Огромные задолженности всем и вся днепропетровских коммунальных предприятий «Днепротеплосеть» и «Днепрогорэлектротранс» побудили городские власти в прошлом году создать новые КП — «Днепропетровские городские тепловые сети» и «Днепропетровский электротранспорт».
Бывшему главному теплоснабженцу — «Днепротеплосети» — остались огромные, более 100 млн. грн., долги, вернуть которые вряд ли представится возможным в обозримом будущем. Очевидно, что пойти на создание нового ГКП городские власти вынудило неизбежное банкротство упомянутой организации со всеми вытекающими последствиями. А так — новое, без долгов, предприятие, по-новому снабжающее, более корректно продающее тепло жителям.
По такому же пути пошли и электротранспортники, имевшие в своем «активе» кредиторскую задолженность в более чем 40 млн. грн. С образованием нового, без долгов, КП «Днепропетровский электротранспорт» открылась возможность без особого труда получать банковские кредиты.
Есть, правда, между ними одно отличие. В «Днепропетровские городские тепловые сети» пришла новая команда менеджеров, исповедующая принципиально иные подходы к сервисному обслуживанию. В новообразованное же транспортное КП плавно перешли все бывшие сотрудники «Днепрогорэлектротранса» — от уборщицы до директора.
По сути, экс-перевозчик стал «мальчиком для битья». К 1 октября нынешнего года его кредиторская задолженность достигла 47 млн. 152 тыс. грн., львиная доля которой, 43 млн., приходилась на энергоснабжающую компанию «Днепрооблэнерго».
Долги старое КП, у которого заключен договор с энергетиками, возвращать не торопилось. А новое в нынешнем году проплачивает только 80% от стоимости потребленной электроэнергии.
Терпение энергопоставщиков лопнуло осенью. 8 октября они предупредили мэрию, что начнут отключения. В ответ мэрия выстроила частокол обещаний. Даже посулила вынести вопрос о проплатах астрономических долгов электротранспортников, достигших 41 млн. грн. с «хвостиком», на сессию горсовета. Поверили. После этого две недели все оставалось по-прежнему: ни денег, ни депутатских обсуждений. Частичное десятичасовое отключение контактной сети 21 октября вынудило горисполком подписать соглашение с энергетиками. Оно предусматривало полную оплату электроэнергии, потребленной в октябре, и составление графика реструктуризации задолженности. Первый заместитель председателя горисполкома Анатолий Крупский даже дал письменную гарантию о 100-процентной проплате за октябрь. «Рубильник» включили, но все осталось без изменений.
В своем объяснении городскому голове директор КП «Днепропетровский электротранспорт» Владимир Карпенко заявил, что еще в октябре он проплатил «Днепрооблэнерго» в общей сложности 600 тыс. грн. Но, как ни странно, энергетики 28 октября вернули деньги обратно. Парадокс? Отнюдь. Дело в том, что договор на поставку электроэнергии энергоснабжающая компания заключала исключительно с КП «Днепрогорэлектротранс». Именно оно должно погашать долги и «отвечать за базар».
Полное обесточивание трамваев и троллейбусов почти на двенадцать часов 17 ноября вновь усадило мэра сотоварищи и представителей «Днепрооблэнерго» за стол переговоров.
К слову, днепропетровцы достаточно спокойно отнеслись к отсутствию «рогатых». По крайней мере, митингов и пикетов под зданием горисполкома не было. К тому же избыток маршруток позволял безболезненно пережить трамвайно-троллейбусный кризис.
Отсутствие тока в контактной сети привело к проплате энергетикам через «Днепрогорэлектротранс» почти 744 тыс. грн. и скупому заявлению городского головы Ивана Куличенко. Иван Иванович считает, что правительство не выполняет своих обязательств перед транспортниками и не выплачивает им в полном объеме субвенции на перевозку льготных категорий населения. Действительно, поступающие субвенции составляют 6—8% от заложенных в бюджет средств, а долг бюджета по фактическим затратам «Днепрогорэлектротранса» с 1997-го по 1 октября 2003 года составил 96 млн. грн. Поэтому проблему выплаты долгов энергетикам необходимо решать, считает мэр, через Кабинет министров Украины. В частности, следует разработать механизм взаимозачетов.
И все-таки днепропетровских электротранспортников вышеназванные причины никак не оправдывают. Из 165 млн. грн., которые задолжал энергетикам электротранспорт всей Украины, на долю трамвайно-троллейбусных перевозчиков Днепропетровска и Кривого Рога приходится около 60 млн.!
Свою жесткую позицию в сложившейся ситуации высказала и облгосадминистрация. Вопрос выплаты долгов энергетикам там обсуждался 11 ноября. В протоколе заседания под председательством вице-губернатора Эдуарда Дубинина отмечается: «Несмотря на неоднократные заявления руководства горисполкома и лично первого заместителя председателя А. Крупского о том, что решение проблемы 100-процентных расчетов за текущее потребление электроэнергии будет обеспечено, а вопрос долгов «Днепрогорэлектротранса» урегулируется путем составления графика их погашения, никаких действенных мер для решения упомянутых вопросов принято не было». Вывод рабочей группы облгосадминистрации однозначен: «Руководство горисполкома устранилось от решения актуальных проблем коммунального предприятия».
Впрочем, этот вывод касается лишь старого КП «Днепрогорэлектротранс». «Днепропетровский электротранспорт», успевший задолжать энергетикам 800 тыс. грн., по-прежнему пользуется поддержкой мэрии. На ближайшей сессии горсовета, по утверждению Владимира Карпенко, будет положительно решен вопрос о возмещении долга из городского бюджета.
Аналогичная ситуация и в Кривом Роге. На 1 ноября с.г. общий долг криворожских электротранспортных предприятий за электроэнергию составил 18,3 млн. грн. На долю «Криворожэлектротранса» приходится более 14,3 млн., на коммунальное предприятие «Скоростной трамвай» — почти 4 млн. грн. Власти горняцкого города не стали ждать намечавшегося на 18 ноября отключения и оперативно погашают долги.