Среди всех украинских городов, которые будут принимать матчи финальной части чемпионата Европы по футболу, Донецку не повезло больше всех. Вся страна готовится к футбольному празднику до 2012 года, а Донбассу европейские соревнования нужно будет принимать уже в 2009-м. Вся страна будет выбирать следующего президента, а Донецк — проводить юношеский турнир европейского первенства.
Посетившая недавно Донецк экспертная комиссия УЕФА вернулась к родным пенатам с чувством глубокого удовлетворения от темпов и качества подготовки шахтерской столицы Украины к проведению финальной части чемпионатов Европы по футболу 2009 и 2012 годов. Во всяком случае, так утверждают представители местных властей самого Донецка. Зарубежные гости категорически потребовали не пускать на свое рабочее заседание представителей прессы и прочей общественности, поэтому приходится довольствоваться рассказами очевидцев.
С другой стороны, недовольство и претензии у чиновников УЕФА возникнут только в том случае, если какие-либо недостатки слишком явно будут бросаться в глаза. Ну, скажем, выйдут команды на поле, а по неухоженному газону летний ветерок гоняет обрывки газет, и все это в полной темноте, потому что света нет… Или приедут мировые футбольные звезды в гостиницу, а им заспанная тетка-администратор рявкнет: «Куды претесь? Нема местов!»…
Все остальные, не видимые по ту сторону границы проблемы принимающей стороне придется решать самой. Их судьба-злодейка наверняка подбросит не один десяток. Вопрос только в том, сумеют ли организаторы с ними справиться…
Пока в Украине складывается довольно парадоксальная ситуация: официальный Киев, по сути, самоустранился от работы над очередным «национальным мегапроектом», ограничившись лишь тем, что бросил клич в массы. Теперь «массы» ворчат, что киевские политики, как всегда, заставляют отдуваться за свои амбиции региональных клерков, и вообще, языком молоть — не мешки ворочать. Во всяком случае, в этом столичных руководителей обвинил глава местного, донецкого, оргкомитета по подготовке к Евро-2009 и Евро-2012, председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк: «Складывается такое впечатление, что политически тема Евро-2012 прослеживается в информационном пространстве, а реальных действий, к сожалению, пока нет. В плане Евро-2009 тем более не наблюдается активности со стороны центральных органов власти. Нас тревожит такая ситуация, потому что время идет, а решение всех вопросов фактически сброшено на местный уровень».
Руководитель правительственного оргкомитета, гуманитарный вице-премьер Дмитрий Табачник признал, что упреки эти во многом справедливы. «Вопросы политизации Евро были и будут, к сожалению. Из-за выборов мы потеряли достаточно много времени. Я имею в виду центральные органы власти. В Донецке, Днепропетровске, Одессе работа идет гораздо лучше. Городские головы в то время продолжали заниматься этой работой достаточно активно», — от имени центральной власти посыпал себе голову пеплом вице-премьер.
Однако от бездействия всех участвующих в этом процессе органов государственной власти тормозится и работа на местах, поскольку слишком многие «рабочие моменты» требуют согласования наверху.
Например, без решения официального Киева невозможны изменения в структуре региональных государственных администраций тех областей, где будут проходить матчи Евро-2012. Так, изначально предполагалось, что при каждой ОГА будет создано соответствующее профильное управление — рабочий орган местного оргкомитета. В Донецкой области такое управление на свой страх и риск пока создали в городском совете Донецка, а на областном уровне обходятся полулегальной рабочей группой.
Отсутствие координации на государственном уровне порождает массу других трудностей. В Донбассе всерьез опасаются, что в случае смены правительства будет полностью изменен состав и структура национального оргкомитета, и выстраивание отношений (не завершенное даже с этим составом правительственных кураторов) придется начинать заново.
Поскольку на территории Украины матчи юниорского чемпионата Европы 2009 года придется принимать Донецку и Мариуполю, донецкие власти настаивают, что подготовку к Евро-2009 и Евро-2012 следует рассматривать как единый проект. Особенно упирают на то, что построенные дороги, вокзалы, больницы и гостиницы, в принципе, через два года никуда не денутся и при удачном стечении обстоятельств простоят дольше 2012 года.
Кроме того, местный оргкомитет настоятельно просит (то есть уже почти требует) рассмотреть возможность передачи «всех прав, в том числе и коммерческих» на юниорский чемпионат 2009 года Федерации футбола Донецкой области. Некоторые специалисты склонны видеть в этом требовании отголоски давнего противостояния нынешнего главы ФФУ Григория Суркиса с президентом ФК «Шахтер» Ринатом Ахметовым, поскольку донецкую федерацию возглавляет Борис Колесников, связь которого с Ахметовым более чем очевидна.
Неопределенность системы управления влечет за собой и неопределенность финансовую. Государственная программа находится в стадии разработки, и пока неясно, сколько Украина готова выделить из своего куцего бюджета на подготовку к европейскому футбольному форуму и каким образом эти средства будут осваиваться.
Среди главных вопросов, которые, по мнению донецких организаторов Евро, требуют немедленного ответа: чьи «чисті руки» будут контролировать расходование государственных и инвестиционных средств? Будет ли национальный оргкомитет (или соответствующее национальное агентство, создание которого также анонсировалось) обладать правом самостоятельно назначать и проводить тендеры, или эта процедура будет, как обычно, проводиться по заказу министерств и ведомств? Или это право получит Федерация футбола? На какую квоту при планировании госбюджетов «футбольной пятилетки» может претендовать оргкомитет?
В общем, всех вопросов к центральной власти и не перечислишь. Их накопилось уже несколько сотен, а вразумительных ответов пока нет.
Финансовые стороны национальной Программы подготовки к Евро-2012 «донецких» интересуют, по их словам, прежде всего потому, что в области уже разработана и утверждена сессией областного совета региональная программа, в которой довольно значительная роль отводится бюджетному финансированию. Поэтому не хотелось бы в самый неожиданный момент получить в своих радужных планах «дыру» в 43,7% от общего объема необходимых ресурсов. А повод для таких опасений дал все тот же Дмитрий Табачник, пожуривший местные власти за «опасный крен в сторону бюджетирования». Вице-премьер утверждает, что государство «не потянет» программу подготовки, в которой бюджетное финансирование будет занимать свыше 30% от общих затрат.
Всего, согласно региональной программе, на подготовку Донецкой области к европейским футбольным чемпионатам планируется потратить 32,63 млрд. грн. (более 6,5 млрд. долл.). Из госбюджета местный оргкомитет надеется получить 14,28 млрд. грн. (как указано выше, 43,7%). Больше, чем от государства, ожидают только от частных инвесторов — 16,57 млрд. грн. (50,8%). Бюджеты городов и районов выделят 1,46 млрд. грн. (4,5%), областной бюджет — 0,31 млрд. (1%).
Наибольший удельный вес государственных средств запланирован в сферах общественной безопасности (88,4%), обеспечения связи и энергоснабжения объектов (84,9%), медицинского обслуживания (70%), подготовки персонала (69,3%). В натуральных цифрах дороже всего госбюджету обойдется развитие дорожно-транспортной сети — 11,51 млрд. грн. (66,3% от всех затрат). Зато областные власти из своих «заначек» будут практически полностью оплачивать создание системы приграничного и таможенного контроля: здесь вложения местного бюджета составят 90,3% от необходимых сумм.
Частные инвесторы, по мнению авторов программы, захотят вложить в строительство гостиниц и прочих мест поселения приезжих футболистов и болельщиков 88,7% всех средств. А также 83,8% от необходимого — в подготовку объектов спортивной инфраструктуры. Полностью на откуп частного бизнеса отдается организация общественного питания и бытового обслуживания.
Всего для тренировок и официальных матчей предполагается использовать восемь стадионов в Донецке и Мариуполе. Гвоздем программы, понятное дело, считается новый стадион «Шахтер», который будет вмещать 50 тыс. зрителей. Генеральный директор ФК «Шахтер» Сергей Палкин заверил, что, несмотря на возникшие в ходе строительства некоторые затруднения (в основном организационно-финансового характера), новая арена будет завершена в июле 2008 года. По всем параметрам УЕФА этот стадион соответствует классу «элит» и должен стать одним из лучших в Европе.
Кроме того, к 2010 году завершится реконструкция регионального спорткомплекса «Олимпийский» — нынешней домашней арены донецкого клуба. К Евро-2009 будет отремонтирован и стадион «Ильичевец» в Мариуполе, где проводит свои игры одноименная команда высшей лиги. Впрочем, спортивная инфраструктура особых опасений не вызывает: донецкие клубы довольно регулярно выступают в еврокубках, и инспекторы УЕФА давно изучили состояние стадионов, а руководство команд привело свои арены в соответствие с европейскими нормативами.
Сложнее обстоят дела с размещением гостей чемпионата. Сейчас гостиничная сеть Донецка, по официальным данным, может разместить 1300 человек в отелях классом от двух до пяти звезд. Два уже «забиты»: в пятизвездочном «Донбасс-Паласе» планируется расположить штаб-квартиру УЕФА, в четырехзвездочной «Виктории» разместятся судьи и специалисты по антидопинговому контролю. В то же время на Евро, по предварительным оценкам, приедут от 30 до 50 тыс. человек.
В данный момент в Донецке выделено три площадки под расширение существующих гостиниц и строительство одной новой. В частности, тот же «Донбасс-Палас» намерен возвести в центре города 17-этажный корпус-«свечку».
Большие надежды возлагаются на инвестиционный форум в Каннах в марте будущего года, где делегация Донецкой области представит свои проекты в рамках программы подготовки к Евро. Региональный оргкомитет рассчитывает за счет инвесторов увеличить вместимость гостиничного комплекса хотя бы до 11 тыс. мест.
Основную массу болельщиков будут расселять в местах попроще. В частности, запланирована реконструкция 22 общежитий высших учебных заведений Донецка, Мариуполя и близлежащих городов-спутников. Муниципальные власти этих городов рассчитывают довести «общаги» до двух-трех звезд по европейской классификации. Возможность использовать это жилье дает график проведения чемпионатов: летом студенты разъезжаются на каникулы либо на практику. Зато по осени студентам достанется жилище, которое наконец-то отремонтируют после долгого перерыва, порой исчисляющегося десятками лет. Кроме того, рассматриваются также проекты строительства полноценного жилого микрорайона на окраине Донецка и возведения жилого комплекса по типу «олимпийской деревни». Деревню обещают потом отдать молодым семьям как социальное жилье, хотя, как показывает пример «хрущевок», результаты таких коммунистических строек на роль тихого семейного гнездышка зачастую не подходят.
Эксперты, правда, опасаются, что нынешние расчеты численности приезжих могут оказаться заниженными. А если в финальную часть турнира попадет Россия, с которой граничит Донецкая область и с которой действует безвизовый режим? Или Турция — сосед по Азовскому побережью? Тогда поток «диких» туристов может возрасти многократно.
В сфере транспортного обслуживания главная роль отведена международному аэропорту «Донецк». Во-первых, здесь уже идет строительство новой взлетно-посадочной полосы, чтобы аэропорт мог принимать любые типы воздушных судов. Стоимость проекта оценивается в 990 млн. грн., 970 млн. из которых потребуется вложить из государственной казны. При нормальном поступлении средств работы планируется завершить в 2008 году.
В скором времени, как заверяют местные власти, начнется также строительство нового аэровокзального комплекса стоимостью 269,4 млн. грн. Здесь государственных денег не потребуется, но нужна будет довольно серьезная помощь в организации оперативного таможенного контроля. Иначе, как любят шутить в Донецке, последний болельщик пройдет таможню как раз в день финального матча. А это, естественно, никого не устраивает — все ждут, что этот европейский буржуй будет две недели честно тратить привезенные с собой евро, причем настолько активно, чтобы с собой ни цента назад не увезти.
Проблема в том, что изначально донецкий аэропорт строился как внутренний, для обслуживания рейсов внутри Союза, и теперь ему приходится в спешном порядке «перековываться». Нынешняя пропускная способность международного терминала — 60 человек в час — считается явно недостаточной.
В Донецке, помимо этого, запланировано строительство двух автовокзалов на окраинах города, чтобы междугородные рейсы не усугубляли и без того напряженную транспортную ситуацию в городе. Кроме того, муниципальные власти планируют в 2011 году наконец-то запустить первую линию донецкого метрополитена и сейчас активно требуют от государства обещанных субвенций, упирая на то, что планируемый пассажиропоток без метро «разгрузить» никак не удастся. Или метро, или придется в спешном порядке строить двухуровневые развязки.
«Пользуясь случаем», в шахтерской столице также надеются на паях с правительством полностью обновить парк городского общественного транспорта (автобусы большой вместимости, трамваи, троллейбусы) и заменить 211 километров линий электропередачи для электротранспорта. При участии государства города, принимающие матчи Евро, вообще рассчитывают серьезно обновить социальную инфраструктуру — 14 крупных медицинских учреждений, театры, музеи, библиотеки. Художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета Вадим Писарев обещал даже обновить репертуар и удивить иностранных гостей масштабными балетными постановками по произведениям украинских и европейских классиков.
В Донецкой области предполагается также капитальный ремонт и строительство 345 километров дорог. Самые масштабные проекты — завершение кольцевой дороги и строительство магистрали в северном направлении в обход крупных городов. Дорога на север нужна для того, чтобы, во-первых, проложить туристический маршрут (всего для туристов готовят, по предварительным данным, около 20 объектов: Святые горы, каменные могилы, заповедник «Хомутовская степь», лес каменных деревьев, приморский парк «Меотида», дом-музей Сергея Прокофьева и др.). Во-вторых, чтобы соединиться с транзитными магистралями из Европы в Россию, крупный узел которых находится на стыке границ Донецкой, Луганской и Харьковской областей.
В целом, отметила замминистра экономики Оксана Слюсаренко, потенциальные инвесторы с большим нежеланием рассматривают проекты, связанные со строительством инфраструктурных объектов. Все хотят строить гостиницы и забегаловки, но никто не хочет вкладывать в возведение путепроводов, трансформаторных подстанций, в водоснабжение, канализацию и прочие блага цивилизации. Со значительно большим интересом изучаются проекты в сфере услуг: размещение, питание, туристические маршруты, развлекательные комплексы — короче, все, что поможет иностранному гостю легко и весело расстаться со своими деньгами.
В процессе подготовки к чемпионатам Европы порой обнаруживаются такие проблемы, которых и представить было невозможно. Например, донецкая милиция решила обратиться к немецким коллегам с целью обмена опытом, поскольку тамошние правоохранители годом ранее обеспечивали правопорядок на чемпионате мира 2006 года (да-да, на том самом, где еще сборная Блохина… помните?). Немецкие полицейские сообщили, что у них главной головной болью были даже не буйные тиффози, а рассеянные фанаты, в пылу гуляний массово теряющие документы и обратные билеты. Начальник областного управления милиции Михаил Клюев во время выездного заседания национального оргкомитета задал представителям украинского МИДа вопрос — и что с такими делать? Министерство иностранных дел ответило максимально честно: да кто его знает…
Сошлись на том, что таких надо побыстрее выдворять из страны и пускай на родине с ними разбираются. Но этот вопрос не единственный, есть еще масса других.
Можно ли разбушевавшегося иностранца, как нашего дебошира, посадить в «обезьянник» или нет? Принимать ли в наших больницах европейские медицинские страховки или пусть наслаждаются гарантированным Конституцией Украины бесплатным здравоохранением? Можно ли голландцам открыто курить марихуану, если у них там это не запрещается законом? Кто и за чьи деньги будет учить наших ППСников английскому языку хотя бы в объеме «Ваши документы!», «Эй ты, козел, иди сюда!» и «Гражданин, пройдемте!»? Подобные мелочи приходится выяснять и согласовывать едва ли не ежедневно.
Но самое обидное, что для донецких любителей футбола ворота родных стадионов во время Евро могут оказаться закрытыми по банальным материальным причинам. Все стадионы арендуются УЕФА, и европейские футбольные чиновники будут ведать вопросами продажи билетов. УЕФА, слабо представляя экономические реалии постсоветского пространства, планирует, по данным информированных источников, брать за посещение матчей групповой стадии чемпионата-2012 на донецких стадионах не менее 50 евро, максимум — 150 евро. На этапе четвертьфинала — уже минимум 75 евро, максимум — 200.
Две сотни евро по нынешнему курсу — это чуть больше средней заработной платы в Донецкой области. Как-то не хотелось бы выигрывать право проведения чемпионата Европы только для того, чтобы сиротливо постоять за воротами, чувствуя себя чужими на этом празднике жизни…