Во времена оны в Донецком политехническом институте преподавал высшую математику один милейший профессор. Когда студенты «выдумывали» особенно запутанный путь решения задачи, он любил повторять свою любимую присказку: «В Макеевку через Рио-де-Жанейро». Нынешняя правящая команда, объявив в начале каденции Виктора Януковича курс на реформирование отечественной системы ЖКХ, выбрала примерно ту же траекторию. Как и ранее, реформаторские потуги закончились тем же, чем заканчивались всегда, - повышением тарифов, которое грозит стать перманентным процессом, как мировая революция. Правда, в отличие от предшественников, донецкие экспериментаторы ухитрились сделать регуляторные процедуры в коммунальной отрасли ужасно запутанными и жутко непрозрачными. Теперь даже неглупые и общественно активные граждане, возжелавшие разобраться в тарифных выкладках, не могут ничего понять. Более того, противоречивые и разрозненные сообщения официальных инстанций не дают четкого ответа даже на вопрос, сколько теперь следует платить за коммунальные услуги?
Первый заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Юрий Хиврич после своего искрометного выступления в парламенте проводил селекторное совещание с областными администрациями. В ходе этого не до конца понятного, но, видимо, увлекательного общения чиновник сообщил несколько важных вещей. Во-первых, установил четкий «дедлайн» - до 1 марта во всех уголках страны должны вступить в силу новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Впрочем, то, что повышение цен на эти зачастую виртуальные услуги проводится в цейтноте, заметно невооруженным глазом. Например, 27 января Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) принимает постановление о введении расценок на питьевую воду для 37 водоканалов, включая крупнейшее водоснабжающее предприятие Донецкой области «Вода Донбасса»… с 1 февраля! В регионах спешно собирают на совещания местных руководителей и «доводят» задачу: через три дня начинать жить по-новому. Предусмотренные регуляторными процедурами сроки летят ко всем чертям, начинается аврал.
Во-вторых, первый замминистра признался, что процесс повсеместного повышения цен на «коммуналку» курирует лично глава правительства Николай Азаров, который регулярно подстегивает профильное министерство своими звонками и руководящими указаниями. Кроме того, Ю.Хиврич заверил, что большой интерес к отечественному ЖКХ проявляют представители МВФ: «Они сейчас сидят в Минэкономразвития, Минфине и задают вопросы: газ довели до окупаемой цены. Почему не повышаете тарифы?»
Президент В.Янукович, напомню, явный интерес к жилищно-коммунальной тематике продемонстрировал пока единожды. Глава государства в прошлом году выступил с инициативой централизованно устанавливать средневзвешенные тарифы для всей Украины. Бюрократический аппарат взял под козырек и выполнил распоряжение президента. Но, как обычно, через то самое место, в котором вязнут благие начинания и потенциально положительные идеи.
Таким образом, после нескольких месяцев строительства «новой страны» имеем в сухом остатке следующие достижения. Повышения тарифов на ЖКУ избежать не удалось. Благодаря изменениям в законах широкие народные массы от этого процесса отлучены - общественные слушания и согласие депутатов местных советов теперь не требуются. Регулированием цен на жилищно-коммунальные услуги занимается централизованный орган исполнительной власти, которого пока нет. Пока его нет, эти функции возложены на НКРЭ, которая выполнять указанные функции права не имеет, поскольку срок делегированных полномочий истек 1 января 2011 года. Что, повторюсь, не помешало НКРЭ 27 января утвердить повышение тарифов на воду.
Нацкомиссия регулирования рынка коммунальных услуг пока не создана, хотя официальные лица уверяют, что она вот-вот будет сформирована. Николай Азаров обещал еще 7 февраля утвердить персональный состав НРРКУ, но этого не произошло, хотя специально принятый закон предписывал новому ведомству начать деятельность в первый день 2011 года. Чтобы описание ситуации было более полным, добавлю, что коммунальные тарифы устанавливаются Киевом не везде, а только в крупных городах с населением от 20 тыс. жителей.
Так что новые тарифы на водоснабжение приняты не уполномоченным на то органом, что дает право любому мало-мальски грамотному юристу спокойно «отбить» нововведение в суде.
Примечательно, что после начала тарифной эпопеи руководители и специалисты коммунальных предприятий стали очень замкнутыми и неразговорчивыми. То есть в приватных беседах они еще соглашались изложить свой «взгляд снизу» на процесс пересмотра и порядок установления этих цен, но сказать что-либо «под протокол» отказывались наотрез. Боялись от своего имени сболтнуть лишнего. Например, о том, как НКРЭ, отнюдь не обрадованная расширением своих полномочий, с трудом осваивала новое для себя направление и никак не могла определиться с методикой расчета тарифов. В итоге цены пересчитывали, по крайней мере, четырежды, а вот с вынесением решения в столице тянули. Томительная переписка с НКРЭ продолжалась всю осень - ровно до тех пор, пока расчеты экономистов успели устареть. Принятые сегодня тарифы на жилищно-коммунальные услуги не решают никаких проблем: и граждане возмущены, и затраты предприятий полностью не обеспечены. В среднем, по данным МинЖКХ, новые цены составляют около 90% себестоимости на оказание услуг, а значит, коммунальная отрасль и дальше будет тянуть из госбюджета дотации на так называемую разницу в тарифах. Конкретная цифра возмещения известна для компании «Вода Донбасса» - 78,7%.
При этом представители власти на местах свято уверены, что люди повышения тарифов «не заметят», поскольку у них-де неимоверно выросли зарплаты и пенсии. По крайней мере, в Донецкой области сию мысль донесли до общественности заместители губернатора Сергей Дергунов и Александр Алипов.
Если разобраться в ситуации с помощью цифр, то в городах, обслуживаемых компанией «Вода Донбасса», водоснабжение подорожало на 15,1% (3,66 грн./м3).
В самом Донецке цена кубометра воды достигла отметки 3,26 грн. (+26 коп.). Абсолютный рекорд поставили в Артемовске: здешний водоканал, взятый в концессию российскими инвесторами, взвинтил цены до 10,82 грн. за кубометр воды со стоками. Это даже больше, чем в славящейся высокими ценами на «коммуналку» Макеевке.
В среднем затраты среднестатистической семьи на коммуналку вырастут примерно на сто гривен. Приведенные тарифы катастрофическими не кажутся, если не учитывать, что:
- в расчете на «возросшие зарплаты и пенсии» та же НКРЭ, уже в рамках своих «родных» полномочий, с 1 февраля ввела новые тарифы на электроэнергию. Теперь тот, кто потребляет свыше 150 кВт, будет платить по 32 коп. вместо нынешних почти 25 коп.;
- а еще раньше, 14 декабря, НКРЭ, ударно потрудившись, отштамповала 164 постановления о повышении тарифов на отопление и горячую воду для предприятий теплокоммунэнерго.
Повсеместно эти цены пока не введены только потому, что на местах еще пересчитывают стоимость гигакалории тепловой энергии в квадратные метры отапливаемой площади и кубометры горячей воды. Тарифы в среднем подросли на 12-14%. И к этому уже нельзя отнестись так же легкомысленно, как к «копеечным» колебаниям цен на воду, - центральное отопление сегодня является самой дорогой услугой. В Донецкой области власти уже анонсировали на 1 марта вступление в силу новых тарифов на тепло и горячую воду. А кое-где они уже действуют. В Мариуполе «метр» стоит 6,44 грн., гигакалория по счетчику - 280,58 грн. Горячая вода теперь обойдется в 13,25 грн. за кубометр. Знаменитая Макеевка с 1 января предлагает горожанам отопление по 9,11 грн. за квадратный метр, а горячей воды не предлагает совсем - ввиду отсутствия оной.
Наконец, в правительстве все активнее поговаривают о том, что неплохо бы поднять (где-то в мае) тарифы на газ для населения, в первую очередь, для тех, кто использует котлы индивидуального отопления. Таковых в Украине накопилось достаточно много. Притчей во языцех и именем нарицательным стала, к примеру, Знаменка (Кировоградская область), 70% жителей которой греются самостоятельно, из-за чего тарифы местной теплосети взлетели на заоблачные высоты. Идея продавать владельцам личных котлов газ по тем же ценам, что и предприятиям теплокоммунэнерго, обсуждается где-то с 2006 года. Однако пока попыток установить паритет не предпринимали.
Понять резоны тех, кто инициировал повышение тарифов, можно. Благо, резоны эти не меняются со временем. Как и во всех предыдущих случаях, таким образом пытаются улучшить финансовое положение коммунальных предприятий, элементарно не способных сегодня платить за потребляемые энергоресурсы. Не помогают никакие драконовские меры, вплоть до системы так называемых распределительных счетов (де факто - принудительных отчислений в пользу энергетических компаний). Министерство ЖКХ, понимая реалии, требовало от теплосетей в январе заплатить за газ 50%, но даже этот план в большинстве регионов выполнен не был (!). К примеру, Донецкая область, являющаяся крупнейшим потребителем природного газа, оплатила его поставки на котельные на 37%.
Однако есть серьезные сомнения в том, что ситуацию исправит повышение тарифов. Как поделились «из-под полы» сами коммунальщики, есть подтвержденная практикой закономерность: после каждого скачка цен уровень платежей падает процентов эдак на двадцать и к прежним показателям возвращается примерно через полгода. Два года стабильной ценовой политики привели к тому, что финансовая дисциплина жителей постепенно возросла, и платежи населения почти достигли эталонных 100%. Тарифное переформатирование неизбежно нарушит это хрупкое равновесие. Но цели, которая оправдывала бы такую жертву, так никто и не обосновал.