиков готовых нефтепродуктов из России. Для этого мы должны получить обращение отечественных нефтеперерабатывающих заводов, которое, по моим данным, может в ближайшее время поступить в министерство», — говорит начальник департамента Минэкономики Украины Владимир Стеценко.
То есть, правительство обещает адекватно отреагировать на ситуацию, но национальная особенность украинского рынка заключается в том, что «он не поверит, пока не проверит».