НА СТОКГОЛЬМ.АВТОБУСАМИ
Транспортные проблемы ко всем своим недостаткам имеют еще одну особенность. С наступлением холодов они обостряются до такой степени, что, кажется, после долгого ожидания замерших пассажиров на заснеженных остановках и следующих за этим «зимних» штурмов троллейбусов, автобусов и трамваев, автотранспортный парк большинства городов Украины прекратит свое существование. Проблему же перевозки горожан вынуждены решать городские власти на свой страх и риск, при этом будучи весьма стесненными в своих финансовых возможностях.
Не обошла эта проблема стороной и Луганск. При потребности в 1000 единиц машин сегодня на линии выходят 200 автобусов и 80 трамваев и троллейбусов. В прошлом году город приобрел 30 львовских автобусов ЛАЗ, и они здорово выручили. Пожалуй, впервые за всю историю пассажирского транспорта в Луганске этой зимой не снизился выход на линии подвижного состава. Но вопрос, какие автобусы закупать для работы на городских маршрутах, так и оставался открытым. И вот на этой неделе он был, как представляется, решен окончательно.
Еще на праздновании 200-летия Луганска приглашенный в качестве гостя мэр Полтавы удивлялся, что в областном центре на городских маршрутах еще работают «Икарусы». В Полтаве уже давно перешли на «Volvo», прошедшие капитальный ремонт. Действительно, состояние луганских «Икарусов» приблизилось к отметке «аварийное». Кузова сгнили, запчасти отсутствуют и из городского бюджета уходят значительные средства на восстановление машин. А в Полтаве «Volvo» работают уже 2 года и еще не ломались. Да и у соседей, в Ростове, их уже свыше 150, и они отъездили 5 лет практически без ремонта. И ко всем положительным техническим характеристикам имеют выгодные экономические показатели.
Сегодня новый «Икарус» стоит 100-120 000 долларов, львовский автобус - 70-75 000 долларов, а стандартный «Volvo» после капитального ремонта - включая растаможивание и доставку в Луганск, - 22 000 долларов. «Volvo»-«гармошка» стоит 32 000 долларов. Что лучше: взять 30 «Volvo» или 5 «Икарусов»? Ответ напрашивается сам собой. Договорились со шведами, и они дали один автобус бесплатно, чтобы его проверили в работе в местных условиях. 2,5 месяца он отработал и заслужил самые высокие оценки как от водителей, которые его эксплуатировали, так и от пассажиров.
Большую помощь луганским городским властям оказал председатель облгосадминистрации Геннадий Фоменко. Был решен вопрос с кредитом 140 миллиардов крб. И после того, как деньги будут полностью проплачены, 28 автобусов должны до конца февраля выйти на городские маршруты. Плюс приобретается еще один «представительский» «Volvo» - для встречи зарубежных делегаций и поездок волейболисток «Искры», которые достойно представляют Луганск и Украину, за границу.
Может возникнуть вопрос: почему не закупаются свои, луганские, трамваи? Здесь две причины. Первая - в перспективе трамвайное движение в городе развития не имеет. Городскому бюджету дорого обходится содержание путевого хозяйства. После трагедии, когда разбился трамвай и погибли люди, правительство должно было выделить 100 млрд. крб. для приведения в порядок трамвайного парка, но пока этих денег никто не видел. В прошлом году было куплено 5 трамваев, и сейчас они работают по два-три в день. С остальными заводчане занимаются ремонтом и повышением надежности. Еще два трамвая проходят эксплуатационные испытания. Вторая причина - дороговизна: цена одного трамвая доходит до 100 000 долларов. Хотя от поддержки местного производителя никто отказываться не собирается...
Многое в решении транспортной проблемы зависит и от директоров заводов. Так, Болгария предлагает изготавливать небольшой вместимости автобус типа «ПАЗ». Иностранные партнеры готовы вложить в это дело инвестиции. Уже привозили в Луганск чертежи. Осталось только найти директора (при наличии в Луганске автосборочного завода), который мог бы наладить производство и приступить к выпуску пользующейся спросом и экспортоспособной продукции. Глядишь, лет через ...надцать и на улицах Стокгольма появятся автобусы «Made in Ukraine».