После эпопеи с госбюджетом-2008 принятие разработанных на его основе региональных финансовых смет происходило по принципу «Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус». Да, бюджет несовершенный, недо- и переписанный, но только другого-то нет. Поэтому руководители городов и регионов на сессиях своих советов быстренько голосовали то, что есть, а потом злыми пчелками слетались в Киев, где надоедливо жужжали над ухом спикера парламента, министра финансов, депутатов, прочих чиновников. Обещанных в марте изменений к закону о госбюджете региональные «князьки» ждут как манны небесной, в надежде, что справедливость наконец-то восторжествует.
Порой создается ощущение, что в Украине продолжается дремучее средневековье и отношения местных властей с государством — как у городской стражи с заезжими купцами. Одни выкручиваются и пытаются ничего не отдать, другие хотят изловчиться и отобрать.
Муниципалитет Донецка, защищая свой бюджет от «посягательств» Кабмина, придумал даже связать все это с подготовкой к чемпионату Европы по футболу 2009 и 2012 годов. Донецкий городской голова Александр Лукьянченко со товарищи обратились к нашей власти предержащей с просьбой временно изменить формулу распределения собранных налогов. В частности, предлагается полностью оставить в городских бюджетах собранный на территории Донецка, Львова, Днепропетровска и Киева экологический сбор, налог с владельцев транспортных средств и половину налога на прибыль. Кроме того, мэры указанных городов просят прекратить до проведения чемпионата прямые изъятия из местных бюджетов. Благодаря чему можно полностью отказаться от бюджетного финансирования подготовки, обойдясь своими силами.
А.Лукьянченко подчеркнул, что просит никоим образом не рассматривать эту инициативу местных властей как попытку предоставить городам, где пройдут матчи Евро, какой-то особый статус. «Мы не хотим иметь никакого (специального. — Е.Ш.) статуса. Но если проводить этот чемпионат, то, безусловно, требуются дополнительные финансовые ресурсы, требуется серьезная подготовка», — сказал мэр Донецка журналистам.
Этот эпизод, однако, весьма показателен и достаточно ярко иллюстрирует уровень «реформирования бюджетного процесса». Страна, в которой государство изначально рассматривается не как партнер, а только как грабитель — из какого века? «Бургомистр» едва ли не открытым текстом просит: мы сами, без вас к этому чемпионату подготовимся, только не обдирайте нас как липку, пожалуйста.
Автор этих строк не поленился и пролистал подшивку «ЗН» за прошлые годы. Каждый год мэры, депутаты местных советов твердят об одном и том же: нам от государства ничего не надо, мы и сами как-нибудь, если нам оставят собранные налоги. А вот это они зря. У нашего государства — навязчивый сервис…
Иногда эта навязчивость выходит далеко за пределы разумного. Простой пример. Как уже сообщало «ЗН», Донецк уже в следующем году принимает матчи юношеского чемпионата Европы 2009 года. Правда, в Киеве об этом то ли уже не помнят, то ли еще не знают. «Когда я говорил о 2009-м, многие государственные мужи пожимали плечами и говорили: «Как, 2009-й? А мы не знали», — посетовал мэр Донецка, вспоминая свою последнюю поездку на совещания в столицу.
Ладно, суть не в этом. Донецк первым принимает матчи европейского чемпионата, хоть и юношеского. По идее, в нынешнем году, последнем «предзапусковом», городу должны оказать повышенное внимание, дать зеленую улицу по финансированию и пр. Но на сегодняшний день, в действующем варианте бюджета, «повышенное внимание» отразилось только в двукратном увеличении прямых изъятий из городского бюджета в государственный. В 2008 году сумма прямых изъятий определена Донецку на уровне 337,58 млн. грн. Годом ранее она составляла 149,7 млн. грн. Вот так — кому на международный престиж не хватает, а кому — на «Украинский прорыв» с «Юлиными тысячами». И вроде бы все понимают, что собой представляет рост прямых изъятий, но ответы на любые жалобы все равно лучше поэта-диссидента Саши Черного никто не сформулирует: «Деру тебя тебе ж во благо. Без шкуры легче — тесно в ней»…
Принятые в городах финансовые документы, объединенные в сводный бюджет Донецкой области, председатель Донецкого же облсовета сурово окрестил «классическим бюджетом проедания». Общая сумма доходов областного бюджета в 2008 году определена на уровне 4,115 млрд. грн. Сюда входят субвенции из государственного бюджета в сумме 2,066 млрд. грн., дотация выравнивания в сумме 134,8 млн. грн., а также 68,8 млн. грн. дополнительной дотации.
Общий фонд бюджета составляет 3,666 млрд. грн., специальный — 449,2 млн. грн., в том числе бюджет развития — 251,9 млн. грн.
Все десять государственных программ по развитию жилищно-коммунального хозяйства в бюджете 2008 года надежно похоронены, и ни один город Донбасса на замену старых труб и внедрение чего-нибудь нового и прогрессивного не получит ни копейки. Не время сейчас о глупостях всяких думать, мы на прорыв идем.
Самые принципиальные моменты — отсутствие отдельной строки на подготовку к Евро, а также средств в областном бюджете на строительство злосчастного Донецкого метрополитена. Требование же Минтранса в течение трех лет выделить из бюджетов всех уровней 1,13 млрд. грн. на строительство глава Донецкого облсовета Анатолий Близнюк вообще назвал «провокацией».
«Департамент Минтранса — у него на балансе метрополитен. Государство должно выделять эти деньги, финансировать, контролировать, строить и эксплуатировать. Точка. Я это по-другому не назову, как самой натуральной провокацией людей, которые не знают, не понимают сути вопроса. И для того чтобы его заволынить, не сделать доброе дело, делают подобные провокационные заявления. При таких подходах метро в Донецке не будет», — отметил Близнюк.
Такими высказываниями председатель донельзя расстроил муниципалитет Донецка. В бюджете областного центра предварительно уже были вписаны 60 млн. грн. от областного бюджета, наряду с 290 млн. грн. от государства и 77 млн. грн. — «своих». «Будем искать варианты, настаивать и решать», — сказал мэр Донецка, узнав о резкой отповеди Близнюка.
Вариантов — не ахти. Бюджет самой шахтерской столицы трещит по швам. Согласно решению сессии горсовета, доходная часть бюджета города составит 2,2 млрд. грн. (на 15,9% больше, чем в 2007 году). Субвенции из государственного бюджета планируются в сумме 443,9 млн. грн., прямые изъятия — 337,58 млн. грн.
Расходная часть планируется в сумме 2,18 млрд. грн. (на 7,8% больше, чем в 2007 году). На содержание городского коммунального хозяйства и городского транспорта запланировано пока меньше средств, чем в 2007 году. Финансирование культуры и образования увеличено на 25%. Чтобы свести концы с концами, городской совет принял решение в 2008 году выпустить облигации муниципального займа на сумму 80 млн. грн.
Проблема в том, что даже сами авторы бюджета сомневаются, что смогут наполнить доходные статьи. В частности, выступая перед депутатами, председатель бюджетной комиссии Сергей Богачев указывал своим коллегам, что в 2008 году, помимо прочих напастей, вдвое сокращаются объемы производства на двух крупнейших предприятиях Донецка — шахте имени Засядько (понятно, почему) и Донецком коксохимическом заводе (остановлен на реконструкцию). Поэтому, считает С.Богачев, запланированные темпы роста средней заработной платы и поступления от налога на доходы физических лиц могут быть и не достигнуты.
Наконец, в Донецке всерьез опасаются, что предложенный правительством Тимошенко механизм земельного аукциона «застопорит» всю деятельность местных властей в этом направлении месяцев на пять-шесть. Пока Минюст подробно разъяснит, что именно хотела сказать в порыве вдохновения Юлия Владимировна, пока этот механизм подкрепят местными нормативными актами, пока обкатают… Донецк — конечно, не Киев (хотя и здесь в этой сфере без скандалов никак не обходится), но плата за землю остается одной из основных бюджетообразующих статей.
В бюджете Донецка напрямую на подготовку к европейскому футбольному действу денег также не предусмотрено. Но они есть, просто «разбросаны» по статьям, где перечислены инфраструктурные мероприятия в целом: ремонт и строительство дорог, коммуникаций, ремонт тех же больниц и пр. На все эти благие цели в Донецке планируют потратить 218 млн. грн.
Не хотелось бы обманывать надежд градоначальников на «мартовские тезисы» в виде поправок к бюджету от Юлии Тимошенко, но, по большому счету, государство ведет по отношению к органам местного самоуправления свою откровенно колонизаторскую политику уже не первый год и «не первый Кабмин». Причем от личности премьера это не зависит, и Тимошенко будет «прессовать» «удельных князьков» точно так же, как это делали ее предшественники. Те, по заведенной привычке, будут жулить, юлить и изворачиваться…
А вот когда у нас в финансовых отношениях центра и регионов будут полное взаимопонимание, взаимное уважение, честные и понятные правила игры, четкие и прозрачные финансовые схемы — тогда придется быть очень осторожными, чтобы коммунизм нечаянно не построить… Не поймут.