Политжилкоммунхоз: не стучитесь — не откроют. Почему жилищно-коммунальная реформа в Одессе топчется на месте?

Поделиться
Полтора года назад Одесса приступила к реформированию ЖКХ, заявив о своем желании быть первопроходцем в формировании рыночных отношений...

Полтора года назад Одесса приступила к реформированию ЖКХ, заявив о своем желании быть первопроходцем в формировании рыночных отношений. Была проделана огромная подготовительная работа, потребовавшая немало времени, сил, средств. Однако разрекламированная программа, названная пилотной, ничего пока не дала одесситам в плане достижения главной цели — предоставления качественных услуг. Не говоря уже о снижении их себестоимости: есть подозрение, что эта цель вряд ли будет достигнута в ближайшем будущем.

Можно назвать массу объективных причин. Но главная загвоздка в субъективных факторах. Чиновники, реформирующие, по сути, сами себя, готовы до бесконечности перекраивать систему ЖКХ, лишь бы не упустить из рук живые деньги, вращающиеся в этой сфере. Плюс ко всему власти города превратили жилкоммунхоз в самую заполитизированную отрасль. Поэтому критика недостатков и просчетов, допущенных властями, переводится в политическую плоскость и воспринимается в штыки. Главные принципы реформирования — прозрачность и доступность — превратились в закрытость и секретность. А основные цели — в декларацию.

Об Одесском
опыте ошибок

Что же представляет собой одесская модель реформирования? Вкратце схема такова. Вначале ставилась задача — повысить тарифы вдвое. И таким образом привлечь к обслуживанию домов частные структуры, что позволило бы создать конкурентную среду и повысить качество услуг. Потом — ликвидировать ЖЭКи (что и было сделано), преобразовав их в малые предприятия. Право обслуживать дома они должны были завоевать на тендерной основе. Но самое главное — создать в каждом районе города дирекции единого заказчика (ДЕЗы) и передать им в управление весь жилой фонд. Данный этап был закончен к 15 января 2003 года. Эти новые коммунальные предприятия (на самом деле испеченные на базе районных ЖЭО) и должны были стать связующим звеном между населением и предприятиями — исполнителями услуг.

ДЕЗы — главная особенность одесской модели, конек, которой должен был вывезти систему управления ЖКХ на новый уровень развития. После чего свои функции они передадут созданным к тому времени объединениям совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) или частным предприятиям, пожелавшим взять дома в управление.

Особо подчеркивалось: создание объединений как самого эффективного собственника жилья — главная и конечная цель реформы. Провести ее власти планировали в два этапа, подвести итоги — в конце 2004 года. Увы, не получилось. Первый этап вместо шести месяцев растянулся на полтора года. В чем же причина?

Поскольку главным двигателем коммунального прогресса являлись тарифы, то все и застопорилось. Власти не смогли их повысить ни с 1 января 2003-го, как планировалось с самого начала, ни с 1 марта, ни с 1 июля, ни даже с 1 апреля 2004-го. Резкая критика, акции протеста, комиссии, проверки сделали свое дело. Поэтому, несмотря на то, что на ЖЭКах уже красовались вывески: «Участки ДЕЗов», в них сидели те же люди и стиль работы оставался прежним. И проедали «крохи», поступавшие от населения в виде платежей за услуги, большинство из которых никогда не предоставлялось.

При этом власти доказывали одесситам: в жилищной сфере идет революция, альтернативы реформе нет, и если ее не поддержать, то от жилого фонда ничего не останется. На самом деле все сводилось к одному: «Пока не будут повышены тарифы, частник не придет. Никто себе в убыток работать не будет».

Через несколько месяцев власти сообщили: город в корне пересмотрел свою тарифную политику, и теперь она будет базироваться на принципах справедливости и прозрачности. Для этого Госакадемия жилищно-коммунального хозяйства взялась разработать для Одессы новую методику дифференцированных тарифов, которая включает две составляющие — эксплутационную и ремонтную. На ее основе город выведет плату за содержание жилья и придомовой территории. Заметьте, для каждого дома в отдельности с учетом его состояния, комфортности и количества предоставляемых услуг.

В итоге получилось 6 387 тарифов. Они символизировали переход к новому, заключительному этапу реформирования ЖКХ. Власти уверяли: люди наконец-то увидят, за что и сколько они должны платить. С каждым собственником квартиры будет заключен договор, где будут перечислены все услуги и их стоимость. Более того, при желании жители домов могут отказаться от части необязательных услуг. И что очень важно — контролировать расходование своих средств. Но самое главное — они будут платить только за те услуги, которые оказываются…Что из этого получилось, расскажем ниже.

Дифференцированные тарифы на оплату содержания жилых домов и придомовой территории были введены 1 мая 2004 года. Председатель Госжилкоммунхоза Украины Григорий Семчук заявил, что методика, по которой они были рассчитаны, после апробирования в Одессе может быть рекомендована для применения в других городах Украины. Поэтому стоит остановиться на ней более подробно.

В тариф входит все. Даже ремонт унитазов?

Жилой фонд Одессы, а это около 6,3 тыс. домов общей площадью 11,6 млн. кв. м, имеет свою особенность. Почти половина его возведена в конце ХІХ — начале ХХ века. И свыше 15% — это ветхое и аварийное жилье. Поэтому с учетом года постройки, типа зданий, комфортности жилфонд был разделен на пять классов: одно-двухэтажные дома из ракушняка, трех-четырехэтажные из камня, пятиэтажные «хрущевки», высотки до 10 этажей и высотки свыше 10 этажей. По каждому классу обсчитали базовую стоимость содержания жилья. Для исследования было взято 275 домов. Учитывались две составляющие: эксплутационная и ремонтная.

Эксплутационная включает 25 услуг, согласно существующим в стране нормативам. Это уборка лестничных клеток, подвалов, технических этажей, кровель, придомовой территории, поливка дворов, клумб, газонов, вывоз мусора, обслуживание лифтов и всех внутридомовых систем, дератизация, дезинфекция, ремонт спортивных и детских площадок, техническое обслуживание бытовых электроплит, освещение, содержание аварийной службы, эксплуатация номерных знаков, изготовление расчетных книжек. Она была рассчитана на основе калькуляции услуг с учетом минимальной зарплаты в 205 грн. В итоге, исходя из вышеперечисленных услуг, за исключением двух последних, базовая стоимость 1 кв. м в старых домах из ракушняка и камня равняется 38—46 коп., а в высотках — 55—60 коп. Кстати, прежний тариф тоже включал все 25 эксплутационных услуг. Большинство из которых никогда не предоставлялись.

Что касается ремонтной составляющей, то она была рассчитана в соответствии с существующем порядком, утвержденным Госжилкоммунхозом. Чтобы перечислить, что в него входит, понадобится целая страница «ЗН». Это 16 разделов, касающихся ремонта фундамента, стен, фасадов, подвальных помещений, перегородок, перекрытий, полов, крыш, кровли, лестниц, балконов, электроосвещения, лифтов, центрального отопления, вентиляции, газоснабжения… Но вот самые интересные моменты. В разделе «Водопровод и канализация» значится, к примеру, замена испорченных умывальников, писсуаров, унитазов, их укрепление, замена в них резиновых муфт и манжет, ремонт и укрепление сидений, замена кранов сливных бачков, устранение конденсата на бачках и т. д. В разделе «Штукатурные и малярные работы» сказано об установке выпавших облицовочных плиток на стенах санузлов и кухонь. В разделе «Прорези» — мелкий ремонт и утепление квартирных дверей…

Какие работы из вышеуказанного перечня принимались во внимание для расчетов по каждому дому, непонятно. Согласно решению горисполкома, в тариф включен ремонт кровли, лестничных клеток, фасадов, санитарно-технические и электромонтажные работы. А еще ремонт спортивных и детских площадок, хотя согласно нормативам он относится к эксплутационной составляющей.

Однако перед внедрением новых тарифов, когда власть убеждала население, что это делается для его же блага, в почтовых ящиках части одесситов появилась отпечатанная в типографии газетная страница с разъяснениями. Так вот, там подробно было расписано, что такое ремонтная составляющая, то есть текущий ремонт. И перечислены все основные работы, определенные вышеупомянутым порядком Госжилкоммунхоза. Власти отмечают, что затраты на ремонт включаются в тариф впервые и город на это пошел сознательно, учитывая плачевное состояния жилого фонда. Однако то, что сегодня преподносится как новшество, на самом деле является нормой, которой раньше никто не придерживался.

Если посмотреть, какие нормативные затраты входили в прежний тариф, то обнаружится все то же самое. Он охватывал ремонт кровли, подъездов, лестничных клеток, подвальных помещений, столярные работы...

Но вернемся к методике. Исходя из нее, годовой объем текущего ремонта в целом по Одессе составил 26,6 млн. грн. (в прежние годы — не более 7 млн.). Специалисты отмечают, что, ремонтируя в таких объемах, можно будет за четыре года привести в порядок все жилье. При этом стоимость текущего ремонта исходя из 1 кв. м жилой площади составила в среднем 23 коп. в месяц. В домах из ракушняка — 33 коп., в девятиэтажках — 10 коп.

С учетом двух составляющих тарифа, базовая стоимость содержания 1 кв. м. жилья и придомовой территории составляет от 62 до 71 коп. в зависимости от класса дома. Оплату некоторых коммунальных услуг (вывоз мусора, дератизация, содержание мастерских, транспорта для обслуживания жилья, ремонта и ликвидации аварий) и части ремонта взял на себя городской бюджет. К примеру, по домам из ракушняка компенсация достигает почти 50%. В итоге жители этих домов будут платить в месяц в среднем 38 коп. за 1 кв. м. Для тех, кто живет в высотках, — 54 и 61 коп. в зависимости от этажности здания.

В целом на компенсацию в этом году бюджет потратит 26,6 млн. грн. То есть его доля в оплате за коммунальные услуги — 28,7% . Для сравнения, в прошлые годы на содержание жилья и придомовой территории казна выделяла свыше 17 млн. грн. При этом население платило 28 и 33 коп. в месяц за 1 кв. м в зависимости от наличия лифта. Кстати, тарифы, которые город намеревался ввести с 1 января 2003 года, превышали нынешние дифференцированные в среднем на 6 коп. Одесситам доказывали, что они тоже экономически обоснованы. Плюс-минус копейка, с точки зрения властей, для населения — это не существенно. Зато если умножить ее на количество «квадратов», получится приличная сумма…

Тайна
за семью печатями

Несмотря на якобы подчеркнуто социальную направленность, прозрачность и справедливость дифференцированных тарифов, вопрос об их экономической обоснованности с повестки дня до сих пор не снят: информация, которая могла бы пролить свет, является закрытой. По словам заместителя городского головы — начальника УЖКХ Валерия Матковского, журналистам достаточно того, что сообщают чиновники на пресс-конференциях и в своих интервью. Остальное — не для общего обозрения.

Ограниченный доступ к информации установлен г-ном Матковским не только для прессы. Но и для Антимонопольного комитета Украины, Госинспекции по ценам. Не говоря уже о рядовых гражданах.

Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины не раз подчеркивало, что определить обоснованность повышения тарифов не представляется возможным. Так как городское УЖКХ отказалось предоставить исходные данные. «Разработчики сами дома не обследовали, — подчеркивал начальник территориального отделения Евгений Бутин. — Они пользовались данными, предоставленными городом. То есть по каждому виду услуг должна быть калькуляция. И первичные материалы, на основе которых она разрабатывалась. Взять, к примеру, обслуживание электроплит. Город утверждает, что эта услуга оказываться не будет. Тогда зачем ее было включать в базовый тариф?»

Свою нелицеприятную оценку высказала и Госинспекция по контролю за ценами в Одесской области. На недавней коллегии в облгосадминистрации ее руководство особо подчеркивало, что проверить дифференцированные тарифы по каждому дому не представляется возможным. Горисполком отказался представить необходимые материалы, несмотря на неоднократные обращения. В прессе было опубликовано решение о их принятии, но без соответствующего перечня, что тоже является нарушением. Вместе с тем, от населения поступают жалобы на несоответствие тарифов базовой стоимости, размер которой является максимальным и может быть скорректирован только в сторону уменьшения.

Проверка Госинспекции показала, что для ряда девятиэтажек такая, к примеру, услуга, как освещение лестничных клеток, подвалов, подкачка воды по КП ДЕЗ «Звездный» установлена в размере 4,03 коп. за 1 кв. м, тогда как ее базовая стоимость — 3,9 коп. Или взять обслуживание систем водо-, теплоснабжения и водоотведения. Цена этой услуги 0,53 коп., а с жильцов требуют свыше 1 коп. И таких примеров много.

Еще до введения дифференцированных тарифов, в феврале с.г., в Одессе работала специальная комиссия по проверке их обоснованности, созданная по распоряжению Президента страны. Ее возглавлял председатель Госжилкоммунхоза Григорий Семчук. Выводы положительные. Однако они касаются разработанной Госакадемией методики расчета. Как сказано в справке, в целом принцип дифференциации тарифов объективно отражает особенности формирования затрат на эксплуатацию и ремонт жилого фонда. А вот что касается конкретики, то в справке есть информация, дающая пищу для размышлений.

Затраты на санитарную очистку, в том числе вывоз мусора в Одессе, сказано в ней, значительно превышают данный показатель по Украине. Норма накопления бытовых отходов в Одессе — 2,43 куб. м на человека в год. В Харькове, к примеру, — 1,26 куб. м, в Сумах — 1,5, в Севастополе — 1,48. Иными словами, мусор в Одессе золотой. Не случайно за его вывоз периодически идет драка между частными структурами. Причем деньги на эти цели выделяет бюджет, а это порядка 14 млн. грн. ежегодно. Тут не надо ждать, пока заплатит население. В общем, затраты на вывоз мусора, по утверждению комиссии, требуют дополнительного изучения с привлечением специалистов...

«Будем создавать комитеты народного контроля»

…Перед введением тарифов работники ДЕЗов вывешивали на дверях жилых домов списки услуг с указанием их стоимости. Так вот, две позиции — «иные услуги» и «ремонтная составляющая» — до сих пор вызывают вопросы. В одном из ДЕЗов мне пояснили, что под «иными» кроются расходы на содержание их структуры. А вот вопрос, что такое ремонт дома, который будет обходиться каждому владельцу квартиры из расчета 10 коп. за 1 кв. м в месяц, им показался странным. «Деньги на ремонт будут поступать на накопительные счета каждого дома, — пояснили, — и затем использоваться по назначению».

В рекомендациях по внедрению дифференцированных тарифов сказано: по каждому дому должен быть составлен график ремонта. Но жителям о нем ничего не известно.

Вместе с введением дифференцированных тарифов власти объявили и о подписании договоров с населением на оказание услуг. Что, по идее, должно было повысить ответственность предприятий за качество работ, а жильцов — за своевременность платежей. Местная пресса в связи с этим писала: реформа вступила в свой завершающий этап. Однако власти и тут сели в лужу.

Они признали: типовой договор требует доработки. Это когда свыше 24% договоров заключено и работа по их подписанию продолжается! Правда, уже не из-под палки. А вначале людям отказывали в оформлении субсидий, пока они не поставят свою подпись под договором, который не соответствует ряду положений и вызывает массу вопросов.

Договоры с населением на оказание жилищно-коммунальных услуг — для Одессы новшество. И одна из серьезных проблем. Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета потребовало от ДЕЗов завершить договорную работу еще до февраля 2004 года. Однако город начал эту кампанию вместе с введением тарифов, то есть с 1 мая.

Теперь власти признают: совмещение этих двух мероприятий — большая ошибка. Люди, мол, связали их между собой и считают: раз не подписал договор, платить не надо. Однако люди поняли так, как объяснял им с экрана телевизора главный коммунальщик города г-н Матковский: тем, кто не подпишет договор, услуга оказываться не будет. Ну а если услуги нет, зачем платить?

На самом же деле заключил ты договор или нет, получил услугу или нет, а деньги выложить обязан. И первые два месяца это показали. В ряде домов лестничные клетки и подъезды как никто не убирал, так и не убирает, но ДЕЗы выставляют полные суммы к оплате. Не заплатишь — образуется долг.

В договоре на этот счет сказано: собственник квартиры имеет право прекратить внесение платежей до устранения недостатков. В ДЕЗ «Черемушки» мне пояснили, что для этого надо вызвать их представителя, который составит соответствующий акт.

Но самое интересное другое. На вопрос, почему в домах никто не убирает, в ДЕЗ «Черемушки» пояснили: «Не хватает уборщиц. На зарплату в 205 грн. не наймешь желающих мыть подъезды». — «А как же новые тарифы, покрывающие с головой все затраты? — спрашиваю я. — И сколько необходимо платить, чтобы хватило»? Ответа нет.

Или взять платежи от населения на текущий ремонт. До конца года, то есть за восемь месяцев от жильцов девятиэтажек должно поступить порядка 4—5 тыс. грн. Но чтобы отремонтировать, скажем, парадное, этих денег недостаточно. Они будут накапливаться на отдельном счету, а потом уже использоваться по назначению. Это когда цены на стройматериалы вырастут, и денег опять ни на что не будет хватать.

Говорят, в ЖСК и прежней платы доставало на содержание своего дома. Почему же ДЕЗам не хватает? Не потому ли, что городской единый расчетный центр, через который идут платежи, берет за свои услуги 2,4%, тогда как банки — от 0,5 до 1%? Причем деньги на его счету могут находиться 10—30 дней. Затем часть поступивших средств уходит на уплату налогов и порядка 27% идет на содержание ДЕЗов.

Но вернемся к договору. Проблема в том, что обе стороны: и жители домов, и ДЕЗы вместе с исполнителями услуг — по сути, ни за что не отвечают или не могут отвечать. Свою подпись под договором ставит владелец квартиры. Но речь идет о содержании дома в целом. Какое при этом право у человека требовать выполнения работ, если он платит, а соседи — нет? И какая может быть ответственность? Или что будет, если каждый заявится в ДЕЗ с просьбой предоставить ему, как написано в договоре, информацию, связанную с содержанием его дома и придомовой территории? Вот это, кстати, уже известно — пошлют подальше...

С другой стороны, договор подписывает ДЕЗ. Но весь комплекс работ по дому будет вести некое предприятие, без указания названия. Оно и будет нести ответственность за их выполнение. Как явствует из договора, это те предприятия, которые выиграют тендер на содержание, обслуживание и ремонт домов. Сегодня, по официальной информации, около 90% жилого фонда передано на обслуживание в частные руки. В массе своей этими «руками» стали бывшие ЖЭКи, которые со всеми претензиями и вопросами направляют людей в ДЕЗы...

Специальная комиссия под председательством г-на Семчука еще в феврале рекомендовала городским властям внести изменения в устав ДЕЗов. И возложить на них систематический контроль за выполнением услуг. И, заметьте, превратить их в защитников прав потребителей в случае предоставления услуг низкого качества или не в полном объеме. А что в итоге?

Власти пообещали населению, что для этой цели будут созданы… комитеты народного контроля. Невероятно, но факт. В горисполкоме уже состоялось по этому поводу совещание. Комитеты будут создаваться в каждом микрорайоне города. На общественных началах и энтузиазме граждан. Признано целесообразным привлекать к работе ветеранов и других общественников. Для работы им должны предоставить помещения с телефонами, общей охраной и т.д. Это называется создание рыночных отношений по-одесски...

Что может получиться при скрещивании ежа с ужом, понятно. В городе регистрируются органы самоорганизации населения, которые тоже будут вести контроль за предоставлением услуг. Вводится институт управдомов. Власти говорят, что они будут работать при ДЕЗах. Хотя это ставит под вопрос эффективность контроля за исполнением услуг. И что важно, должны появиться домовые комитеты.

На необходимость создания данных структур специалисты указывали давно. С них и надо было начинать реформу. Именно они могут представлять жилой дом и являться реальными заказчиками услуг. Сегодня же много времени упущено. Организовать домовые комитеты и зарегистрировать их как юридические лица с тем, чтобы они имели реальные права и полномочия, — довольно сложная и длительная по времени процедура. Когда они реально появятся, неизвестно.

Вообще, в городской программе реформирования ЖКХ о них не сказано ни слова. Есть указания насчет объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Власти утверждают, что сегодня все силы будут брошены именно на создание объединений. Но в том-то и вся беда, что «сегодня», а не «вчера», что условия создаются только на бумаге…

Те, кто нынче пытается создать объединение, сталкиваются с массой проблем. Больше года уходит на то, чтобы перевести дом на баланс. Было принято решение о передаче объединениям нежилых помещений, расположенных в их домах, а соответственно, и арендной платы. Но чиновники тормозят данный процесс, не желая упускать из рук финансы.

И все же главная проблема в том, что создание объединений полностью отдано на откуп населению. Дескать, кому не нравится существующее положение дел — вперед и с песней! В городе был специальный отдел, который занимался только ОСМД. Теперь его функции передали УЖКХ, и там они растворились среди рутинной работы. Неудивительно, что на сегодняшний день в Одессе зарегистрировано только 88 ОСМД. А домов — 6,3 тыс.

Для того, чтобы проталкивать идею объединений, в городе была создана Ассоциация содействия муниципальным реформам и защиты прав городской громады. Она разработала альтернативный вариант реформирования ЖКХ, где главное действующее лицо — ОСМД. Президент этой ассоциации Владимир Максимович не так давно назначен заместителем городского головы Одессы. Может быть, это сможет повернуть реформу в нужное русло. Хотя работу по реформированию жилкоммунхоза как вел, так и ведет заместитель городского головы, он же начальник УЖКХ, Валерий Матковский...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме