«Национальная стратегия развития образования в Украине на 2012-2021 годы», которую будут обсуждать педагоги 28 октября на III Всеукраинском съезде работников образования, напоминает блеф-стратегию и одобрение такого документа означает дискредитацию самой идеи модернизации национальной системы образования. Об этом в своей статье в свежем номере «Зеркала недели. Украина» заявил директор Центра образовательного мониторинга Павел Полянский.
По словам П.Полянского, есть минимум три ключевых вопроса, на которые должен дать ответ проект Национальной стратегии развития образования. Во-первых, кем мы являемся и где мы находимся, по сравнению с мировыми лидерами в образовании? Во-вторых, куда мы движемся и какими хотим стать; к какой идеальной модели образования ведут учащихся, студентов, педагогов, родителей, страну образовательные руководители? И, наконец, в-третьих, когда, как и за счет чего мы достигнем поставленных целей?
«На вопрос, кем мы являемся и где мы находимся, по сравнению с мировыми лидерами в образовании, разработчики документа так ответ и не дали. Зато констатировали во введении необходимость «кардинальных изменений», в разделе «Анализ современного состояния национальной системы образования» на двух страницах перечислили подзаконные акты в области образования, принятые «в последние годы» (точнее было бы - «за последние полтора года»), состояние обеспечения учебных заведений компьютерами и т.п. В итоге пришли к выводу, что ранее определенные стратегические задачи в образовании "не получили полной реализации», а потому «нынешний уровень образования в Украине не позволяет ему в полной мере выполнять функцию ключевого ресурса социально-экономического развития страны»», - отметил в статье П.Полянский.
«На вопрос, куда мы движемся и какими хотим стать, проект дает такой же «исчерпывающий» ответ. Мол, целью является «повышение уровня и доступности качественного образования», а также привычное со времен «Морального кодекса строителя коммунизма» «обеспечение всестороннего гармоничного развития человека». Очевидно, что первая дефиниция означает не столько цель, как средство для ее достижения, а вторая - является обычным клише. Концептуальный недостаток проекта - его ориентированность на узкий круг вопросов, которые не охватывают системно весь образовательный сегмент; стратегия в нем часто отождествляется с тактикой управленческой деятельности», - сообщил П.Полянский.
По мнению П.Полянского подобные «блеф-стратегии» сводятся к введению в заблуждение относительно истинного положения дел и подлинных намерений разработчика стратегии.
«Их цель - заставить оппонента или конкурента потерять время и ресурсы. Нужна широкая, и не в режиме «блиц», дискуссия в обществе по вопросам стратегии модернизации национального образования, конечным продуктом которого станет консолидированный документ, который будет воспринят большинством общества», - заявил он.
Подробнее читайте об этом в материале П.Полянского «Блеф-стратегия для украинского образования» в свежем номере «Зеркала недели. Украина».