Одни говорят: будем качать каспийскую нефть в Европу — по нефтепроводу Одесса—Броды; другие — за транзит российской нефти через морской нефтеперевалочный комплекс «Південний» (под Одессой) и Черное море... И как-то в пылу страстей подзабылось, что изначально ОАО «Укртранснафта» исповедует философию баланса интересов.
В свое время Польша отказала российскому «Газпрому» в строительстве газопровода через свою территорию, что однозначно ущемило бы интересы Украины. Затем, будучи уже одной ногой в ЕС, она же поддержала на политическом уровне европейские устремления Украины. Потом уже ЕС воспринял проект ЕАНТК, презентуемый Украиной.
Российские нефтяные компании к тому времени построили обходящий территорию Украины нефтепровод-перемычку Суходольная—Родионовская, что намного сократило российский нефтетранзит через Украину. Правда, вскоре и украинский нефтепровод Одесса—Броды как часть ЕАНТК уже был построен. Торжества по поводу «золотого стыка» — уже история. Морской нефтеперевалочный комплекс «Південний» уже давно принял первый танкер-стотысячник. Но до сих пор украинское правительство не приняло окончательного решения о предпочтительном варианте использования нефтепровода Одесса—Броды, что дает повод оппонентам украинского проекта, что называется, подливать масла в огонь.
О Евро-Азиатском нефтетранспортном коридоре и вариантах использования нефтепровода Одесса—Броды только «ЗН» опубликовало столько материалов, что даже без учета массы публикаций на эту тему в других СМИ, казалось бы, добавить к сказанному нечего. Но пока Кабинет министров Украины взял тайм-аут для принятия решения о выборе варианта использования нефтепровода Одесса—Броды до середины января 2004-го, мы все же решили предоставить возможность привести аргументы в защиту своей позиции двум руководителям «Укртранснафти» — Александру Тодийчуку и Станиславу Василенко, придерживающимся разных мнений относительно судьбы нефтепровода Одесса—Броды и проекта ЕАНТК.
Увы, далеко не все сказанное Александром Тодийчуком и Станиславом Василенко — первыми менеджерами «Укртранснафти» — можно «сжать» до вместимых «ЗН» масштабов. Тем не менее мы старались не исказить принципиальные моменты в их интервью. И самое приятное, что хотелось бы отметить: оба интервьюируемые были столь корректны, что в самом деле сомнительно, что эти люди якобы не могли найти общий язык. Словом, на скандал не рассчитывайте. Но массу интересного из предлагаемых интервью вы сможете почерпнуть.