Приходить на Тернопольщину инвестор — как внешний, так и внутренний — явно не спешит. Не торопятся подавать заявки на участие в приватизации местных заводов известные западные и восточные компании с большими деньгами, перспективными ноу-хау и опытом работы в соответствующих отраслях. Вместо этого они задают непривычные для нас вопросы: «А что можете предложить вы? Где ваши завершенные, наиболее перспективные для инвестирования проекты?» В ответ — чаще всего молчание. Поэтому стоит ли удивляться, что местные бюджеты наполняются с грехом пополам, а значительная часть жителей области не имеет работы? Пропасть в развитии Тернопольщины и индустриальных областей Украины все более углубляется...
В конце 90-х на Тернопольщине с участием иностранных партнеров начинал внедряться довольно перспективный проект глубокой переработки кожи и изготовления изделий из нее — обуви, одежды, галантереи. Его успешный старт дал бы возможность загрузить простаивающие или выпускающие неконкурентоспособную продукцию обувные и галантерейные фабрики области, обеспечить работой несколько сотен местных жителей. Но тернопольская фирма «Интелтех», не имея достаточного залога, не смогла получить инновационный кредит. Из хорошей идеи получился пшик... Примерно в то же время в области готовился к старту другой важный проект: твердые бытовые отходы должны были перерабатывать путем пиролиза, чтобы получать из них дешевые энергоресурсы. И снова провал. Как и в первом случае, слаб оказался украинский партнер, не имевший значительных средств (а для бизнеса обычных — от полумиллиона до нескольких миллионов долларов), чтобы сделать взнос в уставный фонд будущего совместного предприятия. Потенциальные иностранные инвесторы вскоре ушли восвояси. Область осталась со своими проблемами.
Во все объекты, находящиеся на территории Тернопольщины, на сегодня вложено всего лишь 23 млн. долл. прямых иностранных инвестиций (внутренних — не намного больше), тогда как, к примеру, только в один Донецкий металлургический комбинат привлечены 41,5 млн. долл., в харьковский пивзавод «Рогань» — 30 млн. долл. В области стабильно работают и уже более или менее раскрутили торговые марки лишь несколько предприятий с иностранным капиталом — СП «Ватра—Шредер», «Волхонтет—Банчи» в Тернополе, «Добра вода» в Зборовском районе, «Глобал Космед», «Биллербек—Украина» на Чорткивщине. И это все.
Известный в области юрист, депутат облсовета Орест Зварыч основную причину «холодного инвестиционного равнодушия» к региону видит в незаинтересованности самого руководства лежащих предприятий:
— Подавляющее большинство жителей области хочет привлечения инвестиций, дабы оживить заводы и фабрики. Тем не менее очень многие представители местного чиновничества, директората, мини-олигархов не желают никаких изменений. Им невыгодно модернизировать производство, внедрять передовые технологии, хотя средства для этого имеются. Почему? Современное производство требует современного мышления, организовывает людей, способствует пробуждению в них чувства собственного достоинства. А это уже опасно. Такими людьми сложнее руководить. Значительно проще и надежнее сделать предприятие неработающим, а спустя некоторое время объявить бесперспективным, чтобы очень скоро практически за бесценок стать его владельцем. И тогда даже при плохом менеджменте какая-то копеечка перепадет.
Небольшие аграрно-промышленные регионы Украины, такие, как Тернопольщина, по целому ряду показателей — развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной и обслуживающей инфраструктуры, уровню доходов и потреблению населения — не могут быть слишком уж инвестиционно привлекательными. Закономерно, что интерес для крупного капитала здесь представляют не взаимодополняющие производства, не отрасли, не целые территориально-производственные комплексы, а лишь отдельные объекты.
Начальник управления внешнеэкономических связей облгосадминистрации Орест Добрянский уверяет:
— Стратегия инвестирования в регионе разработана, определены приоритетные отрасли для привлечения капитала. Это — переработка сельскохозяйственной продукции, производство товаров легкой промышленности, производство новых материалов из местного сырья, прежде всего строительных, а также средств связи и радиоэлектроники. Проекты, имеющие особое значение для области и государства, мы представляем на экономических форумах, международных выставках, бизнес-ярмарках, распространяем сведения о них через Интернет. Недавно в соответствии с указом Президента при облгосадминистрации создан специальный совет по привлечению иностранных инвестиций, призванный внедрять государственную политику в области инвестиций, создавать наиболее благоприятные условия для инвесторов. Совет поставил задачу — разработать инвестиционную стратегию и формы ее реализации в каждом районе. Эта инициатива прежде всего должна исходить от самих предприятий. Причем требуются конкретные масштабные проекты, а не идеи проектов или бизнес-планы. Ведь инвестора совершенно не интересуют предложения объемом в несколько тысяч или несколько десятков тысяч долларов (например, производство мороженого или ремонт двигателей, чего хотели бы некоторые наши предприятия), которые и ощутимых доходов не принесут, и не имеют стратегического значения для экономики области и государства. С другой стороны, инвестор обращает особое внимание на то, с кем ему придется работать, то есть насколько руководство предприятия владеет современными методами управления в рыночной экономике и какое значение оно придает сбытовой политике...
В последние годы некоторые промышленные предприятия в области все-таки подготовили несколько серьезных проектов, которые уже не стыдно предлагать для инвестирования. НПО «Промінь» предложило проект производства профессиональных спутниковых антенн диаметром от 1,8 до 12 метров (стоимость — 5 млн. долл.) для центральных станций связи и телевидения. Его внедрение дало бы возможность модернизировать производство, улучшить качественные характеристики крупногабаритных антенн и расширить рынки сбыта. Специалисты считают, что это первый действительно масштабный проект, способный сделать область более привлекательной для инвесторов. Интерес к «идеям в комплексе» уже проявили фирмы России, Китая, Вьетнама.
ОАО «Ватра» разработало проект производства энергоэкономичных ламп для промышленности и быта (2,7 млн. долл.), Зарубинецкий спиртзавод — проект производства сухой клейковины из зерна (1,4 млн.) — продукта, пока исключительно завозимого из-за границы. ОАО «Теребовлянская фабрика елочных игрушек», реализовывая свой проект, будет разрабатывать новые виды елочных украшений. ОАО «Тернопольский завод искусственных кож «Винитекс» совместно с польскими партнерами намерен организовывать производство пористомонолитных кож для автомобильной, мебельной и галантерейной промышленности...
Разработавшие эти проекты предприятия ищут или уже нашли партнера для совместной деятельности. Государственная же поддержка через доступные инновационные кредиты, систему стартовых налоговых льгот, дабы наконец-то подтянуть более слабые области, — это что-то далекое и расплывчатое, словно лодка в тумане.
Украина задекларировала демократический путь развития и европейский выбор. Она стремится интегрироваться в ЕС. Но стратегическая политика Европейского Союза направлена прежде всего на поддержку слаборазвитых, депрессивных регионов — с целью выравнивания развития территорий. В ЕС создан специальный Фонд регионов. Из него финансируется целый ряд программ, направленных на преобразование экономики старопромышленных районов, модернизацию структуры их производства, снижение уровня безработицы, оказание помощи молодежи в поисках работы.
Региональную политику ЕС совершенно «не понимает» региональная политика Украины. У нас она давно приобрела «оригинальный» вид и четко направлена на поддержку индустриально развитых областей, где находятся довольно привлекательные отрасли и богатые бизнес-элиты, способные пролоббировать дорогостоящие и перспективные проекты на самом высоком уровне — Кабинета министров или Верховной Рады. В этих регионах создаются специальные экономические зоны, территории приоритетного развития. Сюда привлекаются значительные как иностранные, так и внутренние инвестиции, создаются тысячи рабочих мест, люди получают по крайней мере средние заработки. А аграрным областям, у которых нет базовых отраслей и выхода к морям, приоритетное развитие вроде и не положено. Пусть себе прозябают, с головой погружаясь в нищету.
Как следствие — рост неравенства в качестве жизни, доходах людей в богатых и бедных регионах. Например, по результатам прошлого года зарплата в Тернопольской области была самой низкой в Украине — 190 гривен. Если еще в 1999 году фиксированная безработица в области составляла 5,8 процента, то в данное время она приблизилась к 7 процентам. Рабочая сила, научно-технический и гуманитарный потенциал уходят в центр, на восток или юг либо выезжают за рубеж. И если учесть 40—45 тыс. жителей области трудоспособного возраста, уехавших за границу, но не зарегистрированных в центрах занятости, то фактический уровень безработицы в области выше, нежели в самых безработных странах ЕС — Испании или Португалии.
Создается впечатление, что спустя какой-то десяток лет на Тернопольщине, а также в Черновицкой, Ивано-Франковской, Ривненской, Житомирской и некоторых других областях останутся только лишь старики, больные и дети. И положение Конституции о том, что все граждане Украины имеют право на одинаковое благосостояние независимо от того, где они проживают, останется пустой декларацией. А страна будет прокладывать свой путь в Европу с такими вот регионами-африками.