Город, претендующий на звание курортной столицы Украины, ежегодно принимает более миллиона гостей. Однако развитие туристической инфраструктуры далеко не везде отвечает должному уровню. Ялта нуждается в приходе крупных инвесторов, но серьезный капитал не слишком активно вкладывает средства в курортные объекты. Гораздо выгоднее делать «быстрый» бизнес, инвестируя в жилищное строительство, — в этом году цены на жилье в Ялте догнали киевские и хоть и медленно, но продолжают расти. Между тем в борьбе за отдыхающих регион начинает уступать не только Турции, но и стремительно развивающимся российским черноморским курортам.
Ялтинская мэрия не первый год пытается переломить ситуацию. Так, было решено изменить обычную практику, когда инвесторы ищут объект для вложений, и самим готовить и предлагать проекты, выгодные городу. Для этого в 2003 году при исполкоме городского совета было создано управление внешних связей и инвестиций, в задачи которого входит подготовка инвестиционных проектов и организация тендеров на их выполнение, облегчение процедуры получения информации для инвесторов и помощь в оформлении проектной документации. Среди удачных инвестиционных проектов, реализованных за последние годы, — гостиничный комплекс «Пальмира Палас» в Ливадии, «Приморский парк» в Ялте, аквапарк в Симеизе и другие.
Не имея возможности решить все и сразу, муниципалитет строит свою политику по принципу «важен первый шаг». Так, после реставрации набережной, которая обошлась городу в 40 млн. гривен, уже без участия власти начала ускоренно развиваться местная инфраструктура. Вдоль набережной построены несколько новых и отреставрированы существующие отели, такие как «Бристоль», «Лето», «Левант», комплекс «Приморский Парк» и другие. Следующий шаг мэрии — презентация в Киеве пакета новых инвестиционных проектов. Мэр Ялты Сергей БРАЙКО уверен, что такой подход плюс соответствующая поддержка со стороны центральной власти позволят региону уже в ближайшем будущем максимально развить свой потенциал.
— Сергей Борисович, Ялта первой в Украине презентует свои проекты. Насколько эффективен такой подход?
— Мы исходим из того, что инвестору, прежде всего, нужны две вещи: достоверная информация и гарантии. Первое мы ему предоставляем в полном объеме. Гарантии — тоже, но, естественно, в рамках наших полномочий. На презентации, а затем и после нее есть возможность пообщаться и выяснить все интересующие его нюансы. А дальше все зависит уже от решения инвестора. Иногда процесс его принятия затягивается на годы, а бывает, все решается достаточно быстро. Например, во время презентации в Турции мы получили грант от правительства США на разработку технико-экономической документации по строительству мусороперерабатывающего завода, и сейчас это один из самых важных наших проектов. Дал хороший результат и первый аукцион, прошедший в 2004 году.
— Какие проекты будут презентованы в первую очередь, и какой из них вы выделили особо?
— Основное внимание акцентируем на объектах рекреационной и развлекательной сферы. Среди них — строительство и реконструкция нескольких гостиничных и курортных комплексов, обновление международного детского центра «Артек». По нашему проекту в Симеизе строится первый в Украине крытый аквапарк. Новые проекты абсолютно разные — от строительства жилых домов в городской черте Ялты, торгово-развлекательных и курортных комплексов до крупных промышленных объектов. Каждое из этих предложений интересно по-своему. Мы выставляем на конкурс проект строительства нескольких многоквартирных домов на месте признанных непригодными для проживания. Жилье на крымском побережье очень дорогое, и по сравнению с затратами на строительство его конечная цена превышает их где-то в четыре раза. Само строительство займет полтора-два года.
Предлагаем проект строительства общественно-торгового комплекса с развлекательным центром и гостиницей в рамках реконструкции старых рынков в центре Ялты, проект первого украинского «Диснейленда». Крым активно развивается как центр семейного отдыха, соответственно, будет расти спрос на организацию развлечений для всей семьи. Сегодня же такого рода услуги в регионе не предлагает практически никто, и в самой Ялте найдется всего десяток аттракционов на Набережной, часть из которых уже морально устарела.
Часть проектов представлены на сайте, часть презентуют в рамках проведения конференции «Инвестиционная привлекательность Ялты».
— А какие промышленные проекты наиболее актуальны?
— Мы возлагаем большие надежды на строительство мусороперерабатывающего завода, для которого при помощи специалистов Агентства по торговле и развитию США уже подготовлено технико-экономическое обоснование. Этот проект очень важен для всей Большой Ялты, поскольку нынешний полигон протянет еще максимум два года. Мы хотим закрыть существующую свалку и построить установку по переработке отходов с использованием технологии массового сжигания. При этом будут вырабатываться электроэнергия, которую можно будет поставлять в сеть «Крымэнерго», и тепло, которого хватит для обогрева близлежащих поселков Гаспра и Симеиз. Площадка под будущее строительство выбрана возле Гаспры, сделан отвод земли. Оценочная стоимость этого проекта — около 45 млн. долл.
— От чего, по-вашему, зависит активность инвесторов?
— В первую очередь нужны четкие и прозрачные законодательные правила. И, естественно, определенное стимулирование. Так, до марта 2005 года у Ялты был статус ТПР, и за это время в город были сделаны крупные финансовые вливания. Но постепенно льготы урезали, пока в прошлом году не отменили их вовсе. Это ударило по рентабельности проектов и негативно сказалось на инвестициях, хотя, конечно, они не прекратились. Сегодня преимущественно реализуются проекты, начатые еще до отмены налоговых льгот. Поэтому наша сегодняшняя задача — найти способы, как помочь инвестору, в том числе и возвратив Ялте статус ТПР.
— Как городская власть пытается влиять на ситуацию?
— Горсовет принял детальный план развития города, в соответствии с которым под жилье мы можем выделить не более 60 гектаров. Больше оставлять было просто нецелесообразно, поскольку Ялте как городу-курорту следует, в первую очередь, делать упор на развитие рекреационной сферы. На эти цели уже сегодня можно выделить более 1000 гектаров. Кроме того, мы установили четкие ограничения по этажности. В нижней, старой части города строения не должны быть выше пяти-шести этажей, чтобы не уродовать его облик. По мере удаления от центра этажность возрастает до девяти, а высотное строительство вообще вынесено за обводную дорогу, в горы.
Также Ялта разработала и приняла генплан развития города. Стоило нам это два с половиной года мытарств. В генеральном плане закреплены основные направления развития ялтинского региона. В нем также определено, что нужно создать такие условия, чтобы в Ялте одновременно могли отдыхать 80 тысяч человек (сейчас эта цифра вдвое меньше). То есть мы должны развивать как собственно курортную инфраструктуру, так и городские коммуникации и дорожную сеть, которые просто не рассчитаны на такие нагрузки.
— В той же России, например, курортные столицы имеют определенные государственные преференции. У Ялты их, к сожалению, нет. Что бы вы хотели получить со стороны государства?
— Безусловно, чтобы сформировать полноценную инфраструктуру Ялты как курорта, своих сил недостаточно, необходима целенаправленная помощь со стороны центральных органов власти. По нашим подсчетам, это обойдется приблизительно в 600 млн. грн. Что же касается налоговых льгот для инвесторов, то наилучшее, на наш взгляд, решение — вернуть Ялте статус ТПР. А еще утвердить правила законодательной игры и не менять их в процессе. Остальное же приложится.