Сегментирование по-южнобережному. Строительные компании ЮБК вплотную подошли к разделению жилой недвижимости на категории. Это откроет перед ними массу новых возможностей

22 декабря, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 49, 22 декабря-29 декабря 2006г.
Отправить
Отправить

В Севастополе строительный бум: в этом году сдано в эксплуатацию на 75% больше жилья, чем в прошлом. Вполне возможно, что после двухлетнего спада рынок, наконец, начал оживать...

В Севастополе строительный бум: в этом году сдано в эксплуатацию на 75% больше жилья, чем в прошлом. Вполне возможно, что после двухлетнего спада рынок, наконец, начал оживать. Тем не менее это пока еще ни о чем не говорит. Поскольку самым популярным в Крыму местом строительства жилых домов, поселков и коттеджных городков остается ЮБК. Первую позицию по популярности и, соответственно, по количеству строек занимают Ялта и так называемая Большая Ялта. За ними — Симферополь, Севастополь, затем — Евпатория, Феодосия, Судак и Керчь.

И хотя на ЮБК по-прежнему раскупается все, что строится, есть целый ряд признаков приближающегося сегментирования рынка. Когда строительной компании будет недостаточно просто получить участок под застройку. И уж тем более — обозначить жилье как элитное, не приведя его в соответствие с целым набором обязательных требований.

Первая примета будущих перемен — замедление темпов роста рынка, которое уже наблюдается. «Мы видим, что в новых домах раскупаются прежде всего одно-двухкомнатные квартиры, — говорит заместитель генерального директора по маркетингу, коммерческий директор компании «Консоль ЛТД» Сергей Кононов, — а четырехкомнатные могут задержаться аж до сдачи дома в эксплуатацию». Стало быть, компаниям пришло время задуматься над строительством не только кирпичных зданий, но и собственного имиджа. Чтобы их брэнды стали сильными и прочно закрепились в сознании будущих покупателей.

Пока же строящие жилье в Крыму фирмы не утруждают себя четкой формулировкой хотя бы основных своих ценностей. При подготовке данной статьи мы не услыхали ни от одной из них ничего, что можно было бы назвать «уникальным торговым предложением».

Будь элитным по-своему…

Явный лидер крымского рынка и, фактически, монополист на нем — строительная компания «Консоль». По оценкам экспертов, она контролирует около 80% рынка недвижимости. Остальное — мелкие компании, строящие жилье в одном-трех городах. С одной стороны, это говорит о том, что рынок находится на начальном этапе своего развития, а также о недостаточных денежных и строительных мощностях. С другой — позволяет топ-менеджерам компаний контролировать ход и качество работ на каждом из объектов, а также гарантировать потребителям полную ответственность за качество жилья.

По той же причине (неразвитость рынка) большинство компаний позиционируют свою недвижимость как элитную, рассчитанную на покупателя с уровнем доходов выше среднего. А поскольку четких критериев отнесения жилья к «элитному» нет, каждая компания разрабатывает собственные стандарты.

— Сам термин «элитное жилье» означает у нас только идеологию нашей фирмы, отражает подходы к внешнему и внутреннему облику зданий, оснащению их инженерными сетями и применению самых современных технологий. А еще —подход к дизайну зданий, озеленению территории и т. д. Другими словами, мы строим такие дома, которые являются элитными в том смысле, что отвечают современным требованиям человека, — подчеркивает Андрей Припутников, один из основателей компании «Профессионал».

Изучив ситуацию, мы решили классифицировать строительные компании Крымского полуострова только по типу основного покупателя: крымчане (небольшой сегмент), жители крупных городов Украины (достаточно емкий сегмент) и россияне (перспективный сегмент). Большинство небольших крымских компаний работают с местной целевой аудиторией. Компании с достаточным денежным оборотом и значительным портфелем проектов выходят на рынки Киева и городов-миллионников, предлагая свою недвижимость на столичных выставках и презентациях.

Киевские, российские и другие зарубежные строительные фирмы, работающие на рынке полуострова, предлагают свой товар российским покупателям. Этот рыночный сегмент является довольно емким и перспективным, особенно если сравнивать цены на недвижимость Москвы, Подмосковья, Краснодарского края и Крыма. Но у него есть один значительный недостаток — он сильно подвержен влиянию политических взаимоотношений между государствами. Например, несмотря на заверения премьер-министра АРК Виктора Плакиды о том, что количество отдыхающих в этом году было всего лишь на 1—2% меньше, чем в прошлом, директор по продажам и маркетингу компании «Кийбуд» Екатерина Лановенко отмечает: «Единственное, что действительно ощутила на себе компания в этом году, это уменьшение наплыва российских туристов в данный регион». Что рассматривается как фактор риска, который может повлиять на развитие ситуации на рынке жилой недвижимости в Крыму.

Об изменениях в структуре рыночного спроса Сергей Кононов говорит так: «Если раньше самыми активными покупателями были россияне, то на сегодняшний день растет количество сделок с жителями крупных городов Украины. Хотя россияне и остаются немаловажным и перспективным покупателем. Нельзя также не учитывать клиентов из-за рубежа. Они составляют около 2% потребительского спроса, что для Крымского полуострова весьма существенно».

Настоящий брэнд в Крыму пока один

На растущую конкуренцию компании смотрят по-разному. Например, в Ялте сегодня работают 25 строительных компаний, в Севастополе — 17, а в Феодосии — семь. Но при анализе конкурентной среды важно учитывать не только количество конкурентов, но и население города, которое обслуживается этими конкурентами. Сергей Кононов отмечает, что их компания с особым вниманием отслеживает действия своих конкурентов, регулярно анализирует месячные, квартальные, годовые отчеты и фотоотчеты по их проектам.

Усиливающаяся конкуренция — хоть это пока не очень актуальное понятие для крымских строителей — уже находит отражение в попытках крымских застройщиков выделиться не только с помощью выхлопотанного земельного участка под застройку. Конечно, права Екатерина Лановенко, которая, комментируя ажиотажный спрос последних лет, сказала: «На начальном этапе, пока конкуренция будет незначительной, внимание покупателя будет прежде всего привлечено к местности. К тому же, как говорится, на каждый товар найдется свой покупатель. Здоровая нормальная рыночная конкуренция — признак развития экономики региона».

И все же компании, привыкшие к конкурентным условиям работы, уже начинают выстраивать четкую стратегию и защищать собственные позиции. Их пока немного, в основном — на высококонкурентных рынках Киева и Ялты. Но далеко не только они понимают, что будущее — за сегментацией.

Например, «Кийбуд» уже сегодня обращает внимание клиентов на то, что продает объект недвижимости с полным комплектом документов о праве собственности на земельный участок. Ведь для Крыма это — весьма непростой вопрос.

— Если рассматривать покупку недвижимости как долгосрочную инвестицию, мы можем по завершению строительства выдать покупателю полный пакет документов собственности и на дом, и на земельный участок. Мы продаем комплексное решение», — говорит г-жа Лановенко.

А компания «Консоль», построившая репутацию на качестве сданных объектов недвижимости, смогла сделать это качество нарицательным. И сегодня определение «консолевский дом» в объявлениях о продаже квартир рассматривается как знак качества. Оно вызывает у потребителя вполне определенные эмоции и ожидания. Неудивительно, что «Консоль» — это уже настоящий брэнд на строительном рынке Крыма.

Тем логичнее выглядит объявленная компанией стратегия развития на ближайшие годы: снижение затрат на строительство посредством покупки, модернизации, реконструкции заводов по изготовлению стройматериалов.

— В следующем году на базе компании «Консоль» будет запущен проект по выпуску стенных панелей, панелей перекрытия, наружных панелей. Это станет возможным благодаря модернизации севастопольского завода ЖБИ, куда компания уже вложила 12 млн. евро. Таким образом, мы решаем одну из главных проблем отрасли — затягивание сроков строительства жилья, — говорит Сергей Кононов.

Также название компании ассоциируется у покупателей недвижимости Крыма с такими событиями, как «Дни открытых дверей». Перед сдачей дома в течение нескольких дней будущие покупатели и просто интересующиеся в свободном режиме могут осмотреть дом, квартиры, планировку и отделку, задать любые вопросы. По словам Сергея Кононова, «это очень нравится — посмотреть, потрогать, пощупать. Узнать поближе то, за что платишь деньги».

Все приведенные факты говорят об одном: совсем скоро строительные компании, работающие в Крыму, начнут предлагать покупателям жилье по-настоящему разного класса. И «эконом» — вариант будет разительно отличаться от «элит». Это откроет перед строителями массу новых перспектив, ведь конкурировать станет возможно внутри категорий, а не просто друг с другом. Да и рынок расширится, ведь найдется немало желающих продать ранее купленное жилье и переехать в новые апартаменты настоящего уровня «элит».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК