Неупорядоченная торговля уже давно стала приметой столицы. Во всех концах Киева бурлят «дикие» рынки. На них приезжие селяне предлагают «борщевой набор» с тротуаров, а горожане бойко раскупают предложенное. Милиция то занимает позицию невмешательства, то пытается разогнать участников несанкционированной торговли. Но даже применение запретительных мер ни к чему не приводит. Разогнанные нарядом «дикари» с одного места переходят на другое.
С этим ничего не поделаешь. Есть спрос — будет и предложение. И наш стольный град, претендующий на звание европейской столицы, при таких унтерпришибеевских методах «лечения» донельзя запущенной болезни рискует никогда не избавиться от отталкивающего вида торговых скопищ.
На осколках системы
Сложившаяся ситуация является результатом упадка некогда целостной системы производства, заготовки, продажи по низким ценам овощей и фруктов. В нее входили специализированные сельхозпредприятия, плодоовощные комбинаты с сетью розничной торговли. Лишенное государственной поддержки, это все хозяйство рухнуло. Из не выдержавших рыночной конкуренции сельхозпредприятий овощи и фрукты «разбрелись» по мелким производителям, создав предпосылки для развала отработанной модели оптовой торговли витаминной продукцией. Кстати, по сравнению с другими городами столица оказалась не в худшем положении.
Здесь сохранилась если не система, то ее осколки. Во всех районах Киева на основе плодоовощных баз были созданы торгово-закупочные предприятия, а кое-где сохранились остатки розничной сети. В Днепровском районе, например, продолжают работать около полутора десятков овощных магазинов. Без дотации они еле сводят концы с концами и не перепрофилируются на более выгодное направление торговли лишь по настоянию покупателей. Сохранились некоторые овощные магазины в Печерском районе.
Бывшие овощебазы акционированы и превращены в торгово-закупочные предприятия, контрольными пакетами которых владеет Киевский горсовет. Применяя рычаги управления, власть вменила им в обязанность хранение и обеспечение продукцией бюджетных организаций города по приемлемой цене. Она значительно колеблется в зависимости от того, предоставит ли город торгово-закупочным предприятиям льготные кредиты или нет. Если кредитов нет, это сразу дает о себе знать: бюджетным организациям приходится тратить на покупку овощей и фруктов больше средств.
В нынешнем году Киевсовет принял решение о предоставлении акционированным предприятиям льготных кредитов. И получил право требовать более приемлемых отпускных цен. Но такой вариант регулируемой торговли овощами и фруктами охватывает лишь бюджетную сферу и не оказывает существенного влияния на формирование цен в пределах всего мегаполиса.
Бывшее объединение «Киевплодоовощторг», которое раньше занималось всем комплексом вопросов, превращено в координационно-консультативный орган без особых управленческих полномочий — ОАО «Киевская компания оптового рынка». По словам генерального директора Владимира Терешина, в Киеве, если рассматривать лишь материально-техническую базу, сохранена централизованная заготовка и торговля овощами. Но парадокс в том, что эта система неэффективна. Объемы заготовки продукции для нужд города сократились более чем в 20 раз. И ситуация ухудшается.
Отсутствие оптовой торговли продукцией отечественного производства ведет к потере внутреннего рынка. Не так давно прозвучал особо тревожный сигнал. В столицу и ряд крупных мегаполисов страны ввезли картофель из Беларуси, Египта. Импорт овощной продукции из Турции, Израиля и других стран возрастает. Это оправданная реакция импортеров на отсутствие цивилизованной торговли и рост цен на отечественную продукцию повседневного спроса.
Да и может ли быть иначе, если на большинстве площадей плодоовощных баз хранится все что угодно! От того, скажем, что в столице сохранилось (наряду с десятком других объектов такого профиля) Старокиевское закупочно-торговое предприятие, не легче ни его работникам, ни покупателям. Хотя есть и площади, и холодильное оборудование, объемы заготовок снизились на несколько порядков. Их хватает только на нужды больниц, детских садов и других бюджетных учреждений Шевченковского района столицы.
Заготавливать витаминную продукцию в больших объемах не рискуют. Для такой осторожности имеются основания. Поскольку крупных производителей овощей и фруктов почти не осталось, приходится иметь дело с мелкими. Они, как правило, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. А заготовителю, как юридическому лицу, приходится платить НДС дважды: во время закупок продукции и во время ее реализации. С таким «багажом», справедливо полагает директор предприятия Дмитрий Володин, трудно выдерживать рыночную конкуренцию.
Да и со сбытом заготовленного тоже возникают проблемы. Из некогда разветвленной сети розничных овощных магазинов у предприятия осталась одна точка, балансирующая на грани убыточности. Подобные трудности испытывают и другие бывшие овощные базы столицы, реформированные в торгово-заготовительные предприятия. Большая часть спецмагазинов вообще исчезла, а немногие оставшиеся вынуждены менять профиль, в лучшем случае оставляя лишь небольшие отделы по торговле овощами и фруктами.
Такие процессы дают повод руководителям бывших баз скептически оценивать возможность реанимации былой системы. Торговля овощами и фруктами никогда не была прибыльной, полагают Виктор Володин и его коллеги. Заниматься этим трудоемким делом желающих мало. И ясно, почему: что проще — продать ящик водки или тонну моркови, картофеля, свеклы? А доход от таких разных по трудозатратам операций будет примерно одинаковым. Чтобы хоть частично сгладить такую разницу, нужны льготы, а их нет.
Наследники овощных баз, для которых в былые времена даже рабочая сила была бесплатной, нынче платят за все. Вывод: сохранившиеся осколки системы, некогда обеспечивавшей социально приемлемые цены на овощи и фрукты, не помогут решению проблемы в рыночных условиях. Нужны иные подходы.
Цена вопроса
Показательно, что выход из тупиковой ситуации начали искать не заготовители, а производители продукции. В Бориспольском районе место специализированных хозяйств овощеводческого направления начали занимать фермеры. Методом проб и ошибок вырабатываются оптимальные размеры таких хозяйств.
Агрофирма «Когорта», скажем, занимает орошаемую площадь в четыре сотни гектаров. Такой масштаб, по мнению руководителя предприятия Вадима Сохацкого, позволяет выращивать на полутора сотнях гектаров картофель и овощи, а на остальных — зерновые культуры. Интенсивные технологии в сочетании с орошением обеспечивают рентабельность производства. Картофель прямо с поля закупают переработчики. А овощи фермер поставляет по прямым договорам в овощные отделы столичных магазинов.
Фермерские хозяйства «Маис» и «Принц» из того же района в поисках сбыта овощей установили связи с заготовителями Киева. При этом нашли устраивающий обе стороны вариант. Заготовители заранее заказывают партнерам объемы и ассортимент овощей, сроки их поставок, для выполнения заказа выделяют средства для покрытия расходов. При таком раскладе коренным образом меняются условия работы фермеров. Они не опасаются, что с реализацией выращенного появятся проблемы. А полученные в качестве аванса деньги можно пустить на пополнение оборотных средств, закупку семян, удобрений и проч.
Но подобные исключения лишь подчеркивают ненормальность ситуации в целом. Ведь большинство сельхозпредприятий не берется за выращивание овощей, поскольку нет ни авансирования, ни гарантий сбыта.
Показательный момент. Столкнувшись с проблемой сбыта, ряд фермеров, на свой страх и риск развивающих овощеводство и садоводство, занялись строительством складов. Хотя предназначенные для таких целей хранилища по существу пустуют или используются не по назначению. А сельские хозяева, вместо того, чтобы вкладывать доходы в развитие производства, вынуждены создавать нужную для городских потребителей инфраструктуру за свой счет.
Казалось бы, все ясно. Если пришла в упадок система торговли планового образца, вместо нее надо создавать рыночную структуру, строить и оборудовать оптовые рынки. Руководители ОАО «Киевская компания оптового рынка» полагают, что подобные меры позволили бы снизить среднесезонные цены на овощи, фрукты, картофель не менее чем вдвое. Для нужд Киева надо создать два оптовых рынка — на правом берегу и на левом. Под каждый необходимо зарезервировать 30—40 гектаров земли. Учитывая темпы, с которыми «дерибанятся» пристоличные земельные участки, решение этого вопроса не терпит отлагательства.
Подсчитано, что для постройки и оборудования одного такого рынка необходимо около 20 млн. долл. Но затраченные средства вследствие вывода торговых операций из «тени» окупятся.
Пути решения вопроса давно испытаны. Каждый крупный западный город располагает несколькими оптовыми рынками, оснащенными всем необходимым. Практику Запада перенимают мегаполисы Восточной Европы и Прибалтики, стран бывшего Союза. В Москве на Окружной дороге строят сразу несколько оптовых рынков. Всего их планируется 10. У нас же осознание нерешенности проблемы присутствует, особенно на уровне руководства городских районов столицы. Но конкретных планов по ее решению обнаружить не удалось.
Организаторы столичной торговли считают, что потребительский рынок функционирует стабильно, обеспечение продовольствием, в том числе овощами и фруктами, достаточное. А что касается создания оптовых рынков, то, по их мнению, такого рода программы должны реализовываться не иначе, как на государственном уровне.
В ходе изучения вопроса удалось выяснить, что попытки наладить цивилизованную торговлю овощами и фруктами на основе мирового опыта уже предпринимались. Более десяти лет назад специалисты тогдашнего объединения «Киевплодоовощторг» выступили с инициативой создать оптовый рынок плодоовощной продукции. Они побывали в Лондоне, Варшаве, других городах. На серьезное и перспективное дело и кредит нашелся. Деньги должны были пойти на строительство и оборудование всем необходимым оптового рынка и на поддержку фермерских хозяйств, которые снабжали бы его выращенной продукцией. Таким образом, предполагалось решить проблему в комплексе — от налаживания производства овощей и фруктов до ее оптовых и розничных продаж.
— Мы уже и с местом для размещения объекта определились, — рассказал заместитель генерального директора ОАО «Киевская компания оптового рынка» Владимир Лемешко. — Выполнив ряд условий, подписали договор с банком. Но увы, ничего не получилось.
Cделка сорвалась. Кабмин, поначалу поддержавший инициативу специалистов «Киевплодоовощторга», впоследствии перевел стрелки на городскую власть. А та брать на себя какие бы то ни было обязательства отказалась. Мол, раз реализацию проекта поддержало правительство, пусть оно и выдает гарантии. Неутешительным результатом проявления инициативы стало то, что предприятие за нарушение договора вынуждено было выплатить неустойку. Но столица, оставшись без необходимого объекта, потеряла больше. Тем более что подобных попыток с тех пор не предпринималось.
Безразличие и нерасторопность чиновников оплачивают все: горожане, переплачивающие за витаминную продукцию, селяне, теряющие рабочие места по мере роста импорта плодоовощной продукции и упадка отечественных отраслей. Наверное, кому-то очень по душе «дикие» рынки и милиционеры, которые постоянно при деле.